Нижний Новгород |
|
01 июня 2021 г. |
Дело N А82-6327/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.05.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.06.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Новикова Ю.В.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
государственного учреждения здравоохранения Ярославской области "Станция
скорой медицинской помощи"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.11.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021
по делу N А82-6327/2020
по заявлению государственного учреждения здравоохранения Ярославской области
"Станция скорой медицинской помощи"
(ИНН: 7610036931, ОГРН: 1027601118401)
о признании незаконным акта Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области
(ИНН: 7606000386, ОГРН: 1027600839639)
и установил:
государственное учреждение здравоохранения Ярославской области "Станция скорой медицинской помощи" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным акта комплексной проверки Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области (далее - Фонд) от 27.03.2020 N 16 в части требования о восстановлении в бюджет Фонда средств обязательного медицинского страхования в сумме 1 156 395 рублей 50 копеек за 2018, 2019 годы, использованных не по целевому назначению, и об уплате штрафа в размере 115 639 рублей 55 копеек.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 21.11.2020 заявленное требование удовлетворено частично: оспариваемый акт признан незаконным в части требования об уплате штрафа в размере, превышающем 5000 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами в части выводов относительно 1 и 3 эпизодов и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, заместителю главного врача по медицинской части Бураковой Е.А. правомерно осуществлялась доплата за счет средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в размере 50 процентов от оклада заведующего отделением за совмещение профессий, установленная по соглашению сторон трудового договора, в соответствии с трудовым законодательством. Ограничение такой доплаты размером 25 процентов, установленным в пункте 6.4 Положения об оплате труда работников государственных медицинских и образовательных организаций, функционально подчиненных департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 12.10.2017 N 765-п, является незаконным. Кроме того, Учреждение не согласно с выводом судов о нецелевом использовании средств ОМС в сумме 484 461 рубля 49 копеек на возмещение вреда Ошмарину А.А. по решению Рыбинского городского суда от 25.03.2009 по делу N 2-578/2009. Заявитель указывает, что статья КОСГУ 290 детализирована подстатьями КОСГУ 291 - 296. При этом подстатья 296 (иные расходы) включает в себя, в том числе, расходы по ежемесячной компенсации вреда, причиненного повреждением здоровья стороннему гражданину в результате ДТП, во исполнение судебного акта. Учреждение намерено взыскать спорную сумму с виновника дорожно-транспортного происшествия в порядке регресса.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу возразил относительно приведенных в ней доводов, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без их участия.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Фонд провел проверку использования Учреждением средств ОМС за 2018, 2019 годы, в ходе которой установил, в частности, нецелевое использование средств ОМС на выплату заработной платы заместителю главного врача по медицинской части Бураковой Е.А. в сумме 59 303 рублей 25 копеек, произведенной в виде доплаты в размере 50 процентов от оклада заведующего отделением. Фонд указал, что размер такой доплаты за счет средств ОМС не может превышать 25 процентов.
Кроме того, в ходе проверки Фонд пришел к выводу о нецелевом использовании средств ОМС в сумме 484 461 рубля 49 копеек на возмещение вреда Ошмарину А.А. по решению Рыбинского городского суда от 25.03.2009 по делу N 2-578/2009. Вред Ошмарину А.А. был причинен при совершении дорожно-транспортного происшествия водителем - работником Учреждения, при исполнении трудовых обязанностей. Учреждение, не обратившись с регрессным иском к виновнику дорожно-транспортного происшествия, произвело выплату по исполнительному листу за счет средств ОМС.
Результаты проверки отражены Фондом в акте от 27.03.2020 N 16, в котором Учреждению предложено восстановить в бюджет Фонда денежные средства, использованные не по целевому назначению. Также Учреждению предложено перечислить на счет Фонда штраф в размере 10 процентов от суммы средств, использованных не по целевому назначению.
