Нижний Новгород |
|
25 мая 2021 г. |
Дело N А43-5227/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.05.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.05.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей от заявителя: Сорокиной Е.В. (доверенность от 29.01.2020),
от заинтересованного лица: Плетос И.А. (доверенность от 11.01.2021 N 515-3852/2021),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Государственной жилищной инспекции Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.09.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020
по делу N А43-5227/2020
по заявлению товарищества собственников недвижимости "Грузинская 37"
(ИНН: 5260244590, ОГРН: 1095260000220)
о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции
Нижегородской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Макарова Наталья Георгиевна,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости "Грузинская 37" (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция) от 20.01.2020 N 515-15-637/1/2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Макарова Н. Г.
Решением суда от 16.09.2020 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). По мнению Инспекции, при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2019 году Товарищество неправомерно исключало из общей площади жилых (нежилых) помещений в многоквартирном доме площадь помещения П23 (машино-мест). Основания для удовлетворения заявления отсутствовали.
Подробно позиция Инспекции изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Товарищество в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на 11.05.2021, в судебном заседании объявлялись перерывы до 05.04.2021, 18.05.2021 (статьи 158, 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Инспекцию поступило обращение собственника жилого помещения дома 37А по улице Грузинской города Нижнего Новгорода (далее - МКД) о нарушении Товариществом требований жилищного законодательства при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
Инспекция с целью проверки информации провела внеплановую документарную проверку.
В ходе проверки Инспекция установила, что Товарищество при расчете среднемесячного объема потребленной тепловой энергии и размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2019 года в нарушение Правил N 354 не учитывало площадь нежилого помещения (машино-мест). Результаты проверки зафиксированы в акте от 20.01.2020 N 515-15-637/1/2019.
Товариществу выдано предписание от 20.01.2020 N 515-15-637/1/2019, обязывающее до 20.02.2020 устранить выявленные нарушения, произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354 собственникам помещений МКД, исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений МКД.
Товарищество оспорило предписание в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Кодекса, Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Правилами N 354, суд первой инстанции пришел к выводу, что Инспекция не доказала законность и обоснованность выданного предписания, и удовлетворил заявленное требование.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть признан недействительным, если он не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, доказывания обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, осуществляющий публичные полномочия (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из статьи 17 Закона N 294-ФЗ следует, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом законодательства органы государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Предписание должно содержать законные требования, соблюдение которых обязательно в силу закона, быть обоснованным, возлагать на лицо, которому оно выдается, реально исполнимые им обязанности. Необоснованное возложение предписанием обязанностей на юридическое лицо, влечет нарушение его законных прав и интересов.
Суды установили и лица, участвующие в деле, не оспаривают, что предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей действующим законодательством полномочий.
Основанием для выдачи предписания послужил вывод Инспекции о неправильном определении Товариществом размера платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД. В нарушение пункта 42 (1) Правил N 354 и формулы 3 (1) приложения 2 к данным правилам из площади жилых (нежилых) помещений МКД была исключена площадь нежилого помещения П23 (машино-мест).
Суды первой и апелляционной инстанций, признав предписание незаконным, исходили из того, что формула 3 (1) приложения 2 к Правилам N 354 предназначена для использования при расчете объема тепла, потраченного на отопление жилых (нежилых) помещений в МКД. При этом в общую площадь помещений должны включаться только отапливаемые помещения. Поскольку помещение П23 фактически не является частью МКД, не отапливается, его площадь не должна включаться в общую площадь всех помещений МКД при расчете платы за отопление.
Между тем, суды не учли следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 153, частью 4 статьи 154 Кодекса граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя, в том числе, плату за отопление.
В силу пункта 1 статьи 157 Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. При отсутствии приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 158 Кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
Порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, порядок определения размера платы, в том числе за коммунальную услугу по отоплению, установлен в Правилах N 354.
В силу пункта 2 Правил N 354 под нежилым помещением в многоквартирном доме понимается помещение, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте. Такое помещение не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения. К нежилым помещениям в данных правилах приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).
