Нижний Новгород |
|
02 апреля 2021 г. |
Дело N А17-2546/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Бабаева С.В., Камановой М.Н.,
при участии представителя
общества с ограниченной ответственностью "ЮТА":
Григорова А.А. (доверенность от 03.04.2020),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
администрации городского округа Тейково Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 07.10.2020,
принятое судьей Тимошкиным К.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020,
принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
по делу N А17-2546/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮТА"
(ИНН: 7720339128, ОГРН: 1167746415627)
о признании незаконным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям городского округа Тейково Ивановской области об отказе в выдаче разрешения на использование земельных участков,
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, -
администрация городского округа Тейково Ивановской области,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЮТА" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям городского округа Тейково Ивановской области (далее - Комитет) от 10.02.2020 N 94 об отказе в выдаче разрешения на использование земельных участков.
Заявленное требование основано на статьях 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, 61 Градостроительного кодекса Российской Федерации, 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", постановлениях Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", от 17.08.2019 N 1064 "Об определении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство". Требование мотивировано тем, что решение Комитета, по мнению Общества, является незаконным и нарушающим его права в сфере экономической деятельности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация городского округа Тейково Ивановской области (далее - Администрация).
Арбитражный суд Кировской области решением от 07.10.2020, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020, удовлетворил заявленное требование. Суд признал решение Комитета незаконным, обязав Комитет и Администрацию выдать соответствующие разрешения Обществу на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ивановской области без предоставления земельных участков и установления сервитутов от 12.12.2019 года N 03/12, 04/12 и от 27.01.2020 года N 03/01.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просила их отменить и принять новый судебный акт. По мнению заявителя, суды не учли, что антенные опоры являются специфическим сооружением связи; понятием "антенно-мачтовые сооружения для сотовой связи" охватываются разные виды сооружений (они могут требовать получения разрешения, быть как движимым, так и недвижимым имуществом); в заявлении отсутствуют сведения о конкретных характеристиках объекта; размещение таких объектов нарушает пункт 2.5.19 Правил благоустройства г.о. Тейково Ивановской области, утверждённых решением городской Думы г.о. Тейково от 27.10.2017 N 88; суды не учли положение СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03, которые требуют утверждение проектной документации. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, просили оставить обжалованные судебные акты без изменения, а жалобу Администрации - без удовлетворения.
Комитет отзыв на кассационную жалобу в суд округа не представил.
Администрация и Комитет, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили своих представителей в судебное заседание окружного суда, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, Общество обратилось в Администрацию с тремя заявлениями о выдаче разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ивановской области без предоставления земельных участков и установления сервитутов для размещения сооружений связи, для которых не требуется получение разрешения на строительство (металлическая опора связи высотой до 30 метров и заглублением подземной части до 4 метров), со сроком проведения работ - 11 месяцев:
1) 12.12.2019 - об истребовании земельного участка площадью 9 квадратных метров, по адресу Ивановская область, город Тейково, улица Советской Армии, у дома N 6;
2) 12.12.2019 - об истребовании земельного участка площадью 15 квадратных метров, по адресу Ивановская область, город Тейково, улица Делегатская, у дома N 3;
3) 27.01.2020 - об истребовании земельного участка площадью 12 квадратных метров, по адресу Ивановская область, город Тейково, местечко Лифаново, у дома N 32.
К каждому заявлению были приобщены документы, указанные в приложении к ним.
Председатель Комитета 10.02.2020 подготовил ответ N 94 на данные заявления. Из ответа следует, что согласно п. 28.1 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" принято решение об отказе в виду наличия противоречий в представленных документах и (или) документах, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
На основании письма от 22.01.2020, представленного заместителем начальника отдела градостроительства и архитектуры, главного архитектора администрации городского округа Тейково, указано, что исходя из характеристик объекта, его можно отнести к объектам, относящимся к железобетонным, металлическим или композиционным опорам высотой не более 30 метра от уровня земли, предназначенных для размещения антенно-фидерных устройств и вспомогательного оборудования, линий и средств связи, кабелей электропитания, при строительстве которых требуется устройство малозаглубленного фундамента глубиной не более 4 м от уровня земли с обязательным снятием почвенно-растительного слоя и заменой на необходимую глубину слабонесущего грунта на привозной грунт подготовки, соответственно необходимо получение разрешения на строительство при размещении подобного объекта.
Таким образом, с учетом позиции Комитета, пункт 1 перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов применению к данной ситуации не подлежит.
Посчитав данное решение незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее и заслушав представителя Общества, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у соответствующего органа, а также нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органом местного самоуправления оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статей 39.33 (подпункта 6 пункта 1), 39.36 (пункта 3) Земельного кодекса Российской Федерации использование земель, находящихся в муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе, в случае размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Перечень), к числу таких объектов относятся подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В силу статьи 51 (пунктов 4.5, 5 части 17) Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется, в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи, а также в иных случаях, если в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации получение разрешения на строительство не требуется.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.08.2019 N 1064 "Об определении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство", получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи.
