Нижний Новгород |
|
24 ноября 2020 г. |
Дело N А79-1271/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заявителя: Демина Е.В. (доверенность от 17.11.2019),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя Айнетдиновой Дамиры Тагировны
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.05.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2020
по делу N А79-1271/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Айнетдиновой Дамиры Тагировны
(ИНН: 212500399043, ОГРНИП: 318213000071980)
о признании незаконным и об отмене постановления Территориального отдела
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Шумерля
о привлечении к административной ответственности
и установил:
индивидуальный предприниматель Айнетдинова Дамира Тагировна (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Шумерля (далее - Управление) от 30.01.2020 N 18 о привлечении к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением суда от 28.05.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2020 решение суда оставлено без изменения.
Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Заявитель жалобы считает, что суды не применили подлежащие применению положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), неполно исследовали обстоятельства, имеющие значение для дела. Надлежащих доказательств, подтверждающих факт реализации Предпринимателем хлебобулочных изделий и полуфабрикатов, в материалы дела не представлено. Основания для привлечения к административной ответственности отсутствовали.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Управление отзыв на кассационную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Шумерлинская межрайонная прокуратура совместно с ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии" 15.03.2019 провели проверку соблюдения и исполнения законодательства при производстве и реализации хлебобулочных изделий и полуфабрикатов Предпринимателем по адресу: Чувашская Республика, город Шумерля, улица Ленина, дом 34а.
В ходе проверки установлено, что в цехе по производству хлебобулочных и мучных кондитерских изделий и полуфабрикатов не соблюдаются требования Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - Технический регламент), Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), а именно: в помещении с холодильным оборудованием производственного цеха проводились ремонтные работы одновременно с производством (изготовлением) пищевой продукции; не соблюдалась поточность технологических процессов при производстве хлебобулочных и мучных кондитерских изделий и полуфабрикатов из мяса; производственный цех оборудован одной моечной ванной, в которой осуществлялось мытье посуды, инвентаря и пищевых продуктов, продовольственного сырья, рук персонала, что может привести к загрязнению пищевых продуктов, чистой посуды, производственный цех не оборудован умывальной раковиной для мытья рук персонала с подводкой горячей и холодной воды с устройствами для вытирания и (или) сушки рук; две стены в зоне для готовой продукции производственного цеха отделаны бумажными обоями, верхняя часть третьей стены - кирпичная без отделки, в зоне для хранения пищевых отходов около моечной ванны стены обшиты гипсокартоновыми листами, что не позволяет проводить влажную уборку и дезинфекцию стен по всей высоте; в производственном цехе несвоевременно проводилась уборка помещений, мытье технологического и холодильного оборудования, не выделен уборочный инвентарь для уборки туалета; пищевые отходы хранились в непромаркированной емкости без крышки, в картонной коробке в полиэтиленовом пакете; в качестве инвентаря и посуды, контактирующих с пищевой продукцией, использовадась одноразовая упаковка - пластиковые емкости из-под пищевых продуктов; холодильное оборудование - бытовой холодильник и морозильный ларь не обеспечены контрольными термометрами для контроля за условиями хранения пищевой продукции и продовольственного сырья; пищевые продукты (яйца, овощи) хранились вместе с тарой, упаковкой из-под пищевых продуктов, инвентарем и посудой; в холодильнике сырое мясо, фарш мяса птиц хранились вместе с готовыми начинками для пирогов (капустой с мясом, капустой); фарш куриный ТУ 9214-117-23476484-04, изготовитель ООО "Агрофирма "Юрма" (адрес: Чувашская Республика, Чебоксарский район, д. Лапсары, улица Луговая, дом 31), дата изготовления 13.03.2019, срок годности и условия хранения при температуре от -120С до -180С - 90 суток, в количестве 4 упаковок весом 0,700, 0,840, 0,730, 0,850 г, хранился в холодильном оборудовании бытового холодильника в размороженном виде; на сыр "Российский премиум "Починки" 45% ГОСТ 52686-2000, изготовитель АО "Молокозавод "Починковский" (адрес: Нижегородская область, Починковский район, с. Починки, улица Коммунистическая, дом 11), дата выработки 04.03.2019, годен до 03.11.2019 в количестве 7 кг, на колбасу вареную "Нежную" "Родные угодья", изготовитель ООО "Чернышихинский МК" (адрес: Нижегородская область, Кстовский район, с. Чернышиха), дата выработки 27.02.2019, годен до 24.03.2019 в количестве 4 батонов весом 1,086, 0,650, 0,650, 0,680 кг, на сервелат "Австрийский" колбасу варено-копченую, изготовитель ООО "Атяшевский мясокомбинат" (адрес: Республика Мордовия, Атяшевский район, п.