Нижний Новгород |
|
19 апреля 2021 г. |
Дело N А82-9303/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.04.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.04.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Гумновой Д.В. (доверенность от 18.01.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Кварц"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.10.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020
по делу N А82-9303/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кварц"
(ИНН: 7612002310, ОГРН: 1027601066635)
о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной
налоговой службы N 2 по Ярославской области от 06.03.2019 N 1
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кварц" (далее - ООО "Кварц", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 06.03.2019 N 1.
Решением суда от 12.10.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
ООО "Кварц" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, Общество не утратило право на применение упрощенной системы налогообложения в спорном периоде. Как указывает Общество, собственником 100 процентов доли в уставном капитале ООО "Кварц" за весь период являлась Ярославская область, поскольку Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Ярославской области, а государственное предприятие Ярославской области "Ярдормост" (далее - ГП ЯО "Ярдормост") является унитарным предприятием, имущество которого также принадлежит на праве собственности Ярославской области. Передача собственником унитарному предприятию имущества (в том числе доли) на праве хозяйственного ведения не может означать, что право собственности публично-правового образования на такое имущество прекращается. Кроме того, заявитель жалобы обращает внимание, что Инспекция проинформировала Общество об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения с 01.07.2017, однако доначисление налогов, пеней и штрафов произвела до указанной даты.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании отклонили доводы Общества.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечило явку представителя в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Инспекция провела выездную налоговую проверку ООО "Кварц" за период с 01.01.2015 по 31.12.2017, результаты которой отразила в акте от 29.01.2019 N 1.
В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу об утрате Обществом с 01.07.2016 права на применение упрощенной системы налогообложения ввиду несоблюдения условий, установленных подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
По итогам проверки Инспекция приняла решение от 06.03.2019 N 1 о привлечении ООО "Кварц" к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 321 483 рублей. Согласно указанному решению Обществу доначислены 192 460 рублей налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, 2 333 529 рублей налога на добавленную стоимость, 142 222 рубля налога на прибыль организаций, 25 330 рублей налога на имущество организаций и соответствующие пени.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области от 28.04.2020 N 95 решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения.
ООО "Кварц" не согласилось с решением Инспекции и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 11, 346.11, 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 48, 65.1, 117 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу о неправомерном применении Обществом упрощенной системы налогообложения, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.
На основании подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется:
- на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;
- на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;
- на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" бюджетными и автономными научными учреждениями хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным научным учреждениям (в том числе совместно с другими лицами);
- на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 29.12. 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными и автономными учреждениями, хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами).
В пункте 4 статьи 346.13 НК РФ установлено, что если в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено несоответствие указанным требованиям.
В силу пункта 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Как следует из абзаца второго пункта 2 статьи 11 НК РФ, организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Согласно статье 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункт 1). К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения (пункт 3).
В соответствии со статьей 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации) (пункт 1). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (пункт 2).
В пункте 1 статьи 65.1 ГК РФ установлено, что юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 ГК РФ, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации, публично-правовые компании.
На основании пункта 1 статьи 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с ГК РФ и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (пункт 2 статьи 113 ГК РФ).
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) определяет в соответствии с ГК РФ правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия (статья 1).
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 161-ФЗ унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Суды установили, и это не противоречит материалам дела, что Общество с 01.01.2011 по 30.06.2017 применяло упрощенную систему налогообложения.
С 26.07.2013 по 12.09.2016 учредителем Общества с долей 100 процентов в уставном капитале являлся Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области; с 13.09.2016 по 17.03.2019 - ГП ЯО "Ярдормост"; с 18.03.2019 и по настоящее время - Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области.
Распоряжением от 16.08.2016 N 1180-р Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области закрепил принадлежащую Ярославской области долю в размере 100 процентов в уставном капитале Общества за ГП ЯО "Ярдормост" на праве хозяйственного ведения; соответствующие изменения в состав учредителей ООО "Кварц" внесены в ЕГРЮЛ 13.09.2016.
При этом ГП ЯО "Ярдормост" является коммерческой организацией, имеет самостоятельный баланс, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (пункты 1.1, 1.6, 1.10, 1.11 устава).
С учетом изложенного, установив, что доля участия ГП ЯО "Ярдормост" в уставном капитале ООО "Кварц" составила 100 процентов, суды обоснованно признали, что в силу подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ Общество не могло применять упрощенную систему налогообложения.
Ссылка Общества на то обстоятельство, что налоговый орган информировал налогоплательщика об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения с 01.07.2017, однако доначисление налогов произвел за более ранние периоды, судами отклонена, поскольку в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Инспекция пояснила, что в данном письме была допущена опечатка: вместо 01.07.2017 следовало указать 01.07.2016. Кроме того, право на применение упрощенной системы налогообложения определяется по соответствию налогоплательщика требованиям, указанным в статье 346.12 НК РФ, а не по факту направления налоговым органом уведомлений.
Доводы Общества, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права и фактически направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя. Излишне уплаченная за рассмотрение кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.10.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020 по делу N А82-9303/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кварц" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Кварц".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Кварц" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 09.02.2021 N 71.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налогоплательщик полагает, что не утратил право на применение УСН, и налоговый орган неправомерно доначислил налоги по ОСН, пени и штрафы.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной.
Учредителем налогоплательщика с долей 100% в уставном капитале являлся Департамент имущественных и земельных отношений области.
В проверяемый период распоряжением Департамент закрепил принадлежащую области долю в уставном капитале налогоплательщика за государственным предприятием на праве хозяйственного ведения.
Поскольку государственное предприятие является коммерческой организацией, налогоплательщиком превышены предельные разрешенные размеры в части наличия доли (более 25%) в уставном капитале иной коммерческой организации. В связи с чем налогоплательщик не вправе применять УСН с того квартала, в котором допущено несоответствие требованиям.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 апреля 2021 г. N Ф01-1195/21 по делу N А82-9303/2020