В соответствии с Законом Ивановской области от 02.03.2015 N 15-ОЗ (статьей 2) с 1 марта 2015 года порядок и условия размещения объектов, указанных в пункте 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Ивановской области без предоставления земельных участков и установления сервитутов, а с 1 сентября 2018 года и публичного сервитута устанавливаются постановлением Правительства Ивановской области.
Постановлением Правительства Ивановской области от 17.06.2015 N 277-п утвержден Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Ивановской области без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Порядок).
В силу данного порядка размещение объектов, включенных в Перечень, осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Ивановской области без предоставления земельных участков и установления сервитутов (пункт 2). Заявление о выдаче разрешения подается в орган государственной власти или орган местного самоуправления муниципального образования Ивановской области, уполномоченный в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 3).
В течение 3 рабочих дней с даты регистрации заявления уполномоченный орган:
запрашивает необходимые сведения в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
направляет заявление и представленный пакет документов на согласование в Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области (в отношении объектов, размещение которых предполагается в зоне расположения автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ивановской области) (пункт 8).
Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления подготавливает разрешение или отказ в выдаче такого разрешения. В течение 1 рабочего дня со дня подготовки разрешения или отказа в выдаче такого разрешения, в случае, если в заявлении не указан иной способ получения документа, уполномоченный орган направляет его заявителю заказным письмом (пункт 10).
В пункте 12 Порядка приведен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в выдаче разрешения, к числу которых, в силу подпункта "у", относится случай, когда заявление и прилагаемые к нему документы противоречат сведениям, полученным уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что решение Комитета является незаконным.
Суды исходили из того, что основанием для отказа в выдаче разрешения явилось то, что спорные объекты не подпадают под действие пункта 1 Перечня, поскольку при строительстве объекта требуется устройство малозаглубленного фундамента глубиной не более 4 метров от уровня земли с обязательным снятием почвенно-растительного слоя и заменой на необходимую глубину слабонесущего грунта на привозной грунт.
По мнению Комитета, такое сооружение требует получения разрешения на строительство. Обозначенный вывод сделан уполномоченным органом на основании письма главного архитектора г.о. Тейково от 22.01.2020. Суды обеих инстанций обоснованно отметили, что названные выводы являются субъективным мнением, носят предположительный характер и какими-либо надлежащими доказательствами (в том числе, техническими заключениями, экспертизами) не подтверждаются. Таким образом, мнение должностного лица не может быть основанием для установления противоречия между сведениями из документов, поданных заявителем и сведений, полученных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Суды заключили, что предполагаемое к размещению сооружение связи относится к иным сооружениям связи, для размещения которых, вопреки ошибочному мнению уполномоченного органа, не требуется получения разрешения на строительство, и которые включены в Перечень.
Противоречий в представленных Обществом документах, приложенных к заявлениям о выдаче разрешений на использование земельных участков, судом не установлено. Такое основание для отказа в предоставлении рассматриваемой муниципальной услуги Комитетом не доказано.
Ссылка на пункт 2.5.19 Правил благоустройства городского округа Тейково Ивановской области, утвержденных решением от 27.10.2017 N 88, не принимается во внимание судом округа, поскольку данный пункт внесен в Правила только решением городской Думы городского округа Тейково от 28.02.2020 N 24, то есть уже после принятия оспоренного решения Комитета.
Иные доводы были предметом рассмотрения судов двух инстанций и получили надлежащую правовую оценку, с которой суд округа не имеет оснований не согласиться.
Арбитражный суд, установив, что оспоренное решение органа, осуществляющего публичные полномочия, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, принимает решение о признании его незаконным (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от ее уплаты.
В связи с окончанием кассационного производства определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.02.2021 о приостановлении исполнения судебных актов по настоящему делу следует считать утратившим силу на основании части 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 283 (частью 4), 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 07.10.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 по делу N А17-2546/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Тейково Ивановской области - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения от 07.10.2020 Арбитражного суда Ивановской области и постановления от 28.12.2020 Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А17-2546/2020 введенное определением от 25.02.2021 Арбитражного суда Волго-Вятского округа, отменить.
Возобновить исполнение судебных актов.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Законом Ивановской области от 02.03.2015 N 15-ОЗ (статьей 2) с 1 марта 2015 года порядок и условия размещения объектов, указанных в пункте 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Ивановской области без предоставления земельных участков и установления сервитутов, а с 1 сентября 2018 года и публичного сервитута устанавливаются постановлением Правительства Ивановской области.
...
Суды исходили из того, что основанием для отказа в выдаче разрешения явилось то, что спорные объекты не подпадают под действие пункта 1 Перечня, поскольку при строительстве объекта требуется устройство малозаглубленного фундамента глубиной не более 4 метров от уровня земли с обязательным снятием почвенно-растительного слоя и заменой на необходимую глубину слабонесущего грунта на привозной грунт."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 апреля 2021 г. N Ф01-1183/21 по делу N А17-2546/2020
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2022 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 471-ПЭК21
02.04.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1183/2021
28.12.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8852/20
07.10.2020 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-2546/20