Нижний Новгород |
|
08 декабря 2020 г. |
Дело N А79-300/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.12.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.12.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Суворовой С.В. (доверенность от 07.07.2020),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 01.06.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2020
по делу N А79-300/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вымпел-К"
(ИНН: 2130160344, ОГРН: 1152130011989)
о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы
по городу Чебоксары от 21.11.2019 N 15286А
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вымпел-К" (далее - ООО "Вымпел-К", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары (далее - Инспекция, регистрирующий орган) от 21.11.2019 N 15286А об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), и об обязании устранить допущенное нарушение.
Решением суда от 01.06.2020 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2020 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, Инспекция правомерно отказала Обществу в государственной регистрации вносимых изменений об его адресе (месте нахождения). Сведения об адресе ООО "Вымпел К", указанные в заявлении по форме N Р14001, не соответствовали сведениям Федеральной информационной адресной системы. Договор аренды нежилого помещения от 12.11.2019, заключенный между Обществом и собственником помещения ЗАО "СТРОМА", а также выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 15.01.2020 не могут являться документами, подтверждающими соответствие адресных элементов действующему законодательству.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы Инспекции; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечило явку представителя в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, 14.11.2019 ООО "Вымпел-К" обратилось в регистрирующий орган с заявлением по форме N Р14001 о внесении изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Решением от 21.11.2019 N 15286А Инспекция отказала Обществу в регистрации изменений на основании подпункта "ц" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", указав, что согласно сведениям Федеральной информационной адресной системы адрес (Чувашская Республика, город Чебоксары, улица К. Иванова, дом 80А, офис 410), указанный в представленном для государственной регистрации заявлении по форме N Р14001, отсутствует.
Общество 27.11.2019 повторно обратилось в Инспекцию с заявлением по форме N Р14001 о внесении изменений в сведения об адресе места нахождения юридического лица, содержащиеся в ЕГРЮЛ, указав адрес: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица К. Иванова, дом 80, корпус А, офис 410.
Решением от 04.12.2019 N 16168А Инспекция отказала Обществу в регистрации изменений на основании подпункта "ц" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", указав, что согласно сведениям Федеральной информационной адресной системы адрес места нахождения (Чувашская Республика, город Чебоксары, улица К.Иванова, дом 80, корпус А, офис 410), указанный в представленном для государственной регистрации заявлении по форме N Р14001, отсутствует.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике от 30.12.2019 N 253 решения Инспекции оставлены без изменения.
ООО "Вымпел-К" не согласилось с решением Инспекции от 21.11.2019 N 15286А и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 51, 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 4, 5, 9, 23, 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", статьями 3, 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", статьями 2, 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221, приказом Федеральной налоговой службы России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к выводу, что у Инспекции отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации вносимых изменений, в связи с чем удовлетворил заявленные Обществом требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения, в том числе, об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее - Приказ N ММВ-7-6/25@) утверждены формы документов, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе форма N Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц", которая предусматривает обязательные реквизиты адреса (места нахождения) юридического лица в Российской Федерации, а именно: почтовый индекс; субъект Российской Федерации; район; город; населенный пункт; улица (проспект и т.п.); номер дома (владение); корпус (строение); квартира (офис) при наличии в адресе сведений о соответствующем элементе.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 443-ФЗ) адрес - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать; объект адресации - один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, либо в случае, предусмотренном установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов, иной объект, которому присваивается адрес.
В пунктах 1 и 2 статьи 4 Закона N 443-ФЗ установлено, что в государственный адресный реестр вносятся сведения об адресах и о реквизитах документов о присвоении, об изменении, аннулировании адресов. В случае изменения или аннулирования адреса ранее внесенные в государственный адресный реестр сведения об адресе сохраняются в государственном адресном реестре. Ответственность за достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах несет орган местного самоуправления или орган государственной власти, разместившие такие сведения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, согласно пункту 6 которых присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов с использованием федеральной информационной адресной системы.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что основанием для отказа в спорной регистрации послужил вывод Инспекции о том, что заявление Общества о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением в учредительные документы, оформлено с нарушением установленных требований, поскольку согласно сведениям, размещенным в Федеральной информационной адресной системе, адрес: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица К. Иванова, дом 80А, офис 410, а также адрес: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица К. Иванова, дом 80, корпус А, офис 410, отсутствуют, при этом имеется информация об адресе: Чувашская Республика, город Чебоксары, ул. К. Иванова, дом 80, строение А.
Вместе с тем, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, в том числе заявление ООО "Вымпел К" по форме N Р14001 и приложенные к нему документы, свидетельство о государственной регистрации права от 23.05.2013 серии 21 АД N 876600 на спорное помещение, договор аренды нежилого помещения от 12.11.2019, заключенный между Обществом и собственником спорного помещения ЗАО "СТРОМА", согласно которому Общество намерено использовать указанное помещение в своей хозяйственной деятельности, письмо Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары от 17.03.2020, выписку из Единого государственного реестра недвижимости от 15.01.2020, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о том, что Общество представило в регистрирующий орган достаточные доказательства достоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица; в рассматриваемом случае у Инспекции отсутствовали правовые основания для отказа ООО "Вымпел К" в государственной регистрации вносимых изменений.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали незаконным оспариваемое решение Инспекции и обязали устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом округа и отклонены, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины, связанной с подачей кассационной жалобы, судом округа не рассматривался, поскольку Инспекция на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 01.06.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2020 по делу N А79-300/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пунктах 1 и 2 статьи 4 Закона N 443-ФЗ установлено, что в государственный адресный реестр вносятся сведения об адресах и о реквизитах документов о присвоении, об изменении, аннулировании адресов. В случае изменения или аннулирования адреса ранее внесенные в государственный адресный реестр сведения об адресе сохраняются в государственном адресном реестре. Ответственность за достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах несет орган местного самоуправления или орган государственной власти, разместившие такие сведения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, согласно пункту 6 которых присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов с использованием федеральной информационной адресной системы."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 декабря 2020 г. N Ф01-14753/20 по делу N А79-300/2020