Нижний Новгород |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А17-1635/2020 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 07.08.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2020
по делу N А17-1635/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Районная котельная N 2" (ОГРН: 1164401061330, ИНН: 4401177267)
о признании недействительным предписания
Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Районная котельная N 2" (далее - Общество, ООО "Районная котельная N 2") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - Служба, административный орган) от 20.01.2020 N 18-ов.
Решением суда первой инстанции от 07.08.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.10.2020, заявленное требование удовлетворено.
Служба не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь статьи 541, 544 Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ), статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, определение такого показателя, как среднемесячный объем потребления тепловой энергии за предыдущий год, действующим законодательством не установлено; норматив потребления тепловой энергии рассчитывается с учетом только отопительного периода. При наличии общедомового прибора учета тепловой энергии нормами действующего законодательства установлена обязанность потребителя по оплате только фактически потребленного объема коммунальной услуги. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явилось в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, в связи с обращениями от 13.12.2019 N вх-16195-019/1-14, от 27.12.2019 N вх-16120-019/1-14, N вх-16121-019/1-14 в период с 16.12.2019 по 20.01.2020 Службой на основании приказа от 16.12.2019 N 2585 проведена внеплановая документарная проверка ООО "Районная котельная N 2".
В ходе проверки ответчиком установлено нарушение Обществом требований, установленных частью 1 статьи 157 ЖК РФ, подпунктом "г" пункта 31, пунктом 42(1) Правил N 354, пунктами 3, 3(4) приложения N 2 к Правилам N 354, выразившееся в осуществлении с января 2019 года расчета платы за отопление (в том числе с учетом выполненного перерасчета в июле 2019 года) в отношении домов N 10 по улице Школьной, N 14 по улице Радужной в селе Ново-Талица (далее - МКД N 10, МКД N 14) исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2018 год, не соответствующего объему, потребленному за 2018 год; в определении размера корректировки платы за отопление за октябрь - декабрь 2018 года путем нахождения разницы между внесенной жителями платой за отопление, исчисленной исходя из норматива потребления тепловой энергии равными долями в течение календарного года, и платой за отопление, исчисленной исходя из фактического объема потребления тепловой энергии за октябрь - декабрь 2018 года.
Результаты проверки отражены в акте от 20.01.2020 N 40-ов.
В целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений 20.01.2020 Обществу выдано предписание N 18-ов, согласно которому Обществу в срок до 20.03.2020 предписано произвести жителям МКД N 10 и 14 перерасчет корректировки платы за отопление за 2018 год, применив объем потребления тепловой энергии за 2018 год; произвести жителям МКД N 10 перерасчет платы за отопление с января 2019 года по октябрь 2019 года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2018 год - 0,0162 Гкал/кв. м/мес., жителям МКД N 14 - 0,0153 Гкал/кв. м/мес.
Не согласившись с данным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 539, 541, 544 ГК РФ, статьей 157 ЖК РФ, статьей 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ), положениями Правил N 354, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ определено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги, в том числе по отоплению, регламентируется Правилами N 354.
Согласно подпункту "г" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В абзаце 1 пункта 42 (1) Правил N 354 определено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах на территории Ивановской области равномерными платежами в течение календарного года был установлен постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 13.09.2012 N 496.
Названное постановление утратило силу в соответствии с постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 01.07.2016 N 87-н/1 "О внесении изменений в постановление РСТ Ивановской области от 16.12.2013 N 586-н/1 и признании утратившим силу постановления РСТ Ивановской области от 13.09.2013 N 496" с 01.07.2016.
Как указано в письме Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04, в многоквартирных домах, в которых по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации размер платы за коммунальную услугу по отоплению определялся до 1 июля 2016 года в отопительный период в соответствии с Правилами N 354, такой способ оплаты коммунальной услуги по отоплению сохраняется после 1 июля 2016 года.
В спорный период в Ивановской области не принималось решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению.
В постановлении Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28.09.2018 N 222-н/1 "О способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории муниципальных образований Ивановской области" указано, что на территории муниципальных образований Ивановской области, не указанных в пункте 1 данного постановления, сохраняется действующий способ оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года.
Таким образом, собственниками помещений в МКД оплата отопления осуществляется равномерно в течение календарного года.
В соответствии с третьим абзацем пункта 42(1) Правил N 354 в редакции, действующей до 31.12.2018, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно четвертому абзацу пункта 42(1) Правил N 354 в редакции, действующей с 01.01.2019, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
В случаях, предусмотренных пунктами 59 и 59(1) Правил N 354, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанных пунктов.
В силу пункта 59(1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В пункте 60(1) Правил N 354 определено, что по истечении указанного в пункте 59(1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается в порядке, указанном в абзаце втором пункта 42(1) настоящих Правил.
Проанализировав названные нормы права, суды обоснованно отметили, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению при оплате равномерно в течение календарного года рассчитывается исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год с учетом периода его работоспособности, а при его отсутствии применению подлежит норматив.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, до 01.10.2018 в МКД N 14 и до 19.09.2018 в МКД N 10 ОДПУ введены в эксплуатацию не были.
С 01.01.2018 ООО "Районная котельная N 2" при расчете размера платы за услугу по отоплению применяло норматив.
Службой при расчете размера платы за услугу по отоплению использовались дни отопительного периода (с 01.01.2018 по 03.05.2018), неотопительный период из расчета исключен. Далее в расчете объема потребленной энергии ответчик использовал показания ОДПУ, которые согласно актам от 01.10.2018 и от 19.09.2018 введены в эксплуатацию с указанных чисел. Суммируя полученные объемы, административный орган получил фактический объем потребленной энергии МКД N 14 за год - 555,395 Гкал и 0,01531 Гкал/кв. м/мес., МКД N 10 за год - 761,351 Гкал и 0,0162 Гкал/кв. м/мес., которые предписывает Обществу использовать при расчете платы за отопление за 2018 год и с января 2019 года.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что административный орган данным расчетом нарушил методику определения объема потребления тепловой энергии при способе оплаты - в течение календарного года, установленную Правилами N 354 и постановлением главы администрации Ивановского района Ивановской области от 27.09.2001 N 1178.
Учитывая, что величина объема фактически потребленной тепловой энергии за 2018 год определена административным органом с нарушением Правил N 354 и данная величина является основополагающим элементом в расчете корректировки платы за отопление за 2018 год и определения среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2018 год, размер полученных Службой корректировки и среднемесячного объема также неверен и не может быть принят.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что обязанность по перерасчету корректировки платы за отопление за 2018 год, а также по перерасчету платы за отопление с января 2019 года по октябрь 2019 года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2018 год в МКД N 14 - 0,0153 Гкал/кв. м/мес., в МКД N 10 - 0,0162 Гкал/кв. м/мес. на ООО "Районная котельная N 2" возлагаться не может.
Выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2020 N 301-ЭС20-20776.
Иные нарушения при проведении Обществом перерасчета и корректировки платы за отопление за спорные периоды времени административный орган не выявил.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленное требование и признали недействительным оспариваемое предписание Службы.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба Службы не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Служба освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 07.08.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2020 по делу N А17-1635/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 60(1) Правил N 354 определено, что по истечении указанного в пункте 59(1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается в порядке, указанном в абзаце втором пункта 42(1) настоящих Правил.
...
Выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2020 N 301-ЭС20-20776."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 февраля 2021 г. N Ф01-16231/20 по делу N А17-1635/2020