Нижний Новгород |
|
24 марта 2021 г. |
Дело N А31-10735/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.03.2021.
Полный текст постановления изготовлен 24.03.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Кислицына Е.Г., Павлова В.Ю.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы
на решение Арбитражного суда Костромской области от 25.06.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.11.2020
по делу N А31-10735/2018
по иску Управления имущественных и земельных отношений
администрации города Костромы
(ИНН: 4401006568, ОГРН: 1034408610411)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Костромской области
(ИНН: 4401050246, ОГРН: 1044408640561) и
индивидуальному предпринимателю Цветкову Юрию Юрьевичу
(ИНН: 440101068594, ОГРНИП: 304440121000243)
о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
администрация города Костромы и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Костромской области,
и установил:
Управление имущественных и земельных отношений администрации города Костромы (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (далее - Управление Росреестра) о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка право государственной собственности на который не разграничено, имеющий статус "учтенный", общей площадью 3601 квадратный метр, с кадастровым номером 44:27:070304:2853, по адресу: г. Кострома, мкрн. Давыдовский-2, д. 59.
К участию в деле в качестве соответчика привлечен индивидуальный предприниматель Цветков Юрий Юрьевич (далее - Предприниматель).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Костромской области и администрация города Костромы.
Арбитражный суд Костромской области решением от 25.06.2020, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.11.2020, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с названными судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросило отменить обжалованные решение и постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального права.
Оспаривая законность принятых судебных актов, податель жалобы настаивает на неправомерности постановки спорного земельного участка на кадастровый учет и создание угрозы нарушения прав и законных интересов истца; земельные участки с кадастровыми номерами 44:27:070304:8 и 44:27:070304:29 имеют разное целевое назначение и виды разрешенного использования, участок с кадастровым номером 44:27:070304:8 фактически используется Предпринимателем для эксплуатации здания и может являться объектом приватизации, тогда как участок с кадастровым номером 44:27:070304:29 не может быть предоставлен в собственность арендатору без проведения торгов, в связи с чем объединение исходных земель незаконно в силу земельного законодательства; неправомерность объединения исходных земельных участков также обусловлена нахождением их, и соответственно образованного участка в пределах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, следовательно, в силу положений земельного и градостроительного законодательства он должен быть образован посредством утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с утвержденным проектом межевания; отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета земельных участков при отсутствии спора о правах не должно лишать права на судебную защиту; правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823, неприменима к настоящему спору; ссылка на положения части 14 и 15 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о госрегистрации) не умаляет оснований иска, так как угроза нарушения прав и законных интересов муниципального образования имеется в настоящее время.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражный суд Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам жалобы.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела и установили суды, Предприниматель является арендатором земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено, с кадастровыми номерами 44:27:070304:8 и 44:27:070304:29.
Земельный участок с кадастровым номером: 44:27:070304:8, площадью 2368,33 квадратного метра, по адресу: г. Кострома, мкрн. Давыдовский-2, д. 59, предоставлен Предпринимателю и обществу с ограниченной ответственностью "Резиденция" (далее - ООО "Резиденция") по договору аренды земельного участка от 23.04.2008 года N Д.1315.4 для использования в целях реконструкции здания ресторана под магазин смешанных товаров.
Срок действия договора аренды с 28.02.2008 по 28.02.2011 года (пункт 2.1 договора).
Договор аренды зарегистрирован Управлением Росреестра 26.08.2008.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что на момент обращения в суд договор являлся действующим.
В соответствии с дополнительным соглашением от 24.02.2010, с 01.01.2010 ООО "Резиденция" исключено из числа арендаторов земельного участка по причине продажи недвижимости, находящейся на земельном участке, Предпринимателю.
Земельный участок с кадастровым номером 44:27:070304:29, площадью 1233 квадратных метра, по адресу: г. Кострома, мкр. Давыдовский-2, в районе дома 59б, предоставлен Предпринимателю по договору аренды земельного участка от 31.01.2012 N Д.2748.4 для организации парковки автотранспорта, без права возведения объектов недвижимости, строений и установки ограждений.
