Нижний Новгород |
|
26 марта 2021 г. |
Дело N А82-5366/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.03.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.03.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Новикова Ю.В.
при участии представителя
от третьего лица: Роздовой Е.В. (доверенность от 31.01.2020 N 37-юр)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Рыбинскэлектротранс"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.09.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020
по делу N А82-5366/2020
по иску акционерного общества "Рыбинскэлектротранс"
(ИНН: 7610093697, ОГРН: 1117610007811)
к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск
(ИНН: 7610070185, ОГРН: 1067610046514),
об обязании заключить дополнительное соглашение и о взыскании убытков,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (ИНН: 7604040739, ОГРН: 1027600689621),
и установил:
акционерное общество "Рыбинскэлектротранс" (далее - АО "РЭТ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации городского округа города Рыбинска (далее - Департамент ЖКХ города Рыбинска) об обязании заключить дополнительное соглашение о предоставлении субсидии из бюджета городского округа города Рыбинска в целях возмещения неполученных доходов, возникших в связи с проездом отдельных категорий граждан по льготному проездному билету за период с 24.06.2019 по 18.08.2019, и об обязании возместить 78 075 рублей 60 копеек убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - Департамент ЖКХ Ярославской области).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 13.09.2020 иск удовлетворен частично: с Департамента ЖКХ города Рыбинска в пользу Общества взыскано 60 529 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилась с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении иска и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального права и неполно выяснили обстоятельства дела. По его мнению, убытки подлежат исчислению из расчета стоимости одной поездки в размере 20 рублей, установленной приказом Департамента ЖКХ Ярославской области от 19.12.2018 N 267-тр/г. После вступления в силу решения Ярославского областного суда от 17.05.2019 по делу N 3а-135/19, которым признан недействительным приказ Департамента ЖКХ Ярославской области от 19.12.2018 N 267-тр/г, информация о вновь действующем тарифе размещена не была, а срок действия тарифа в размере 18,85 рубля прекратился в декабре 2018 года.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Департамент ЖКХ Ярославской области в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Истец и ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Общество заявило ходатайство об отложении судебного заседания, в обоснование которого указало, что ответчиком и третьи лицом не были направлены отзывы на кассационную жалобу.
Рассмотрев данное ходатайство, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для его удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Департамент ЖКХ города Рыбинска (главный распорядитель) и АО "Рыбинскэлектротранс" (получатель) заключили соглашение от 25.01.2019 N 5 на предоставление из бюджета городского округа города Рыбинска в декабре 2018 года - июне 2019 года субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с проездом отдельных категорий граждан и соглашение от 22.10.2019 N 23 на предоставление из бюджета городского округа города Рыбинска в период с 19.08.2019 по 31.12.2019 субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с проездом отдельных категорий граждан.
В соответствии с пунктом 4.2 соглашений перечисление субсидии осуществляется после принятия главным распорядителем соответствующего решения о предоставлении субсидии, выраженного в согласовании отчета, представленного по форме в соответствии с приложением N 3 к соглашению.
Истец представил в Департамент ЖКХ города Рыбинска отчеты об использовании субсидии, однако отчеты за период с 24.06.2019 по 18.08.2019 приняты не были, поскольку, по мнению ответчика, при расчете компенсации подлежал применению тариф на перевозку в размере 18,85 рубля (за разовую поездку), установленный приказом Департамента ЖКХ Ярославской области от 21.09.2018 N 75-тр/г.
Общество посчитало свои права нарушенными и обратилось в арбитражный суд с иском об обязании Департамента ЖКХ города Рыбинска заключить дополнительное соглашение о предоставлении субсидии из бюджета города Рыбинска в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с проездом отдельных категорий граждан по льготному проездному билету, за период с 24.06.2019 по 18.08.2019, принять и оплатить отчеты за указанный период из расчета 20 рублей за одну поездку на общую сумму 78 075 рублей 60 копеек.
