Нижний Новгород |
|
05 апреля 2021 г. |
Дело N А28-5610/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.03.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 05.04.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Ионычевой С.В., Трубниковой Е.Ю.
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
акционерного общества "Монолит"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 19.10.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020
по делу N А28-5610/2020
по иску акционерного общества "Кировские коммунальные системы"
(ИНН: 4345230965, ОГРН: 1084345012454)
к акционерному обществу "Монолит"
(ИНН: 5260359947, ОГРН: 1135260008586)
о взыскании задолженности
и установил:
акционерное общество "Кировские коммунальные системы" (далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском о взыскании с акционерного общества "Монолит" (далее - Общество) 124 751 рубля 37 копеек задолженности, составляющей плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за май и июнь 2019 года.
Арбитражный суд Кировской области решением от 19.10.2020, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020, удовлетворил иск. Суды пришли к выводу о том, что ответчик обязан внести плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в размере, определенном по формуле, содержащейся в пункте 123 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
При принятии судебных актов суды руководствовались, в том числе, статьями 7 и 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), пунктами 35, 36, 111, 114, 118, 123 и 123(4) Правил N 644, пунктами 28, 29, 30, 32, 37 и 38 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их изменить и удовлетворить иск Компании частично: взыскать с ответчика в пользу истца 13 509 рублей 40 копеек платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, сводятся к несогласию Общества с расчетом платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения на основании формулы, предусмотренной в пункте 123 Правил N 644. По мнению Общества, оно соответствует критериям для применения упрощенной формулы, предусмотренной пунктом 123(4) указанных правил, поскольку является предприятием общественного питания с объемом сброса сточных вод менее 30 кубических метров, в связи с чем Компания неправомерно провела отбор проб сточных вод.
Кассатор обращает внимание суда округа на то, что Компания, установив соответствующее нарушение, не исполнила пункты 41 и 42 Правил N 525 и не уведомила территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о нарушении абонентом нормативов допустимых сбросов, а также не направила ответчику выписку из журнала контроля и состава свойств сточных вод абонентов.
Компания в отзыве на кассационную жалобу отклонила доводы, изложенные в ней, просила оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания жалобы, явку представителей в заседание суда округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Компания (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и Общество (абонент) заключили договор холодного водоснабжения и водоотведения от 25.06.2018 N 41-5390.
В пункте 12 договора стороны предусмотрели, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять производственный контроль состава и свойств сточных вод, а также контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов, нормативов по объему и свойствам отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В силу подпункта "т" пункта 14 договор абонент обязался соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
Сведения о месте отбора проб сточных вод содержатся в приложении 5 к договору.
Компания 08.05.2019 в присутствии представителя Общества произвела отбор проб сточных вод, по результатам исследования которых выявлено наличие загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в централизованную систему водоотведения, оказывающих негативное воздействие на ее работу, что зафиксировано в протоколе лабораторных испытаний от 15.05.2019 N 202.
Компания начислила Обществу плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за май и июль 2019 года в размере 124 752 рублей 37 копеек, неоплата которых послужила основанием для ее обращения с иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыв на нее, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
Разногласия сторон касаются порядка расчета платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения.
Компания полагает, что применению подлежит формула, приведенная в пункте 123 Правил N 644, учитывающая результаты отбора проб сточных вод.
Общество считает, что расчет платы должен осуществляться на основании пункта 123(4) Правил N 644, без учета фактических результатов анализов проб сточных вод.
Возражений относительно порядка отбора спорных проб сточных вод или результатов лабораторных исследований Общество в кассационной жалобе не заявило.
В соответствии с частью 10 статьи 7 Закона о водоснабжении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязался соблюдать нормативы допустимых сбросов абонента, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов абонентов) и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, по форме согласно приложению 2, соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
Согласно подпунктам "в" и "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В случае если сточные воды, принимаемые от абонента централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил N 644, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены указанными правилами. Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123(1) и 130 Правил N 644, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод (пункты 118 и 119 Правил N 644).
В соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644 для абонентов, являющихся предприятиями общественного питания, или осуществляющих производство готовых пищевых продуктов и блюд, производство строительных керамических материалов, изделий из бетона для использования в строительстве, керамических изделий, стекла и изделий из стекла (включая стекловолокно), производство химических веществ и химических продуктов, обработку поверхностей, предметов или продукции с использованием органических растворителей и красителей, производство кожи, меха и изделий из них, в том числе дубление, выделку и крашение шкур и кожи, выделку и крашение меха, производство гальванических элементов или изделий с гальваническим покрытием, или осуществляющих мойку транспортных средств, переработку или консервирование рыбы или иных водных биологических ресурсов, переработку или консервирование молока, мяса или иной пищевой продукции, стирку или химическую чистку изделий из ткани и меха, предоставляющих услуги парикмахерских и салонов красоты, в случае, если объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов абонента составляет менее 30 кубических метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, или в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, относящегося к указанным отраслям (осуществляющего указанное производство), в отдельном контрольном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов, в том числе если объект абонента расположен во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения или абонентом осуществляется сброс сточных вод через один канализационный выпуск и (или) в один контрольный канализационный колодец совместно с иными абонентами, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле: П = К х Т х Qпр1, где: К - коэффициент компенсации, равный 0,5; Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость (руб./куб. метр); Qпр1 - объем сточных вод, сброшенных абонентом, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Из пункта 123(4) Правил N 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения для тех абонентов, чья хозяйственная деятельность независимо от объема сбросов в централизованную канализационную систему является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на систему канализационных сетей.
По смыслу нормативного регулирования законодатель устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения, поскольку с учетом основной хозяйственной деятельности (которая всегда сопровождается сбросом вредных веществ) основной объем стоков такого абонента образуются именно от этой деятельности.
Следовательно, для осуществления расчетов по приведенной в данном пункте правил формуле, абонент (ответчик) должен одновременно соответствовать нескольким критериям:
осуществлять хотя бы один из перечисленных в названном пункте видов производственной деятельности;
объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов такого абонента должен составлять менее 30 кубических метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, либо на объекте данного абонента отсутствует техническая возможность осуществить отбор проб сточных вод абонента (осуществляющего указанное производство) без учета сточных вод иных абонентов.
Суды установили, что Компания осуществила отбор проб сточных вод из канализационного колодца, согласованного сторонами в качестве контрольного в договоре холодного водоснабжения и водоотведения от 25.06.2018 N 41-5390. По результатам исследования отобранных проб установлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Общество не оспорило результаты анализа проб сточных вод, в том числе не указало возражений в акте отбора проб сточных вод, не осуществило отбор параллельной пробы, то есть по существу результаты анализа проб не опровергло.
Таким образом, Компания правомерно произвела расчет соответствующей платы на основании пункта 123 Правил N 644.
Довод Общества о неисполнении Компанией требований пунктов 41 и 42 Правил N 525 несостоятелен, поскольку невыполнение требований о направлении абоненту выписки из журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов не освобождает от исполнения обязанности по внесению соответствующей платы.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы составляет 3000 рублей и расходы по ее уплате относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 19.10.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 по делу N А28-5610/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Монолит" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
С.В. Ионычева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу нормативного регулирования законодатель устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения, поскольку с учетом основной хозяйственной деятельности (которая всегда сопровождается сбросом вредных веществ) основной объем стоков такого абонента образуются именно от этой деятельности.
...
Общество не оспорило результаты анализа проб сточных вод, в том числе не указало возражений в акте отбора проб сточных вод, не осуществило отбор параллельной пробы, то есть по существу результаты анализа проб не опровергло.
Таким образом, Компания правомерно произвела расчет соответствующей платы на основании пункта 123 Правил N 644.
Довод Общества о неисполнении Компанией требований пунктов 41 и 42 Правил N 525 несостоятелен, поскольку невыполнение требований о направлении абоненту выписки из журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов не освобождает от исполнения обязанности по внесению соответствующей платы."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 апреля 2021 г. N Ф01-1057/21 по делу N А28-5610/2020
Хронология рассмотрения дела:
05.04.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1057/2021
19.02.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9242/20
29.12.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9242/20
19.10.2020 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-5610/20