Срок действия договора аренды с 28.12.2011 по 27.12.2012 года (пункт 2.1 договора).
Договор аренды зарегистрирован Управлением Росреестра 15.03.2012.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что на момент обращения в суд договор являлся действующим.
На основании заявления Предпринимателя распоряжением начальника Управления от 14.02.2017 N 197-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в кадастровом квартале 44:27:070304, по адресу: г. Кострома, мкрн. Давыдовский-2, д. 59.
Утверждаемой схемой предполагалось образование одного земельного участка путем объединения двух земельных участков с кадастровыми номерами: 44:27:070304:29 и 44:27:070304:8, со следующими характеристиками:
- адрес земельного участка: Российская Федерация, Костромская область, г. Кострома, мкрн. Давыдовский-2, д. 59;
- площадь земельного участка: 3601 квадратный метр;
- разрешенное использование: для реконструкции здания ресторана под магазин смешанных товаров, для организации парковки автотранспорта, без права возведения объектов недвижимости, строений и установки ограждений;
- категория земель: земли населенных пунктов.
На основании указанного распоряжения по заказу Предпринимателя проведены кадастровые работы по образованию земельного участка путем объединения двух земельных участков с кадастровыми номерами 44:27:070304:29 и 44:27:070304:8.
В результате образован земельный участок общей площадью 3601 квадратный метр, с кадастровым номером 44:27:070304:2853, по адресу: г. Кострома, мкрн. Давыдовский-2, д. 59.
Земельный участок с кадастровым номером 44:27:070304:2853 поставлен на кадастровый учет 26.05.2017 без регистрации права собственности на него.
По утверждению истца, при анализе квартала территории специалистами Управления было установлено, что образованный земельный участок находится в границах территории, застроенной многоквартирными домами. Проект межевания в отношении данной территории не разработан и не утвержден.
Согласно Карте градостроительного зонирования, разработанной в рамках Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Думы города Костромы от 16.12.2010 N 62 (далее - ПЗЗ), образованный земельный участок находится в территориальной зоне Ж-4.
В связи с этим, в порядке самоконтроля, учитывая, что в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, образование земельного участка вне зависимости от способа их образования осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, который в отношении территории, где был образован земельный участок, отсутствует, распоряжением начальника Управления от 15.12.2017 N 2187-р распоряжение начальника Управления от 14.02.2017 N 197-р признано утратившим силу со дня его принятия.
С целью снятии спорного участка с государственного кадастрового учета начальником Управления было принято распоряжение от 05.06.2018 N 718-р "О снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, государственная собственность на который не разграничена с кадастровым номером 44:27:070304:2853, расположенного по адресу: г. Кострома, мкрн. Давыдовский-2, д. 59".
Истец обратился в Управление Росреестра с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета спорного земельного участка, приложив указанное распоряжение.
Уведомлением от 13.06.2018 ответчиком осуществление действий по снятию с кадастрового учета земельного участка было приостановлено на основании пункта 33 части 1 статьи 26 Закона о госрегистрации, так как спорный земельный участок не является преобразуемым, либо ранее учтенным до 01.03.2008 и не является участком со статусом "временный".
Посчитав, что образованный в результате объединения с нарушениями требований земельного и градостроительного законодательства исходных земельных участков, спорный участок подлежит снятию с государственного кадастрового учета, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом.
При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из материалов дела следует, что образование спорного участка произведено путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 44:27:070304:29 и 44:27:070304:8, с целью предоставления Предпринимателю с разрешением использования для реконструкции здания ресторана под магазин смешанных товаров и для организации парковки автотранспорта.
На основании статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о госрегистрации.
Согласно пункту 9 части 5 статьи 14 Закона о госрегистрации государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с частью 14 статьи 41 настоящего Федерального закона.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета установлены частью 2 статьи 14 Закона о госрегистрации, таковыми основаниями являются, в частности акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
Исходя из положений Закона о госрегистрации снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (части 14 и 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (часть 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Суды установили, что решение о постановке спорного земельного участка на кадастровый учет принято 26.05.2017, сведения о таком участке имеют статус "актуальные" и "учтенный".
