Нижний Новгород |
|
20 января 2021 г. |
Дело N А43-44314/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2021 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации города Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.06.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2020
по делу N А43-44314/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭнерджиПро-НН"
(ИНН: 5260439649, ОГРН: 1175275017499)
о признании незаконным бездействия администрации города Нижнего Новгорода,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Арес",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЭнерджиПро-НН" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация), выразившегося в несогласовании сроков вывода из эксплуатации принадлежащих Обществу на праве аренды источников тепловой энергии - трех котельных расположенных по адресам: город Нижний Новгород, улица Ярославская, дом 8а; улица Белинского, дом 32 П6 и улица Минина, дом 43А.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Арес" (далее - ООО "Арес").
Решением суда от 04.06.2020 заявленное требование удовлетворено. Суд признал незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии решения, предусмотренного пунктом 18 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 (далее - Правила N 889), по результатам рассмотрения уведомлений Общества, как не соответствующее Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), Правилам N 889. На Администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем рассмотрения уведомлений по существу и принятия одного из решений, предусмотренных абзацем 1 пункта 18 Правил N 889, в течение 15 рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного акта по делу.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2020 решение суда оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Закона N 190-ФЗ, Правил N 889, нарушили нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При рассмотрении уведомлений Администрация реализовала свое право, предусмотренное пунктом 18 Правил N 889, и потребовала от Общества выставить источник тепловой энергии на торги. Бездействия Администрации не усматривается. С учетом данных обстоятельств, а также пропуска Обществом срока на подачу заявления в суд, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствовали. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество и третье лицо отзывы на кассационную жалобу не представили.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Кодекса.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Арес" является собственником котельных расположенных по адресам: город Нижний Новгород, улица Ярославская, дом 8А, улица Белинского, дом 32 П6, улица Минина, дом 43А. На основании договоров аренды от 02.05.2017 котельные переданы во временное пользование с целью эксплуатации Обществу.
Общество представило в Администрацию уведомление от 29.03.2019 N 44 о выводе указанных котельных из эксплуатации с 01.12.2019.
Администрация письмами от 07.05.2019 N Исх-07-01-104164/19, от 10.06.2019 N Исх-01-01-136374/19 со ссылкой на пункт 18 Правил N 889 потребовала от Общества выставить источник тепловой энергии на торги и до передачи прав владения новому собственнику обеспечивать теплоснабжение потребителей.
Общество представило в Администрацию повторное уведомление от 07.08.2019 N 128 о выводе котельных из эксплуатации, содержащее также указание на неисполнение Администрацией обязанности по согласованию сроков вывода из эксплуатации источников тепловой энергии.
Администрация письмом от 09.09.2019 N Исх07-01-244563/19 указала на позицию, отраженную в ранее направленных ответах на уведомление.
Общество посчитало, что Администрация допустила бездействия, выразившиеся в непринятии одного из решений, предусмотренных пунктом 18 Правил N 889, и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь положениями Закона N 190-ФЗ, Правил N 889, суд первой инстанции пришел к выводу, что Администрация проявила незаконное бездействие, и удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Кодекса заявление о признании недействительным ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Обязанность доказывания обстоятельств соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие ненормативного правового акта возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Кодекса).
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 190-ФЗ в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.
Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями данной статьи и с другими федеральными законами и должен. В частности, устанавливается порядок и сроки принятия органами местного самоуправления предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации (часть 3 статьи 21 Закона N 190-ФЗ).
В части 4 статьи 21 Закона N 190-ФЗ предусмотрено, что собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 21 Закона N 190-ФЗ).
Порядок вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей устанавливают Правила N 889.
Согласно подпункту "в" пункта 2 Правил N 889 под выводом из эксплуатации признается окончательная остановка работы источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях их ликвидации или консервации на срок более 1 года.
В соответствии подпунктом "б" пункта 3 Правил N 889 вывод из эксплуатации источников тепловой энергии осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления.
Согласование вывода из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется на основании результатов рассмотрения уведомления о выводе из эксплуатации, направляемого в орган местного самоуправления собственником или иным законным владельцем указанных объектов (пункт 14 Правил N 889).
В силу пункта 16 Правил N 889 собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за 8 месяцев до планируемого вывода обязаны в письменной форме уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа (с указанием оборудования, выводимого из эксплуатации) о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения. В уведомлении должны быть указаны потребители тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.
На основании пункта 18 Правил N 889 орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, обязан в течение 30 дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, при этом собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления.
В случае уведомления органа местного самоуправления поселения или городского округа собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии и тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.
О принятом решении в отношении вывода из эксплуатации указанных объектов орган местного самоуправления сообщает лицу, направившему соответствующее уведомление, в течение 7 дней со дня принятия решения.
Орган местного самоуправления в течение 15 дней со дня согласования вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей уведомляет посредством направления почтового отправления с уведомлением о вручении о принятом решении собственников или иных законных владельцев смежных тепловых сетей и источников тепловой энергии, а также собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, находящихся в той же системе теплоснабжения, что и выводимые из эксплуатации источники тепловой энергии и тепловые сети.
Таким образом, Правилами N 889 предусмотрена обязанность органа местного самоуправления рассмотреть поступившее уведомление, согласовать его или приостановить вывод объекта из эксплуатации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество уведомлением от 29.03.2019 N 44 известило Администрацию о намерении вывести из эксплуатации котельные по причине нерентабельности осуществляемой деятельности. К уведомлению были приложены список потребителей тепловой энергии и список оборудования котельных. В повторном уведомлении от 07.08.2019 N 128 Общество указало на необходимость принятия Администрацией одного из решений, предусмотренных пунктом 18 Правил N 889.
Администрация, потребовав от Общества выставить котельные на торги (ответы от 07.05.2019 N Исх-07-01-104164/19, от 10.06.2019 N Исх01-01-136374/19, от 09.09.2019 N Исх-07-01-244563/19 27.04.2016), обязанность, закрепленную за ней абзацем 1 пункта 18 Правил N 889, не исполнила, соответствующие решения не принимала.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что Администрация проявила незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.
Довод заявителя о пропуске Обществом срока для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением не нашел подтверждения в материалах дела.
Выводы судов основаны на имеющихся в деле документах и им не противоречат.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.06.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2020 по делу N А43-44314/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 4 статьи 21 Закона N 190-ФЗ предусмотрено, что собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 21 Закона N 190-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 января 2021 г. N Ф01-15530/20 по делу N А43-44314/2019
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-15530/20
10.09.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4403/20
04.06.2020 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-44314/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-44314/19