Руководствуясь статьями 15, 16, 16.1, 790, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Положением о департаменте жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 20.12.2016 N 1315-п, Положением о порядке государственного регулирования предельных (максимальных) тарифов на регулярные пассажирские перевозки наземным электрическим общественным транспортом в городском сообщении, утвержденным приказом департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30.05.2016 N 39-п-тр/п/элтр, а также приказами Департамента ЖКХ Ярославской области от 21.09.2018 N 75-тр/г, от 19.12.2018 N 267-тр/г, 05.08.2019 N 78-тр/г, Арбитражный суд Ярославской области счел требование обоснованным в части взыскания убытков в сумме 60 529 рублей; в остальной части отклонил требования Общества.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 статьи 15 Кодекса под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Кодекса).
В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации (статья 16.1 Кодекса).
На основании пункта 5 статьи 790 Кодекса в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии со статьей 1069 Кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.
В силу подпункта 3.1.11 пункта 3.1 Положения о Департаменте ЖКХ Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 20.12.2016 N 1315-п, в Ярославской области полномочия по установлению тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом реализует Департамент ЖКХ Ярославской области.
В пункте 2.18 Положения о порядке государственного регулирования предельных (максимальных) тарифов на регулярные пассажирские перевозки наземным электрическим общественным транспортом в городском сообщении, утвержденного приказом Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30.05.2016 N 39-п-тр/п/элтр, установлено, что предельные (максимальные) тарифы учитываются органами местного самоуправления муниципальных образований области при заключении договоров или муниципальных контрактов с перевозчиками на период регулирования. При этом размер платы за перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском сообщении, предусмотренный в договоре об организации регулярных пассажирских перевозок, не может превышать предельных (максимальных) тарифов.
Суды установили и материалам дела не противоречит, что транспортное обслуживание пассажиров наземным электрическим транспортом на территории города Рыбинска осуществлялось перевозчиком в 2018, 2019 годах по тарифам, утвержденным следующими приказами Департамента ЖКХ Ярославской области:
- приказ от 21.09.2018 N 75-тр/г - в размере 18,85 рубля (за разовую поездку), действовавший с 07.10.2018 по 01.01.2019;
- приказ от 19.12.2018 N 267-тр/г - 20 рублей (за разовую поездку), действовавший с 01.01.2019 до вступления в законную силу решения Ярославского областного суда от 17.05.2019 по делу N 3а-135/19;
- приказ от 05.08.2019 N 78-тр/г, принятый во исполнение решения Ярославского областного суда, установивший предельный (максимальный) тариф в размере 21 рубль (за разовую поездку), вступил в силу 20.08.2019.
Вместе с тем, решением Ярославского областного суда от 17.05.2019 по делу N 3а-135/19 приказ Департамента ЖКХ Ярославской области от 19.12.2018 N 267-тр/г признан недействительным со дня вступления в законную силу решения суда (24.06.2019) и с указанной даты тариф в размере 20 рублей не подлежал применению. В соответствии с данным решением суда приказом Департамента ЖКХ Ярославской области от 05.08.2019 N 78-тр/г установлен предельный (максимальный) тариф на перевозки пассажиров наземным электрическим транспортом общего пользования на территории города Рыбинска в размере 21 рубля (за разовую поездку), который вступил в силу 20.08.2019. Данным приказом также признан утратившим силу приказ от 21.09.2018 N 75-тр/г, который действовал с 07.10.2018.
Учитывая изложенное, суды правомерно указали, что ввиду признания недействительным приказа Департамента ЖКХ Ярославской области от 19.12.2018 N 267-тр/г возобновил свое действие приказ от 21.09.2018 N 75-тр/г. Следовательно, с момента вступления в законную силу решения Ярославского областного суда от 17.05.22019 по делу N 3а-135/19 применению подлежал приказ от 21.09.2018 N 75-тр/г, установивший плату за проезд в размере 18,85 рубля (за разовую поездку).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, приняв во внимание тариф за разовый проезд, утвержденный приказом от 21.09.2018 N 75-тр/г, в размере 18,85 рубля, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности наличия совокупности условий для взыскания в пользу перевозчика убытков за период с 24.06.2019 по 18.08.2019 в размере 60 529 рублей.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанные судами выводы, поэтому подлежат отклонению.
С учетом изложенного оснований для отмены принятых судебных актов в обжалуемой части у суда округа не имеется.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.09.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020 по делу N А82-5366/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Рыбинскэлектротранс" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на акционерное общество "Рыбинскэлектротранс".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 1069 Кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 марта 2021 г. N Ф01-808/21 по делу N А82-5366/2020