Атяшево), дата выработки 04.02.2019, срок годности 40 суток при температуре 0+60С в количестве 2 батонов весом по 350 г, на фарш куриный ТУ 9214-117- 23476484-04, изготовитель ООО "Агрофирма "Юрма" (адрес: Чувашская Республика, Чебоксарский район, д. Лапсары, улица Луговая, дом31), дата изготовления 13.03.2019, срок годности и условия хранения при температуре от -120С до -180С - 90 суток, в количестве 4 упаковок весом 0,700, 0,840, 0,730, 0,850 г, на творог в количестве 2 отвесов общим весом 0,940 кг без маркировочного ярлыка, на колбасу варено-копченую сервелат "Европейский", изготовитель ООО "МК "Дубки" (адрес: Саратовская область, Саратовский р-он, п. Дубки), дата изготовления 06.02.2019, срок годности 08.03.2019 в количестве 1 каталка весом 0,500 кг отсутствует товаросопроводительные документы, обеспечивающие прослеживаемость данной продукции, документы, подтверждающие качество и безопасность (товарно-транспортные накладные, декларации о соответствии); обнаружен пищевой продукт с истекшим сроком годности - колбаса варенокопченая сервелат "Европейский", изготовитель ООО "МК "Дубки" (адрес: Саратовская область. Саратовский р-он, п.Дубки), дата изготовления 06.02.2019, срок годности 08.03.2019 в количестве 1 каталка весом 0,500 кг; отсутствует медицинская книжка работника Назаровой А.А., в личной медицинской книжке Айнетдиновой Д.Т. отсутствуют сведения об обследовании на туберкулез, на носительство кишечных инфекционных заболеваний, патогенного стафилококка. Реализация готовых хлебобулочных изделий и полуфабрикатов осуществлялась посредством мессенджера Viber. Результаты проверки зафиксированы в акте от 15.08.2019.
Усмотрев в действиях Предпринимателя состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, исполняющий обязанности Шумерлинского межрайонного прокурора принял постановление от 30.12.2019 о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и направил материалы дела для рассмотрения в Управление.
Постановлением Управления от 30.01.2020 N 18 Предпринимателю назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Предприниматель оспорил принятое постановление в судебном порядке.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, Закона N 52-ФЗ, Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ), Федерального закона от 27.02.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях Предпринимателя состава вмененного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
В части 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 данного кодекса.
Действия, предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений влекут применение административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно примечанию к указанной норме под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в данной статье кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Закона N 184-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 184-ФЗ технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В силу статьи 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно статье 15 Закона N 52-ФЗ пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие. Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования. К отношениям, связанным с обеспечением безопасности пищевых продуктов, а также материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, применяются положения законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками (части 1 и 3 статьи 34 Закона N 52-ФЗ).
В части 1 статьи 20 Закона N 29-ФЗ определено, что при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пунктах 3 и 4 статьи 5 Таможенного регламента установлено, что пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции. Пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза.
В соответствии с подпунктами 2, 8 и 12 пункта 3 статьи 10 Таможенного регламента для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры: выбор последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции; содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции; прослеживаемость пищевой продукции.
Согласно подпункту 7 пункта 3 статьи 11 Таможенного регламента для обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции изготовитель должен определить периодичность проведения уборки, мойки, дезинфекции, дератизации и дезинсекции производственных помещений, чистки, мойки и дезинфекции технологического оборудования и инвентаря, используемого в процессе производства (изготовления) пищевой продукции.
Работники, занятые на работах, которые связаны с производством (изготовлением) пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза (пункт 6 статьи 11 Таможенного регламента).
В силу пунктов 1 и 4 статьи 13 Таможенного регламента продовольственное (пищевое) сырье, используемое при производстве (изготовлении) пищевой продукции, должно соответствовать требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, и быть прослеживаемым. Хранение продовольственного (пищевого) сырья и компонентов, используемых при производстве (изготовлении) пищевой продукции, должно осуществляться в условиях, обеспечивающих предотвращение порчи и защиту этого сырья и этих компонентов от загрязняющих веществ.
