Нижний Новгород |
|
29 марта 2021 г. |
Дело N А29-2743/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.03.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.03.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заявителя: Кокуриной Р.В. (поручение от 20.02.21 N 8-154-2020),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации муниципального района "Усть-Вымский"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.09.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.12.2020
по делу N А29-2743/2020
по заявлению заместителя прокурора Республики Коми
к администрации муниципального района "Усть-Вымский"
(ИНН: 1116005137, ОГРН: 1021101055205)
о признании незаконным бездействия,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Главы Республики Коми, министерство экономики Республики Коми, Правительство Республики Коми,
и установил:
заместитель прокурора Республики Коми (далее - Прокуратура) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования муниципального района "Усть-Вымский" (далее -Администрация), выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего представление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной статьями 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и обязании разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий представление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной статьями 21, 34.2 НК РФ, в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Главы Республики Коми (далее - Администрация Главы РК), Министерство экономики Республики Коми (далее - Министерство) и Правительство Республики Коми (далее - Правительство).
Решением суда первой инстанции от 20.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.12.2020, заявленные требования удовлетворены.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на статью 34.2 НК РФ, положения Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22.01.2020 N 03-02-08/3135, от 10.02.2020 N 03-02-07/1/8481, приказ Минфина России от 14.09.2018 N 194н, распоряжение Правительства Республики Коми от 03.04.2017 N 156-р, заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, предоставление письменных разъяснений по вопросу применения нормативных правовых актов о местных налогах и сборах не является муниципальной услугой, а носит информационно-разъяснительный, консультационный характер. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Представитель Прокуратуры в судебном заседании возразил относительно доводов заявителя жалобы.
Администрация Главы РК, Министерство и Правительство отзыв на кассационную жалобу не представили; надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам, приведенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, при проведении анализа соблюдения законодательства о налогах и сборах Прокуратурой установлен факт бездействия Администрации, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.
Полагая бездействие ответчика незаконным, Прокуратура обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьей 34.2 НК РФ, положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), Федерального закона N 210-ФЗ, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Предметом заявленных требований является бездействие Администрации, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной статьями 21, 34.2 НК РФ.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулирует Федеральный закон N 210-ФЗ.
Согласно статье 2 Федерального закона N 210-ФЗ государственной услугой, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, является деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (пункт 1); муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, является деятельность по реализации функций органа местного, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
Статьями 14 - 16 Федерального закона N 131-ФЗ определен круг вопросов местного значения применительно к каждому виду муниципального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с этим законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органами местного самоуправления.
Таким образом, сфера предоставления муниципальных услуг может не ограничиваться только решением вопросов местного значения.
В силу пункта 1 статьи 34.2 НК РФ финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (пункт 3 статьи 34.2 НК РФ).
Налогоплательщики имеют право получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах (подпункт 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ).
Из приведенных положений НК РФ следует, что финансовые органы муниципальных образований обязаны давать письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах, а налогоплательщик вправе требовать от финансового органа соответствующие разъяснения.
При этом, поскольку налоговое законодательство обязывает финансовые органы предоставлять информацию и разъяснения именно налогоплательщикам, направляемый запрос связан только с фактически произведенными в рамках хозяйственной деятельности налогоплательщика операциями. Таким образом, разъяснение налогоплательщику носит индивидуальный характер.
В части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращении граждан Российской Федерации" определено, что установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Порядок и деятельность финансового органа по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах установлены нормами НК РФ, следовательно, обращения налогоплательщиков по указанным вопросам не регулируется нормами названного Федерального закона.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу, что соответствующая функция должна быть реализована органом местного самоуправления в рамках предоставления муниципальных услуг в порядке, определенном Федеральным законом N 210-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 210-ФЗ предусмотрена обязанность органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, предоставлять названные услуги в соответствии с административными регламентами, которые в силу пункта 4 статьи 2 закона являются нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Согласно пункту 1 статьи 51 Устава муниципального образования муниципального района "Усть-Вымский", принятого Советом МО "Усть-Вымский район" 13.12.2005, Администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального района, наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Республики Коми.
В нарушение действующего законодательства Администрация не приняла меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования и в информационно-коммуникационной сети "Интернет" отсутствуют.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о доказанности материалами дела факта неправомерного бездействия Администрации, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего представление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.
Данный вывод судов соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2020 N 309-ЭС20-6503.
Суды верно отметили, что отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность в деятельности финансового органа по предоставлению данной муниципальной услуги, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности.
Ссылка Администрации на письма Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22.01.2020 N 03-02-08/3135, от 10.02.2020 N 03-02-07/1/8481, приказ Минфина России от 14.09.2018 N 194н, распоряжение Правительства Республики Коми от 03.04.2017 N 156-р правомерно отклонена судами, так как не опровергает изложенные выводы.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о незаконности оспариваемого бездействия Администрации и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Администрации удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.09.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.12.2020 по делу N А29-2743/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального района "Усть-Вымский" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В нарушение действующего законодательства Администрация не приняла меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования и в информационно-коммуникационной сети "Интернет" отсутствуют.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о доказанности материалами дела факта неправомерного бездействия Администрации, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего представление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.
Данный вывод судов соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2020 N 309-ЭС20-6503.
...
Ссылка Администрации на письма Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22.01.2020 N 03-02-08/3135, от 10.02.2020 N 03-02-07/1/8481, приказ Минфина России от 14.09.2018 N 194н, распоряжение Правительства Республики Коми от 03.04.2017 N 156-р правомерно отклонена судами, так как не опровергает изложенные выводы."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 марта 2021 г. N Ф01-955/21 по делу N А29-2743/2020