Нижний Новгород |
|
19 ноября 2020 г. |
Дело N А39-13070/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.11.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.11.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от заявителя: Кочегаровой Е.П. (доверенность от 26.04.2020 N 3),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.05.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2020
по делу N А39-13070/2019
по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия (ИНН: 1326134322, ОГРН: 1021300975387)
о признании недействительными пункта 2 акта внеплановой выездной проверки
Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия от 15.08.2019 и
пункта 1 представления от 03.10.2019 N 09-12-07/23-8743,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Костев Алексей Васильевич,
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Иевлев Сергей Вячеславович,
и установил:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействительными пункта 2 акта внеплановой выездной проверки Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия (далее - Управление) от 15.08.2019 и пункта 1 представления от 03.10.2019 N 09-12-07/23-8743.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены глава крестьянского (фермерского) хозяйства Костев Алексей Васильевич (далее - глава КФХ Костев А.В.) и глава крестьянского (фермерского) хозяйства Иевлев Сергей Вячеславович (далее - глава КФХ Иевлев С.В.).
Решением суда от 14.05.2020 Министерству отказано в удовлетворении требования о признании недействительным пункта 1 представления Управления от 03.10.2019 N 09-12-07/23-8743; производство по делу в части требования о признании недействительным пункта 2 акта внеплановой выездной проверки от 15.08.2019 прекращено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2020 решение суда оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, Управление не доказало факт нецелевого использования Министерством бюджетных средств. Спорные субсидии выделены главе КФХ Костеву А.В. и главе КФХ Иевлеву С.В. в соответствии с Порядком предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 25.02.2013 N 59 (далее - Порядок N 59); в целях получения субсидий предприниматели представили в Министерство полный пакет документов, определенный Порядком N 59; глава КФХ Костев А.В. и глава КФХ Иевлев С.В. соответствовали требованиям, установленным Порядком N 59 к получателям субсидии.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы Министерства.
Третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили в суд округа.
Управление, глава КФХ Костев А.В. и глава КФХ Иевлев С.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, глава КФХ Костев А.В. и глава КФХ Иевлев С.В. обратились в Министерство с заявлениями о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитным договорам от 23.06.2010 N 102007/0011 на строительство молочной животноводческой фермы на 100 голов и от 26.10.2010 N 102007/0013 на строительство молочной животноводческой фермы на 100 голов и приобретение оборудования, заключенным с ОАО "Россельхозбанк".
Министерство 17.03.2015 заключило с главой КФХ Костевым А.В. и с главой КФХ Иевлевым С.В. соглашения о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах.
Согласно пункту 2.1.4. соглашений Министерство в течение срока действия соглашений осуществляет самостоятельно и (или) с органами государственного финансового контроля, в пределах установленной компетенции, проверки соблюдения получателем субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий.
В случаях выявления нарушения получателем субсидий условий предоставления субсидии и по результатам проверок фактов нарушений целей предоставления субсидий, в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения таких фактов нарушения направляет письменное требование получателю субсидий о возврате в республиканский бюджет Республики Мордовия суммы неправомерно полученной субсидии (пункт 2.1.5.).
Во исполнение условий соглашений Министерство за период с 01.01.2017 по 31.12.2018 перечислило главе КФХ Костеву А.В. 4 048 649 рублей 01 копейку субсидии, главе КФХ Иевлеву С.В. - 4 670 347 рублей 06 копеек субсидии.
Управление провело внеплановую выездную проверку Министерства за период с 01.01.2017 по 31.12.2018, результаты которой отразило в акте от 15.08.2019.
В ходе проверки Управление установило факт нецелевого использования бюджетных средств, выделенных в виде субсидии на цели, не соответствующих целям, определенным условиями их предоставления, а именно: предоставлена субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях главой КФХ Иевлевым С.В. и главой КФХ Костевым А.В., которые не являются сельскохозяйственными товаропроизводителями, не занимаются производством сельскохозяйственной продукции и не осуществляют ее первичную и последующую (промышленную) переработку.
По результатам проверки Управление вынесло представление от 03.10.2019 N 09-12-07/23-8743, согласно которому Министерству предложено устранить бюджетное нарушение путем возврата в доход федерального бюджета средств, использованных не по целевому назначению, в общей сумме 7 516 143 рублей 80 копеек, а также принять меры по устранению причин и условий его совершения путем недопущения предоставления субсидий (иных межбюджетных трансфертов) сельскохозяйственным производителям, которые не занимаются производством сельскохозяйственной продукции и не осуществляют первичную и последующую (промышленную) переработку, в срок до 05.11.2019.
Министерство не согласилось с актом проверки от 15.08.2019 и представлением Управления от 03.10.2019 N 09-12-07/23-8743 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Руководствуясь статьями 29, 65, 150, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 28, 38, 78, 265, 267.1, 270.2, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, являющихся приложением N 10 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, Порядком предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 25.02.2013 N 59, Арбитражный суд Республики Мордовия прекратил производство по делу в части обжалования акта проверки, так как он не является ненормативным правовым актом и не подлежит оспариванию в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также пришел к выводу о законности оспариваемого представления и отказал Министерству труда в удовлетворении заявленного требования в обжалуемой части.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В статьях 28 и 38 БК РФ определено, что бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу пункта 3 части 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
На основании пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" государственная поддержка развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по направлению: обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции (в том числе на арендованных основных средствах) и ее реализацию в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, при условии, что доля дохода от реализации этой продукции в доходе указанных организаций и указанных индивидуальных предпринимателей составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
В пункте 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, являющихся приложением N 10 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, установлено, что субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по инвестиционным кредитным договорам (договорам займа), заключенным по 31.12.2016 включительно сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункту 8 Порядка предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 25.02.2013 N 59, целью предоставления субсидий является повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осуществляющих первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
В соответствии с пунктом 20 Порядка N 59 контроль за целевым использованием средств, выделенных на выплату субсидий, осуществляют уполномоченный орган и Министерство финансов Республики Мордовия.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, предоставлены Министерством главе КФХ Костеву А.В. и главе КФХ Иевлеву С.В., которые финансово-хозяйственную деятельность в качестве крестьянских (фермерских) хозяйств никогда не осуществляли, производством и переработкой сельскохозяйственной продукции не занимались.
Всесторонне, полно и объективно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций согласились с выводами Управления о том, что при установленных фактических обстоятельствах спорные затраты главы КФХ Костева А.В. и главы КФХ Иевлева С.В. не подлежали субсидированию; в нарушение пунктов 2.1.4 соглашений о предоставлении субсидий и пункта 20 Порядка N 59 Министерство не обеспечило контроль проверки соблюдения предпринимателями условий, целей и порядка предоставления субсидий.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали оспариваемое представление Управления законным в обжалуемой части и отказали Министерству в удовлетворении заявленного требования.
Доводы Министерства, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.05.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2020 по делу N А39-13070/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" государственная поддержка развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по направлению: обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции (в том числе на арендованных основных средствах) и ее реализацию в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, при условии, что доля дохода от реализации этой продукции в доходе указанных организаций и указанных индивидуальных предпринимателей составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
В пункте 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, являющихся приложением N 10 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, установлено, что субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по инвестиционным кредитным договорам (договорам займа), заключенным по 31.12.2016 включительно сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 ноября 2020 г. N Ф01-14153/20 по делу N А39-13070/2019