Нижний Новгород |
|
27 января 2021 г. |
Дело N А31-2765/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2021 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "МРТ-Эксперт Кострома"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 13.07.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.10.2020
по делу N А31-2765/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МРТ-Эксперт Кострома"
(ИНН: 4401145307, ОГРН: 1134401011744)
о признании незаконным решения, недействительным предписания
Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "МРТ-Эксперт Кострома" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее - Управление) от 20.12.2019 по делу N 044/05/24-316/2019 и недействительным предписания от 20.12.2019 N 044/05/24-316/2019.
Решением суда от 13.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 08.10.2020 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 2, 35.1 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ), статьи 1, 8.3, 10 - 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Положение о государственном надзоре в области рекламы, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2012 N 1346 (далее - Положение N 1346), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Суды необоснованно не приняли во внимание, что спорная конструкция является вывеской, в отношении которой не применяются положения Закона N 38-ФЗ, не учли, что Управление при проведении проверки и возбуждении дела нарушило Закон N 294-ФЗ (отсутствуют приказ (распоряжение) о проведении проверки и акт проверки). Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых Арбитражным судом Костромской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 31.07.2019 Управление в ходе осуществления государственного надзора за рекламой выявило на фасаде здания по адресу: город Кострома, улица Калиновская, дом 41, рекламу следующего содержания: "Магнитно-Резонансная Томография запись по телефону 494-585".
Управление 18.10.2019 возбудило в отношении Общества дело N 044/05/24-316/2019 по признакам нарушения части 7 статьи 24 Закона N 38-ФЗ.
Комиссия Управления пришла к выводу, что размещенная на фасаде здания информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - магнитно-резонансной томографии, то есть к медицинским услугам, и лицу, ее оказывающему, - Обществу, следовательно, такая информация является рекламой.
Решением Управления от 20.12.2019 указанная информация признана ненадлежащей рекламой, нарушающей часть 7 статьи 24 Закона N 38-ФЗ.
Обществу выдано предписание от 20.12.2019 N 044/05/24-316/2019, обязывающее прекратить распространение рекламы с нарушением Закона N 38-ФЗ и представить соответствующие доказательства в срок до 10.02.2020.
Общество оспорило решение и предписание в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Закона N 38-ФЗ, Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), Закона Костромской области от 13.07.2012 N 267-5-ЗКО "О требованиях к размещению вывесок и указателей, не содержащих сведений рекламного характера, на территории Костромской области" (далее - Закон N 267-5-ЗКО), Правилами благоустройства территории города Костромы, утвержденными решением Думы города Костромы Костромской области от 25.04.2013 N 60 (далее - Правила N 60), Положением N 1346, разъяснениями, приведенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (далее - Постановление N 58), Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" (далее - Информационное письмо N 37), суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемых решения и предписания и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативные правовые акты, органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными, решения - незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулирует Закон N 38-ФЗ.
Согласно статье 3 Закона N 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 Постановления N 58, не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьями 9 и 10 Закона N 2300-1. Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг, в частности информации о реализуемом товаре, поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Вопрос о наличии в информации признаков рекламы должен решаться с учетом конкретных обстоятельств дела. Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске (пункты 15. 18 Информационного письма N 37).
В силу пункта 4 статьи 3 Закона N 38-ФЗ ненадлежащей является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В части 7 статьи 24 Закона N 38-ФЗ предусмотрено, что реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Реклама метода профилактики, способа или приема диагностики, лечения и медицинской реабилитации является надлежащей, если не раскрывает содержание указанных методов (способов, приемов) и распространяется в составе рекламы медицинских услуг при соблюдении требований, установленных частью 7 статьи 24 Закона N 38-ФЗ (пункт 8 Обзора судебной практики утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.12.2017).
Номенклатура медицинских услуг, утвержденная приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н, определяет виды медицинской услуги МРТ.
Исследовав и оценив материалы дела, приняв во внимание обстоятельства размещения конструкции, буквальное содержание и смысловое значение приведенной на ней информации, ее фактической направленности, суды пришли к выводу, что содержащиеся в информации сведения не отвечают требованиям, предъявляемым к вывескам информационного характера, установленным Законом N 2300-1. Содержащиеся в данной информации сведения привлекают внимание потенциальных потребителей к объекту рекламирования - сети диагностических центров Общества и оказываемым медицинским услугам, направлены на формирование интереса потребителя к оказываемым заявителем услугам, то есть являются сведениями рекламного характера.
Размещение спорной рекламной конструкции в соответствии с Законом N 267-5-ЗКО, Правилами N 60 не опровергает рекламного характера указанной на конструкции информации.
Таким образом, при размещении такой информации является обязательным соблюдение требований Закона N 38-ФЗ.
Суды установили, что в нарушение части 7 статьи 24 Закона N 38-ФЗ обязательная к размещению в силу закона информация на данной конструкции отсутствовала (не содержала предупреждений о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов).
При таких обстоятельствах спорная реклама правомерно квалифицирована Управлением и судами как ненадлежащая.
Довод заявителя о нарушении Управлением при проведении проверки и возбуждении дела требований Закона N 294-ФЗ был предметом рассмотрения судов и правомерно отклонен.
В соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении проверок и согласования проведения проверок могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении государственного контроля (надзора). В частности, при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере рекламы.
Государственный надзор в сфере рекламы осуществляется без проведения плановых проверок в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 35.1 Закона N 38-ФЗ).
В силу части 2 статьи 35.1 Закона N 38-ФЗ к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора в сфере рекламы, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 3 - 6 данной статьи.
Порядок осуществления государственного надзора в области рекламы устанавливает Положение N 1346.
Таким образом, порядок возбуждения и рассмотрения дел о нарушении законодательства о рекламе регулируется специальными нормами.
Согласно пункту 2 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, дела возбуждаются и рассматриваются антимонопольным органом, помимо прочего, по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе.
Задачами государственного надзора являются выявление и пресечение нарушения установленных Законом N 38-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере рекламы посредством систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности в области рекламы (подпункт "г" пункта 2 Положения N 1346).
Из указанного следует, что дела по признакам нарушения законодательства о рекламе могут быть возбуждены, в том числе и по результатам государственного надзора.
Суды установили, материалам дела не противоречит, что в рассматриваемом случае Управление возбудило дело по признакам нарушения законодательства о рекламе в силу полномочий, указанных в части 2 статьи 36 Закона N 38-ФЗ, ссылка заявителя жалобы на нарушение Управлением Закона N 294-ФЗ признается необоснованной.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права. По существу доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылка заявителя жалобы на судебную практику по другим делам не может быть принята во внимание, поскольку в настоящем деле установлены иные фактические обстоятельства.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 13.07.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.10.2020 по делу N А31-2765/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МРТ-Эксперт Кострома" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, дела возбуждаются и рассматриваются антимонопольным органом, помимо прочего, по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе.
Задачами государственного надзора являются выявление и пресечение нарушения установленных Законом N 38-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере рекламы посредством систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности в области рекламы (подпункт "г" пункта 2 Положения N 1346).
...
Суды установили, материалам дела не противоречит, что в рассматриваемом случае Управление возбудило дело по признакам нарушения законодательства о рекламе в силу полномочий, указанных в части 2 статьи 36 Закона N 38-ФЗ, ссылка заявителя жалобы на нарушение Управлением Закона N 294-ФЗ признается необоснованной."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 января 2021 г. N Ф01-15648/20 по делу N А31-2765/2020