Нижний Новгород |
|
02 июня 2021 г. |
Дело N А43-13079/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.05.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.06.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от индивидуального предпринимателя Каргина Валентина Васильевича:
Кожохина В.Н. (доверенность от 04.05.2021),
от Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области:
Жихаревой И.С. (доверенность от 07.04.2021 N 325-01-04-11/21)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя Каргина Дмитрия Валентиновича и
индивидуального предпринимателя Каргина Валентина Васильевича
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.09.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2021
по делу N А43-13079/2020
по заявлениям индивидуального предпринимателя Каргина Дмитрия Валентиновича
(ИНН: 526300373586, ОГРНИП: 304526320100016)
и индивидуального предпринимателя Каргина Валентина Васильевича
(ИНН: 526302306659, ОГРНИП: 304526320100027)
о признании незаконным (недействительным) приказа
Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация города Нижнего Новгорода,
Департамент транспорта и связи администрации города Нижнего Новгорода,
общество с ограниченной ответственностью "Лидер-транс",
общество с ограниченной ответственностью "Победа НН",
Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области,
и установил:
индивидуальный предприниматель Каргин Дмитрий Валентинович (далее - ИП Каргин Д.В.) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным (недействительным) приказа Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (далее - Министерство) от 23.04.2020 N Сл-325-201097/20.
Индивидуальный предприниматель Каргин Валентин Васильевич (далее - ИП Каргин В.В.) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным (недействительным) приказа Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (далее - Министерство) от 23.04.2020 N Сл-325-201097/20. Делу присвоен номер А43-13080/2020.
Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 29.05.2020 настоящее дело объединено с делом N А43-13080/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Нижнего Новгорода (далее - Администрация), Департамент транспорта и связи администрации города Нижнего Новгорода, общество с ограниченной ответственностью "Лидер-транс" (далее - ООО "Лидер-транс"), общество с ограниченной ответственностью "Победа НН" (далее - ООО "Победа НН") и Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2021 решение суда оставлено без изменения.
ИП Каргин Д.В. и ИП Каргин В.В. не согласились с принятыми судебными актами и обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителей, в материалах дела отсутствуют доказательства невыполнения заявителями регулярных перевозок по маршрутам N Т-14, Т-39, Т-63, Т-79, Т-89 и Т-92. Министерство не осуществило проверку осуществления перевозок, обязательность проведения которой установлена в части 2 статьи 35 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о перевозках).
Заявители указывают, что на основании Федерального закона от 08.06.2020 N 166 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" перевозчик не подлежит ответственности за отсутствие перевозок в случае подачи заявления о прекращении перевозок в период действия принятых мер.
Подробно доводы ИП Каргина Д.В. и ИП Каргина В.В. изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем ИП Каргина В.В. в судебном заседании.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителей, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Заявители представили возражения на отзыв на кассационную жалобу.
Третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили; извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Лидер-Транс", ООО "Победа-НН", ИП Каргин Д.В. и ИП Каргин В.В. заключили договор простого товарищества от 17.07.2017 с целью осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах N 14, 39, 63, 71, 79, 89 и 92 на территории города Нижнего Новгорода.
Уполномоченным участником товарищества является ООО "Лидер-Транс" (пункт 2.5 договора).
В соответствии с пунктом 2.1 договора (с учетом дополнительного соглашения от 28.08.2019 N 1) ООО "Лидер-Транс" осуществляет перевозки по маршрутам N 14, 79 и 92, ООО "Победа-НН" - по маршрутам N 39, 63 и 89, ИП Каргин Д.В. и ИП Каргин В.В. - по маршруту N 71.
Согласно конкурсной документации от 31.07.2017 N 3НТ на проведение открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым маршрутам (с изменениями от 11.08.2017) в один лот входили маршруты с номерами Т-14, Т-39, Т-63, Т-71, Т-79, Т-89, Т-92.
В протоколе от 05.10.2017 N 3НТ/1 об итогах открытого конкурса победителем признан ООО "Лидер-Транс" (уполномоченный представитель простого товарищества ООО "Лидер-Транс", ООО "Победа-НН", ИП Каргина Д.В. и ИП Каргина В.В.).
Постановлением Администрации от 17.10.2017 N 4906 в реестр муниципальных маршрутов внесены изменения, в соответствии с которыми на маршрутах N Т-14, Т-39, Т-63, Т-71, Т-79, Т-89 и Т-92 перевозчиками являются ООО "Лидер-Транс", ООО "Победа-НН", ИП Каргин Д.В. и ИП Каргин В.В.
Администрация выдала перевозчикам свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок. Впоследствии в связи с изменением маршрута Администрация выдала перевозчикам новое свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N Т-71.
ООО "Лидер-Транс" 06.04.2020 обратилось в Министерство с уведомлением о приостановлении с 07.04.2020 обслуживания маршрутов N Т-14, Т-39, Т-63, Т-79, Т-89 и Т-92 перевозчиками ООО "Лидер-Транс" и ООО "Победа-НН".
В целях проверки информации ООО "Лидер-Транс" Министерство направило запросы в Администрацию, муниципальное казенное учреждение "Центральная диспетчерская служба городского пассажирского транспорта", общество с ограниченной ответственностью "Ситикард", государственное казенное учреждение Нижегородской области "Центр безопасности дорожного движения".
Согласно информации, предоставленной данными организациями, а также видеоматериалам аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", ООО "Лидер-Транс" и ООО "Победа-НН" с 07 по 10 апреля 2020 года не выполняли рейсы по маршрутам N Т-14, Т-39, Т-63, Т-79, Т-89, Т-92.
Министерство направило ООО "Лидер-Транс" письмо от 20.04.2020 с предупреждением о возможности уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 7 части 1 статьи 29 Закона о перевозках, принять решение о прекращении действия свидетельства об осуществлении регулярных перевозок в связи с невыполнением по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации рейсов, предусмотренных расписанием, в течение более чем трех дней подряд.