Учреждение не согласилось с актом Фонда и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 15, 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Минздрава России от 28.02.2011 N 158н, Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, Арбитражный суд Ярославской области отказал в удовлетворении заявленного требования в обжалуемой части. Суд пришел к выводам о том, что за счет средств ОМС предусмотрена доплата в размере не более 25 процентов должностного оклада заведующего отделением; выплаты на возмещение вреда Ошмарину А.А. не связаны с оказанием медицинской помощи и не подлежат включению в тариф ОМС, поэтому не могут производиться за счет средств ОМС.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.
На основании пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны, в том числе, использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Согласно части 1 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом (часть 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ).
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки ре-финансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Постановлением Правительства Ярославской области от 12.10.2017 N 765-п утверждено Положение об оплате труда работников государственных медицинских и образовательных организаций, функционально подчиненных департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области (далее - Положение), в котором предусмотрено, что оплата труда работников медицинских организаций производится исходя из оклада (должностного оклада), выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Источниками финансового обеспечения для осуществления оплаты труда являются средства областного бюджета, средства обязательного медицинского страхования и средства от приносящей доход деятельности (пункт 1.1 Положения).
Согласно пункту 6.4 Положения, с учетом условий труда руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру медицинской организации устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные разделом 7 Положения.
Врачам - руководителям медицинских организаций и врачам - заместителям руководителей медицинских организаций разрешается выполнять в медицинских организациях, в штате которых они состоят, работу по специальности в пределах рабочего времени по основной должности с доплатой в размере до 25 процентов должностного оклада врача соответствующей специальности.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что заместителю главного врача по медицинской части Бураковой Е.А. в проверяемом периоде за счет средств ОМС осуществлялась доплата в размере 50 процентов от оклада заведующего отделением.
Приняв во внимание, что за счет средств ОМС предусмотрена доплата в размере не более 25 процентов от должностного оклада заведующего отделением, суды сделали правильный вывод о том, что расходы Учреждения за счет средств ОМС на выплату заработной платы в виде доплаты в размере, превышающем 25 процентов должностного оклада заведующего отделением, заместителю главного врача по медицинской части Бураковой Е.А. в сумме 59 303 рублей 25 копеек являются нецелевым использованием средств ОМС.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя в указанной части не имеется.
В пункте 158 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила N 158н), и пункте 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н), установлено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В силу пункта 158.1 Правил N 158н и пункта 193 Правил N 108н в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются, в том числе, затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
К затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 158.2 Правил N 158н и пункт 194 Правил N 108н).
Согласно пункту 158.3 Правил N 158н и пункту 195 Правил N 108н в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие виды затрат: затраты на коммунальные услуги; затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации в собственности, на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на содержание объектов движимого имущества; затраты на приобретение услуг связи; затраты на приобретение транспортных услуг; затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на амортизацию основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря), оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); прочие затраты на общехозяйственные нужды.
Таким образом, суды правомерно указали, что единственным критерием для при-знания расходов в системе ОМС целевыми является направление средств на оказание медицинской помощи или отнесение к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом.
Учитывая изложенное, суды сделали правильный вывод о том, что произведенные Учреждением в спорном периоде расходы в сумме 484 461 рубля 49 копеек на возмещение вреда Ошмарину А.А. не связаны с оказанием медицинской помощи, не подлежат включению в тариф ОМС и не могут производиться за счет средств ОМС.
Таким образом, оснований для отмены принятых судебных актов у суда округа не имеется.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.11.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021 по делу N А82-6327/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения здравоохранения Ярославской области "Станция скорой медицинской помощи" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на государственное учреждение здравоохранения Ярославской области "Станция скорой медицинской помощи".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 158.3 Правил N 158н и пункту 195 Правил N 108н в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие виды затрат: затраты на коммунальные услуги; затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации в собственности, на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на содержание объектов движимого имущества; затраты на приобретение услуг связи; затраты на приобретение транспортных услуг; затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на амортизацию основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря), оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); прочие затраты на общехозяйственные нужды."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 июня 2021 г. N Ф01-2149/21 по делу N А82-6327/2020