Согласно техническому паспорту, выписке из ЕГРН, разрешениям на ввод объекта в эксплуатацию, спорное нежилое помещение П23 расположено в подвале МКД, входит в состав МКД. Следовательно, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Кодекса, Правил N 354.
В соответствии с абзацем 2 пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42 (1), 42 (2), 43 и 54 Правил N 354.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. С помощью этой системы в многоквартирном жилом доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания. Само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающие в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения, предназначенную для проживания и (или) деятельности людей. Эксплуатация многоквартирного дома предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, то есть на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям.
Спецификой многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой отдельное помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливается, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению. Тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии. Исходя из этого, плата за отопление включается в состав обязательных платежей собственников и иных законных владельцев помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 153, часть 4 статьи 154 Кодекса) (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П, от 20.12.2018 N 46-П).
Из изложенного следует, что собственники помещений в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, которые индивидуально эту услугу не потребляют, должны вносить плату только за потребление тепловой энергии в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 N 1708 во исполнение постановлений Конституционного Суда Российской Федерации в Правила N 354 внесены изменения. С 01.01.2019 изменен порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме.
В силу пунктов 42 (1), 43 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению определятся по формулам приложения 2 к данным правилам.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формуле 3 (1).
В соответствующих расчетных формулах, в том числе в формуле 3 (1), для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется показатель площади помещений в многоквартирном доме.
В указанных расчетных формулах размер платы подлежит определению в одинаковом установленном Правилами N 354 порядке (с применением соответствующих расчетных формул) во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома вне зависимости от условий отопления отдельных помещений.
Таким образом, формулы расчета за отопление, установленные пунктом 42 (1) Правил N 354, предусматривают использование общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома независимо от факта их отопления.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела спорное нежилое помещение находится в составе МКД, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения, поэтому площадь помещения П23 подлежит учету в целях применения Правил N 354 (формулы 3(1)).
Требование Инспекции о расчете коммунальной услуги по отоплению исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений в МКД соответствует действующему законодательству.
При таких обстоятельствах оспариваемое предписание, обязывающее осуществлять расчет по действующим формулам и произвести перерасчет размера платы тем собственникам, которым оно производит начисление, соответствует Правилам N 354, не нарушает права и законные интересы Товарищества.
Вопреки доводам Товарищества на него не возложена обязанность начисления размера платы собственникам за коммунальную услугу по отоплению нежилого помещения П23. Из положений Кодекса, Правил N 354 (формула 3(6) приложения 2) следует, что в случае отсутствия индивидуального потребления коммунальной услуги по отоплению в жилом и (или) нежилом помещении плата за такую коммунальную услугу не взимается.
Правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 25.04.2019 N 309-ЭС19-5318, касалась применения Правил N 354 в редакции, действовавшей до 01.01.2019.
Поскольку выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении норм материального права, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене. Заявление Товарищества удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.09.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020 по делу N А43-5227/2020 отменить.
Отказать товариществу собственников недвижимости "Грузинская 37" в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 20.01.2020 N 515-15-637/1/2019.
Арбитражному суду Нижегородской области произвести поворот исполнения решения от 16.09.2020 в части взыскания с Государственной жилищной инспекции Нижегородской области в пользу товарищества собственников недвижимости "Грузинская 37" расходов по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 42 (1), 43 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению определятся по формулам приложения 2 к данным правилам.
...
В соответствующих расчетных формулах, в том числе в формуле 3 (1), для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется показатель площади помещений в многоквартирном доме.
В указанных расчетных формулах размер платы подлежит определению в одинаковом установленном Правилами N 354 порядке (с применением соответствующих расчетных формул) во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома вне зависимости от условий отопления отдельных помещений.
Таким образом, формулы расчета за отопление, установленные пунктом 42 (1) Правил N 354, предусматривают использование общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома независимо от факта их отопления.
...
Правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 25.04.2019 N 309-ЭС19-5318, касалась применения Правил N 354 в редакции, действовавшей до 01.01.2019."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 мая 2021 г. N Ф01-1016/21 по делу N А43-5227/2020