Приказом от 23.04.2020 N Сл-325-201097/20 Министерство прекратило действие свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок и карт маршрутов регулярных перевозок N Т-14, Т-39, Т-63, Т-71, Т-79, Т-89, Т-92, выданных ООО "Лидер-Транс", ООО "Победа-НН", ИП Каргину Д.В. и ИП Каргину В.В., исключило из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Нижнего Новгорода, утвержденного приказом от 05.02.2016 N 277, сведения о перевозчиках указанных муниципальных маршрутов регулярных перевозок.
Приказом Министерства от 28.08.2020 N 97/од в приказ от 23.04.2020 внесены изменения в части номеров свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N Т-71 и соответствующих карт маршрута.
Не согласившись с действиями Министерства, заявители обратились в арбитражный суд.
Руководствуясь Законом о перевозках, Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ), Законом Нижегородской области от 23.12.2019 N 168-З "О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области", Уставом Нижегородской области от 30.12.2005 N 219-З, Положением о министерстве транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 11.10.2013 N 719, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены спорного ненормативного акта, поскольку признал доказанным отсутствие перевозок по маршрутам муниципальных перевозок, входящим в один лот с маршрутом заявителей.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, регулирует Закон о перевозках.
В части 2 статьи 17 Закона о перевозках предусмотрено, что право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Основания для прекращения действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок установлены в статье 29 Закона о перевозках.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства, в том числе в случае принятия уполномоченным органом решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд (пункт 7 части 1 статьи 29 Закона о перевозках).
Согласно части 6 статьи 29 Закона о перевозках действие карт маршрута регулярных перевозок прекращается со дня прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по данному маршруту.
В соответствии с постановлением Нижегородской области от 23.12.2019 N 168-З "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области на осуществление функций по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территориях некоторых муниципальных образований Нижегородской области" уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области на осуществление функций по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории городского округа город Нижний Новгород определено Министерство.
Как следует из материалов дела и установили суды, спорным приказом Министерства прекращено действие свидетельств и карт маршрута по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Нижнего Новгорода N Т-14, Т-39, Т-63, Т-71, Т-79, Т-89 и Т-92
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе письма общества с ограниченной ответственностью "Ситикард" от 16.04.2020 N AFC-20/04_125, Администрации от 16.04.2020 N Сл-06-03-189957/20, муниципального казенного учреждения "Центральная диспетчерская служба городского пассажирского транспорта" от 17.04.2020 N 139, видеоматериалы аппаратно-программного комплекса "Безопасный город"), суды пришли к выводу о том, что с 07 по 10 апреля 2020 года ООО "Лидер-Транс" и ООО "Победа-НН" не выполнили ни одного рейса по маршрутам N Т-14, Т-39, Т-63, Т-79, Т-89, Т-92 в течение четырех дней.
Доводы заявителей об обратном материалами дела не подтверждены.
При таких обстоятельствах у Министерства возникла обязанность по принятию решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, императивно установленная пунктом 7 части 1 и частью 2.1 статьи 29 Закона о перевозках.
В части 2.1 статьи 29 Закона о перевозках определено, что действие свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданных по результатам открытого конкурса, проведенного в отношении нескольких включенных в состав одного лота маршрутов регулярных перевозок, прекращается в случае прекращения действия хотя бы одного из таких свидетельств.
Маршрут Т-71 входил в состав одного лота с маршрутами N Т-14, Т-39, Т-63, Т-79, Т-89, Т-92 при проведении конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам на территории города Нижнего Новгорода.
Следовательно, суды пришли к верному выводу об отсутствии правовых оснований для отмены оспариваемого ненормативного акта.
Ссылка заявителей на действие мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения отклоняется судом округа в силу следующего.
Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" с 4 по 30 апреля 2020 года установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь, в том числе, установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Указом Губернатора Нижегородской области от 13.03.2020 N 27 "О введении режима повышенной готовности" в редакции, действовавшей в период с 07 по 10 апреля 2020 года, определено, что в соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации N 239 на территории Нижегородской области ограничительные меры не распространяются на организации, осуществляющие деятельность в сфере пассажирских перевозок. Руководителям юридических лиц, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги транспортных перевозок, предписано обеспечить ежедневную дезинфекцию салонов транспортных средств и мест массового скопления по вирусному режиму, не допускать до работы сотрудников без средств индивидуальной защиты.
Таким образом, основания для отмены оспариваемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.09.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2021 по делу N А43-13079/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Каргина Дмитрия Валентиновича и индивидуального предпринимателя Каргина Валентина Васильевича - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на индивидуального предпринимателя Каргина Дмитрия Валентиновича и индивидуального предпринимателя Каргина Валентина Васильевича.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" с 4 по 30 апреля 2020 года установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь, в том числе, установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Указом Губернатора Нижегородской области от 13.03.2020 N 27 "О введении режима повышенной готовности" в редакции, действовавшей в период с 07 по 10 апреля 2020 года, определено, что в соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации N 239 на территории Нижегородской области ограничительные меры не распространяются на организации, осуществляющие деятельность в сфере пассажирских перевозок. Руководителям юридических лиц, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги транспортных перевозок, предписано обеспечить ежедневную дезинфекцию салонов транспортных средств и мест массового скопления по вирусному режиму, не допускать до работы сотрудников без средств индивидуальной защиты."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 июня 2021 г. N Ф01-298/21 по делу N А43-13079/2020
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-298/2021
29.01.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3504/20
30.10.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3504/20
23.09.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12666/20
22.09.2020 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-13079/20
03.07.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3504/20
29.06.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3504/20