г. Нижний Новгород |
|
28 апреля 2021 г. |
Дело N А43-17652/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.04.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.04.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.
при участии представителей от заявителя: Ким К.А. (доверенность от 27.05.2020), от заинтересованного лица: Даниловой С.В. (доверенность от 12.11.2020 N 16)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приволжье-ТрансСервис НН" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2020 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020 по делу N А43-17652/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Приволжье-ТрансСервис НН" (ИНН: 5263092995, ОГРН: 1125263004052)
о признании незаконным бездействия Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Приволжье-ТрансСервис НН" (далее - ООО "ПТС НН", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее - Министерство, уполномоченный орган), выразившегося в не включении в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденный приказом Министерства от 25.11.2019 N 326-13-369863/19 (далее - Перечень на 2020 год), здания автотехцентра с кадастровым номером 52:21:0000004:127 и здания КПП с кадастровым номером 52:21:0000004:126, расположенных по адресу: Нижегородская область, город Дзержинск, Московское шоссе, дом 8, и об обязании Министерства устранить допущенное нарушение прав Общества.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, имеющимися в деле доказательствами, в том числе техническим паспортом и заключением эксперта подтверждается, что здание автотехцентра соответствует критериям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому оно подлежало включению в Перечень на 2020 год. Министерство проявило незаконное бездействие, не выполнив все необходимые организационные мероприятия для установления вида фактического использования принадлежащих Обществу зданий.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Общество является собственником нежилого здания автотехцентра с кадастровым номером 52:21:000000:127, а также здания КПП с кадастровым номером 52:21:0000004:126, расположенных по адресу: Нижегородская область, город Дзержинск, Московское шоссе, дом 8.
Приказом Министерства от 25.11.2019 N 326-13-369863/19 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, в который названные объекты Общества не включены.
Общество, посчитав бездействие Министерства, выразившееся в невключении объектов недвижимости Общества в указанный Перечень, незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 372, 375, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлениями Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 N 635 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения" и от 06.02.2014 N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении заявленных требований и пришел к выводу об отсутствии со стороны уполномоченного органа незаконного бездействия.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия (бездействие) решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ (пункт 2 статьи 375 НК РФ).
В подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ установлено, что в отношении административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества.
На основании пункта 3 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административноделовым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи НК РФ.
В пункте 9 статьи 378.2 НК РФ указано, что вид фактического использования зданий определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 06.02.2014 N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации" Министерство определено уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, в том числе по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым Правительством Нижегородской области, в целях формирования перечня.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 N 635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее - Порядок N 635).
В пункте 4 Порядка N 635 предусмотрено, что Министерство, как уполномоченный орган привлекает государственное бюджетное учреждение Нижегородской области "Кадастровая оценка" (далее - Учреждение) для установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью подготовки перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).
В силу пункта 5 Порядка N 635 для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления Перечня используются сведения Единого государственного реестра недвижимости как об объекте недвижимости, так и о земельном участке, на котором он расположен.
В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются документы технического учета (инвентаризации); иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества; информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 6 Порядка N 635 на основе данных, полученных от Учреждения, с указанием вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и обозначением источника получения информации о данном виде фактического использования уполномоченный орган формирует Перечень.
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 635 перечень определяется приказом уполномоченного органа на соответствующий налоговый период и не позднее 1-го числа очередного налогового периода направляется в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие органы или должностное лицо.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, принадлежащие Обществу здание КПП с кадастровым номером 52:21:0000004:126 представляет собой одноэтажное нежилое здание, площадью 27,6 квадратного метра, поставлено на учет как нежилое здание, назначение - здание КПП; здание автотехцентра с кадастровым номером 52:21:0000004:127 представляет собой двухэтажное нежилое здание, площадью 4309,8 квадратного метра, поставлено на кадастровый учет 06.02.2019, назначение - здание автотехцентра.
Указанные объекты находятся на земельном участке с кадастровым номером 52:21:0000004:101, с видом разрешенного использования - для строительства автотехцентра с АБК встроенной газовой котельной и ТП.
Доказательств, свидетельствующих о том, что спорные объекты относятся к административно-деловому центру или торговому центру, а также о фактическом использовании помещений зданий в целях делового, административного или коммерческого назначения и соответствия их требованиям статьи 378.2 НК РФ, материалы дела не содержат.
Суды правомерно указали, что наличие в здании помещений кабинетов, в которых размещаются различные службы Общества и сотрудники осуществляют свои трудовые функции (вспомогательные помещения и кабинеты, в которых сотрудники организации осуществляют свою трудовую деятельность, обеспечивающую функционирование Общества), не может определять цели фактического использования объекта в целом как офисного здания.
Ссылка Общества на заключение эксперта о фактическом использовании объекта "автотехцентр" правомерно отклонена судами, поскольку представленное Обществом заключение составлено по состоянию на 15.09.2020, а отнесение помещений к тому или иному виду использования осуществлено без учета положений статьи 378.2 НК РФ.
Судами установлено, что в рассматриваемом случае Перечень на 2020 год составлен на основании имеющейся у Министерства информации в соответствии с требованиями пункта 5 Порядка N 635. При этом Порядок N 635 (в редакции, действовавшей на момент издания приказа от 25.11.2019 N 326-13-369863/19) не обязывал Министерство запрашивать какую-либо информацию у собственника объекта недвижимости, проводить осмотры объектов и территорий, обращаться к открытым источникам в сети "Интернет".
Кроме того, Общество не воспользовалось правом, предоставленным статьей 12 Федерального закона 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", согласно которой в целях сбора и обработки информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, правообладатели объектов недвижимости вправе предоставить уполномоченному бюджетному учреждению декларации о характеристиках соответствующих объектов недвижимости.
Всесторонне и полно исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к выводам об отсутствии оснований для включения принадлежащих Обществу объектов в Перечень на 2020 год и о том, что Министерство не допустило незаконного бездействия, не соответствующего положениям НК РФ и Порядка N 635, нарушающего права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанные судами выводы и по существу направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в судах, которым дана соответствующая правовая оценка.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда округа не имеется.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020 по делу N А43-17652/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приволжье-ТрансСервис НН" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Приволжье-ТрансСервис НН".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка Общества на заключение эксперта о фактическом использовании объекта "автотехцентр" правомерно отклонена судами, поскольку представленное Обществом заключение составлено по состоянию на 15.09.2020, а отнесение помещений к тому или иному виду использования осуществлено без учета положений статьи 378.2 НК РФ.
Судами установлено, что в рассматриваемом случае Перечень на 2020 год составлен на основании имеющейся у Министерства информации в соответствии с требованиями пункта 5 Порядка N 635. При этом Порядок N 635 (в редакции, действовавшей на момент издания приказа от 25.11.2019 N 326-13-369863/19) не обязывал Министерство запрашивать какую-либо информацию у собственника объекта недвижимости, проводить осмотры объектов и территорий, обращаться к открытым источникам в сети "Интернет".
Кроме того, Общество не воспользовалось правом, предоставленным статьей 12 Федерального закона 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", согласно которой в целях сбора и обработки информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, правообладатели объектов недвижимости вправе предоставить уполномоченному бюджетному учреждению декларации о характеристиках соответствующих объектов недвижимости."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 апреля 2021 г. N Ф01-1141/21 по делу N А43-17652/2020