Земельный участок образован из земель, государственная собственность на который не разграничена.
Сведений о зарегистрированных правах (вещных или обязательственных) в едином государственном реестре недвижимости не имеется.
Доказательств преобразования земельного участка с кадастровым номером 44:27:070304:2853 в материалы дела не представлены.
При этом договоры аренды исходных земельных участков с Предпринимателем являются действующими, в отношении нового земельного участка договор не заключен.
Верховный Суд Российской Федерации также неоднократно указывал, что в отсутствие установленных в законе оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета, суд не может принимать решение о таком снятии (пункт 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, пункт 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2019, и определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823).
В определении от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823 Верховный Суд Российской Федерации также указал, что снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 (абзацы 2 и 3) постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Между тем, в рамках настоящего дела истец не оспаривает действия (бездействия) Управления Росреестра по вопросу постановки спорного земельного участка на кадастровый учет.
Доказательств незаконности действий регистрирующего органа по постановке земельного участка на кадастровый учет истцом не представлено.
Основания и порядок постановки спорного участка на кадастровый учет истцом не опровергнуты.
В ситуации, когда со стороны регистратора отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения судов, возложение на ответчика, в отношении которого не доказан факт нарушения прав заявителя, обязанности по снятию с кадастрового учета земельных участков противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.
Нахождение спорного земельного участка на государственном кадастровом учете и наличие волеизъявление органа местного самоуправления на исключение сведений о нем из государственного кадастра недвижимости, в том числе в связи с признанием утратившим силу распоряжения начальника Управления от 14.02.2017 N 197-р, само по себе не является основанием для снятия его с государственного кадастрового учета (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленную в материалы дела доказательственную базу по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций не установив наличие допустимых правовых оснований для снятия спорного земельного участка с кадастрового учета, пришли к обоснованному выводу, что заявленное истцом требование в отношении участка, который фактически не прекращает своего существования и не преобразован, противоречит положениям законодательства, в связи с чем не подлежит удовлетворению.
Судами также правомерно отмечено, что возможность снятия органом регистрации прав с государственного кадастрового учета земельных участков, образованных из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предусмотрена, если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета такого земельного участка не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления (части 14 и 15 статьи 41 Закона о госрегистрации).
Поскольку срок кадастрового учета при отсутствии государственной регистрации прав на земельный участок на момент рассмотрения дела не истек, возможность снятия земельного участка с кадастрового учета истцом не утрачена.
Кроме того, наличие в реестре сведений о спорном земельном участке не препятствует образованию из него иных земельных участков способами, установленными земельным законодательством, в том числе преобразования с учетом прав и интересов собственника здания, расположенного на земельном участке.
Наличие обстоятельств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий к реализации заявителем прав собственника на преобразование земельного участка в установленном законом порядке, истцом не приведено.
Таким образом, истцом не представлено доказательств того, что постановка данного земельного участка на государственный кадастровый учет непосредственно нарушает права и законные интересы муниципального образования.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом кассационной инстанции и признаны не подлежащими удовлетворению, поскольку они являлись предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно ими отклонены и не опровергают выводы судов, основанные на исследованных доказательствах, установленных обстоятельствах и нормах права.
Иное толкование кассатором норм действующего законодательства в совокупности обстоятельства дела и его несогласие с выводами судебных инстанций не свидетельствуют о наличии в принятых судебных актах нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 25.06.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.11.2020 по делу N А31-10735/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
Е.Г. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Нахождение спорного земельного участка на государственном кадастровом учете и наличие волеизъявление органа местного самоуправления на исключение сведений о нем из государственного кадастра недвижимости, в том числе в связи с признанием утратившим силу распоряжения начальника Управления от 14.02.2017 N 197-р, само по себе не является основанием для снятия его с государственного кадастрового учета (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
Судами также правомерно отмечено, что возможность снятия органом регистрации прав с государственного кадастрового учета земельных участков, образованных из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предусмотрена, если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета такого земельного участка не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления (части 14 и 15 статьи 41 Закона о госрегистрации)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 марта 2021 г. N Ф01-828/21 по делу N А31-10735/2018