Нижний Новгород |
|
19 марта 2021 г. |
Дело N А43-12855/2006 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.03.2021.
Полный текст постановления изготовлен 19.03.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Жегловой О.Н.,
судей Ногтевой В.А., Прытковой В.П.,
при участии представителя
от Фонда социального страхования Российской Федерации:
Комаровой И.В. по доверенности от 03.06.2020 N 02-09-25/04-06-130
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Фонда социального страхования Российской Федерации
на определение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.10.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021
по делу N А43-12855/2006
по заявлению Министерства финансов Российской Федерации
об изменении способа и порядка исполнения
определения Арбитражного суда Нижегородской области от 27.11.2007
по делу N А43-12855/2006
и установил:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) открытого акционерного общества "Дальнеконстантиновское ремонтно-строительное управление" (далее - должник) Министерство финансов Российской Федерации (далее - Министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения судебного акта - определения Арбитражного суда Нижегородской области от 27.11.2007 по настоящему делу.
Определением от 27.10.2020, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021, суд удовлетворил заявление: изменил порядок и способ исполнения определения суда от 27.11.2007, возложив обязанность по его исполнению в виде выплаты Боярской Альбине Николаевне капитализированных повременных платежей на Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Фонд обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение от 27.10.2020 и постановление от 18.01.2021 и отказать в удовлетворении требований Министерства.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судебные инстанции не исследовали объем исполненных и не исполненных Министерством обязательств по выплате капитализированных повременных платежей Боярской А.Н. Кассатор считает, что обязанность по индексации капитализированных повременных платежей, выплачиваемых названному лицу, с учетом уровня инфляции, неправомерно была возложена на Фонд; также, в нарушение законодательства на Фонд была возложена обязанность по осуществлению Боярской А.Н. указанных платежей пожизненно, что ведет к перерасходованию средств федерального бюджета.
В заседании окружного суда представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность определения Арбитражного суда Нижегородской области от 27.10.2020 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021 по делу N А43-12855/2006 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, заслушав представителя заявителя, суд округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Как следует из материалов дела, решением от 18.07.2006 суд признал ОАО "Дальнеконстантиновское РСУ" несостоятельным (банкротом).
Определением от 27.11.2007 суд обязал Министерство производить ежемесячные выплаты Боярской А.Н. (07.04.1942 года рождения) в счет возмещения вреда, начиная с 01.11.2007, по 4090 рублей 47 копеек пожизненно.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2008, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.10.2011, определение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.11.2007 частично изменено: с казны Российской Федерации в пользу Боярской А.Н. взыскано в счет возмещения вреда здоровью 4090 рублей 47 копеек ежемесячно, начиная с 01.11.2007 пожизненно, с последующей индексацией с учетом уровня инфляции в порядке, предусмотренном законом.
Исполнительный лист от 25.03.2008 серии N 001459 в настоящее время находится на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации.
Предметом рассматриваемого заявления Министерства является изменение способа и порядка исполнения определения суда от 27.11.2007.
На основании статей 6 и 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при решении вопроса о предоставлении отсрочки, рассрочки, изменении способа и порядка исполнения судебного акта суд должен учитывать как интересы должника, так и интересы взыскателя, исходя из принципа равенства всех организаций и граждан перед законом и судом и обязанности для исполнения ими судебных актов.
Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения (часть 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467-О следует, что Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
Изменение способа и порядка исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.
Суд разрешает вопрос об изменении способа и порядка исполнения судебного акта с учетом указанных заявителем фактических обстоятельств, влияющих на возможность исполнения судебного акта, оценивая представленные доказательства по правилам, установленным статьей 71 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности.
Согласно пункту 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", если право требования к должнику в размере капитализированных платежей с согласия потерпевшего перешло к Российской Федерации, то обязанность государства по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью потерпевшего должна исполняться за счет средств казны Российской Федерации (федерального бюджета) в лице Минфина России, поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации, которым в силу статьи 135 Закона о банкротстве должен был быть определен порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей, не определен государственный орган, уполномоченный производить эти выплаты, а после определения такого органа - этим органом.
В настоящее время (с 01.01.2020) постановлением Правительства N 872 утверждены Правила выплаты капитализированных повременных платежей (далее - Правила N 872), а также определен орган, осуществляющий функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил N 872 финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой в соответствии с настоящими Правилами капитализированных повременных платежей, осуществляется за счет предоставляемых бюджету Фонда межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных на эти цели, включая расходы на доставку и пересылку, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Пунктом 13 Правил N 872 предусмотрено, что после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений высшей судебной инстанции по их применению следует, что с 01.01.2020 функции по выплате капитализированных повременных платежей за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по их выплате к Российской Федерации осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации, а передача исполнительных листов, находившихся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации, допускается только после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду. С 01.01.2020 Министерство финансов Российской Федерации прекращает производить выплаты капитализированных повременных платежей гражданам.
С учетом изложенного, заключив об отсутствии в материалах дела доказательств нарушения прав Фонда, суды двух инстанции на законных основаниях удовлетворили заявление.
Доводы Фонда об отсутствии сведений о размере исполненных и неисполненных обязательств перед Боярской А.Н., о возложении обязанности производить ей выплаты не пожизненно, а лишь до достижения 70-летнего возраста, об отсутствии обязанности производить индексацию выплат, были предметом оценки судов и обоснованно ими не приняты как противоречащие статье 1091 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 13 Правил N 872, а также несоответствующие выводам, содержащимся в определении Арбитражного суда Нижегородской области от 27.11.2007 (с учетом постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2008 и постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.10.2011). Данный судебный акт вступил в законную силу и согласно статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации. Возражения Фонда фактически сводятся к несогласию с определением суда от 27.11.2007 и направлены на пересмотр этого судебного акта вне рамок закрепленной для этого процессуальным законодательством процедуры.
Обжалованные судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.10.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021 по делу N А43-12855/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Жеглова |
Судьи |
В.А. Ногтева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467-О следует, что Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
...
Согласно пункту 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", если право требования к должнику в размере капитализированных платежей с согласия потерпевшего перешло к Российской Федерации, то обязанность государства по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью потерпевшего должна исполняться за счет средств казны Российской Федерации (федерального бюджета) в лице Минфина России, поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации, которым в силу статьи 135 Закона о банкротстве должен был быть определен порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей, не определен государственный орган, уполномоченный производить эти выплаты, а после определения такого органа - этим органом."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 марта 2021 г. N Ф01-994/21 по делу N А43-12855/2006
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-994/2021
18.01.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7764/20
25.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4237/11
23.09.2011 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А43-12855/2006
09.09.2011 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А43-12855/2006