Нижний Новгород |
|
25 января 2021 г. |
Дело N А29-8244/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.01.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Ригла"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.08.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020
по делу N А29-8244/2020
по заявлению территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми
к обществу с ограниченной ответственностью "Ригла"
(ОГРН: 1027700271290; ИНН: 7724211288)
о привлечении к административной ответственности
и установил:
территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми (далее - Служба, административный орган) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ригла" (далее - Общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 27.08.2020 Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения КоАП РФ, нормы Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Общества, в его действиях отсутствует состав вмененного правонарушения. Заявитель указывает, что протокол изъятия вещей и документов от 28.05.2020 с прилагаемыми к нему документами является недопустимым доказательством, так как так как изъятие произведено с нарушением закона. Кроме того, дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие уполномоченного представителя Общества, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Служба отзыв на жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в рамках оперативно-розыскных мероприятий в КУСП ОМВД России по городу Инте зарегистрировано сообщение N 3533 о реализации 28.05.2020 в аптечном учреждении "Будь здоров" Общества, расположенном по адресу: Республика Коми, город Инта, улица Бабушкина, дом 1, лекарственного средства под торговым названием "Азитромицин-Вертекс" без соответствующего бланочного рецепта.
По данному факту сотрудником ОМВД России по Усть-Вымскому району взяты объяснения у гражданина, приобретшего указанный лекарственный препарат без рецепта. На основании статьи 51 Конституции Российской Федерации фармацевт аптечного учреждения "Будь здоров" от дачи объяснений отказалась.
Материал проверки направлен в административный орган.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, Служба составила протокол об административном правонарушении от 06.07.2020 N 76 и обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении нарушителя к административной ответственности.
Руководствуясь частью 1 статьи 1.6, статьями 2.1 и 2.9, частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), Закона N 61-ФЗ), Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение N 1081), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу и назначил наказание в виде 100 000 рублей штрафа.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В части 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно примечанию к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Из части 3 статьи 2 Закона N 99-ФЗ следует, что к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 данной статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию (пункт 47 статьи 12 Закона N 99-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В пункте 5 Положения N 1081 установлены требования, которым должен соответствовать лицензиат при осуществлении фармацевтической деятельности.
В силу подпункта "г" пункта 5 и пункта 6 Положения N 1081 нарушение правил отпуска лекарственных препаратов является грубым нарушением лицензионных требований.
Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утверждены приказом Минздрава России от 11.07.2017 N 403н.
В соответствии с пунктом 4 названных Правил по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 107-1/у, отпускаются иные лекарственные препараты, не указанные в абзацах первом, третьем - девятом настоящего пункта, за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта.
Под рецептом на лекарственный препарат понимается письменное назначение лекарственного препарата по установленной форме, выданное медицинским или ветеринарным работником, имеющим на это право, в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска (пункт 53 статьи 4 Закона N 61-ФЗ).
Согласно инструкции по применению лекарственного препарата для медицинского применения "Азитромицин - Вертекс" препарат отпускается из аптек по рецепту.
В нарушение требований законодательства 28.05.2020 Общество осуществило реализацию лекарственного препарата без рецепта. Данный факт подтверждается взаимной связью и совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе объяснением Моргунова С.А., объяснительной фармацевта Малявиной А.Б., которая факт продажи лекарственного препарата не отрицала.
Довод Общества о том, что протокол изъятия вещей и документов от 28.05.2020 с прилагаемыми к нему документами, не могут быть использованы в качестве доказательств по делу об административном правонарушении, был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонен.
Допущенное Обществом нарушение относится к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности, так как представляет угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, препятствует надлежащему обеспечению безопасности в области оборота лекарственных препаратов и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (в пределах минимальной санкции части 4 статьи 14.1 КоАП РФ) назначено судами по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершения административного правонарушения.
Оснований для признания совершенного деяния малозначительным, равно как и оснований для замены наказания на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ не установлено.
Службой при производстве по делу об административном правонарушении соблюдены процессуальные требования, установленные КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, получили надлежащую правовую оценку и, по существу, направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Иное толкование заявителем положений законодательства и другая оценка обстоятельств настоящего дела не являются основанием для отмены принятого судебного акта в суде кассационной инстанции.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.08.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020 по делу N А29-8244/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ригла" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Допущенное Обществом нарушение относится к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности, так как представляет угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, препятствует надлежащему обеспечению безопасности в области оборота лекарственных препаратов и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (в пределах минимальной санкции части 4 статьи 14.1 КоАП РФ) назначено судами по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершения административного правонарушения.
Оснований для признания совершенного деяния малозначительным, равно как и оснований для замены наказания на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ не установлено."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 января 2021 г. N Ф01-15696/20 по делу N А29-8244/2020