В подпунктах 1 и 6 пункта 1 статьи 14 Таможенного регламента предусмотрено, что планировка производственных помещений, их конструкция, размещение и размер должны обеспечивать возможность осуществления поточности технологических операций, исключающей встречные или перекрестные потоки продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции, загрязненного и чистого инвентаря; защиту от скопления грязи, осыпания частиц в производимую пищевую продукцию, образования конденсата, плесени на поверхностях производственных помещений.
На основании подпункта 4 пункта 2 статьи 14 Таможенного регламента производственные помещения, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, должны быть оборудованы умывальниками для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, со средствами для мытья рук и устройствами для вытирания и (или) сушки рук.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 14 Таможенного регламента части производственных помещений, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, должны соответствовать следующим требованиям: поверхности стен должны быть выполнены из водонепроницаемых, моющихся и нетоксичных материалов, которые можно подвергать мойке и, при необходимости, дезинфекции.
Запрещается ремонт производственных помещений одновременно с производством (изготовлением) пищевой продукции в таких производственных помещениях (пункт 8 статьи 14 Таможенного регламента).
В пункте 1 статьи 15 Таможенного регламента определено, что в процессе производства (изготовления) пищевой продукции должны использоваться технологическое оборудование и инвентарь, контактирующие с пищевой продукцией, которые: 1) имеют конструктивные и эксплуатационные характеристики, обеспечивающие производство (изготовление) пищевой продукции, соответствующей настоящему техническому регламенту и (или) техническим регламентам Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; 2) дают возможность производить их мойку и (или) очищение и дезинфекцию; 3) изготовлены из материалов, соответствующих требованиям, предъявляемым к материалам, контактирующим с пищевой продукцией.
Согласно пункту 2 статьи 15, пункту 3 статьи 16 Таможенного регламента технологическое оборудование, если это необходимо для достижения целей данного технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, должно быть оснащено соответствующими контрольными приборами.
Отходы в соответствии с категорией должны быть раздельно помещены в промаркированные, находящиеся в исправном состоянии и используемые исключительно для сбора и хранения таких отходов и мусора, закрываемые емкости.
Исследовав и оценив представленным в дело документы, суды признали доказанным совершение Предпринимателем вмененного административного правонарушения, выразившегося в нарушении требований Технических регламента и Закона N 52-ФЗ. Допущенное им правонарушение образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, поскольку посягает на установленный порядок в сфере технических регламентов, имеющих своей целью охрану жизни и здоровья граждан.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Предприниматель принял все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено, поэтому суды правомерно признали заявителя виновным в совершении вмененного административного правонарушения.
Собранным административным органом и представленным в дело доказательствам суды дали оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности (в их совокупности и взаимной связи) (статьи 26.2 КоАП РФ, статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Процессуальных нарушений в ходе проверки и при производстве по делу об административном правонарушении суды не установили.
Утверждение Предпринимателя о том, что спорные хлебобулочные изделия и полуфабрикаты использовались в личных целях, подтверждения в материалах дела не нашло.
Довод Предпринимателя о недоказанности фактов реализации им хлебобулочных изделий и полуфабрикатов суды правомерно не приняли во внимание, так как выявленные при проверке нарушения допущены на стадии изготовления и хранения пищевой продукции, а не на стадии реализации их покупателям.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.05.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2020 по делу N А79-1271/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Айнетдиновой Дамиры Тагировны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленным в дело документы, суды признали доказанным совершение Предпринимателем вмененного административного правонарушения, выразившегося в нарушении требований Технических регламента и Закона N 52-ФЗ. Допущенное им правонарушение образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, поскольку посягает на установленный порядок в сфере технических регламентов, имеющих своей целью охрану жизни и здоровья граждан.
...
Довод Предпринимателя о недоказанности фактов реализации им хлебобулочных изделий и полуфабрикатов суды правомерно не приняли во внимание, так как выявленные при проверке нарушения допущены на стадии изготовления и хранения пищевой продукции, а не на стадии реализации их покупателям.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.43 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 ноября 2020 г. N Ф01-14427/20 по делу N А79-1271/2020