Нижний Новгород |
|
03 июня 2021 г. |
Дело N А43-9139/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.06.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.
при участии представителей
от заявителя: Хоруженко В.А., директора,
Зубковой Т.И. (доверенность от 27.05.2021),
от заинтересованного лица: Лебедевой П.А. (доверенность от 11.01.2021 N 1)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.11.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2021
по делу N А43-9139/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фрегат"
(ИНН: 5260137831, ОГРН: 1045207469185)
о признании незаконными действий (бездействия)
Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация города Нижнего Новгорода,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фрегат" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением (с учетом статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконными действий (бездействия) Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области (далее - Управление) по принятию решения от 18.10.2019 о несогласии с выводами государственной историко-культурной экспертизы по объекту экспертизы "Комплекс жилых домов: 1. Жилой дом, 2. Жилой дом, 3. Жилой дом", вторая половина XIX - начало XX веков", расположенному по адресу: город Нижний Новгород, улица Новая, дома 16, 16А, 18/22, в связи с незаконностью замечаний, изложенных в уведомлении по заключению государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия от 17.12.2019 N 518-390091/19; непринятию решения об отказе во включении в реестр выявленного объекта культурного наследия и неисключению объекта из перечня выявленных объектов культурного наследия; принятию без замечаний акта государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия и размещению его на сайте Управления для процедуры публичного обсуждения; проведению государственной историко-культурной экспертизы с нарушением пункта 1 статьи 31 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) после утверждения градостроительных регламентов распоряжением Правительства Нижегородской области от 09.12.2016 N 2019-р.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Нижнего Новгорода (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 06.11.2020 признаны незаконными принятие Управлением без замечаний акта государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия и размещение данного акта на сайте Управления для процедуры публичного обсуждения, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы после утверждения градостроительных регламентов распоряжением Правительства Нижегородской области от 09.12.2016 N 2019-р, в остальной части производство по делу прекращено в связи с отказом заявителя от требований.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.05.2020 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не приняли во внимание пункт 6 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 569 (далее - Положение N 569).
По мнению Управления, экспертиза может быть проведена по инициативе любого лица, утверждение градостроительного регламента не является препятствием для проведения работ по выявлению объектов культурного наследия.
Управление указывает, что законность действий Управления в отношении выявленного объекта культурного наследия подтверждена решением Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-20354/2019.
Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Управления, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Администрация отзыв на кассационную жалобу не представила; извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направила. Кассационная жалоба рассмотрена без ее участия.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, приказом Управления от 25.03.2019 N 79 в перечень выявленных объектов культурного наследия включены объекты, расположенные по улицам Большие овраги, Грузинская, Новая, Новосолдатская в городе Нижнем Новгороде, в том числе, объект "Комплекс жилых домов: 1. Жилой дом, 2. Жилой дом, 3. Жилой дом. Вторая половина XIX - начало XX веков. г. Нижний Новгород, ул. Новая, д. 16, д. 16А, д. 18/22".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.11.2019 по делу N А43-20354/2019 подтверждена законность и обоснованность данного ненормативного правового акта.
В целях обоснования целесообразности включения объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, Управление 18.10.2019 представило акт государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия. Согласно выводам эксперта Хливнюка А.В. выявленный объект культурного наследия является элементом рядовой исторической застройки и не обладает значительными историко-культурными, художественно-эстетическими ценностными характеристиками, историко-архитектурной, научной и мемориальной ценностью, имеющей особое значение для истории и культуры Российской Федерации. Включение объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не целесообразно.
Управление разместило акт на официальном сайте в сети "Интернет" и установило период общественного обсуждения данного акта с 25.10.2019 по 15.11.2019.
По результатам рассмотрения заключения экспертизы и предложений, поступивших в рамках общественного обсуждения, Управление приняло решение от 17.12.2019 N 518-390091/19 о несогласии с выводами эксперта и 18.12.2019 возобновило проведение экспертизы.
После возобновления экспертизы эксперт Хливнюк А.В. повторно вынес отрицательное заключение от 02.07.2020 о нецелесообразности включения объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Управление 11.08.2020 разместило на официальном сайте акт государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия, составленный государственным экспертом Смирновым Г.К. (период общественного обсуждения - с 11.08.2020 по 31.08.2020), согласно которому выявленный объект культурного наследия обладает градостроительной, архитектурно-художественной и историко-культурной ценностью. Включение выявленного объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения является обоснованным (положительное заключение). Заказчиком экспертизы, выступило нижегородская региональная общественная организация "Институт изучения города".
В письме от 28.08.2020 N Сл-518-448489/20 Управление сообщило о поступлении акта от 10.08.2020, о размещении его на официальном сайте, а также о своем принятии решения относительно спорного объекта в установленном порядке.
Не согласившись с действиями Управления, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь Законом N 73-ФЗ, Законом Нижегородской области от 02.02.2016 N 14-З "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области", постановлением Правительства Нижегородской области от 24.02.2016 N 78 "Об утверждении Порядка организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия" (далее - Порядок N 78), Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о том, что у Управления отсутствовали основания для принятия акта от 10.08.2020 и размещения его на сайте для процедуры публичного обсуждения.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (статья 3 Закона N 73-ФЗ).
Согласно статье 16.1 Закона N 73-ФЗ работа по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, может осуществляться физическими и юридическими лицами, региональными и муниципальными органами охраны объектов культурного наследия, и представляет собой подготовку сведений об историко-культурной ценности объекта, обосновывающих отнесение объекта к объектам, обладающим признаками объекта культурного наследия.
Региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Закона N 73-ФЗ. Региональный орган охраны объектов культурного наследия, в который направлено заявление о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, организует в срок не более девяноста рабочих дней со дня регистрации указанного заявления работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия. По истечении указанного срока, региональный орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень и в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения информирует о принятом решении заявителя с приложением копии такого решения (пункты 3 и 4 статьи 16.1 Закона N 73-ФЗ).
В силу пункта 5 статьи 16.1 Закона N 73-ФЗ объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия. Порядок такого включения установлен федеральным законодательством.
После принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы (часть 1 статьи 18 Закона N 73-ФЗ).
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 18 данного Закона региональный орган охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня получения указанного заключения принимает решение о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального или по согласованию с органами местного самоуправления - местного (муниципального) значения либо об отказе во включении объекта в реестр.
В случае поступления в региональный орган охраны объектов культурного наследия заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия федерального значения, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня получения такого заключения указанный орган охраны объектов культурного наследия направляет заявление о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения, заключение государственной историко-культурной экспертизы, содержащее сведения, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, в федеральный орган охраны объектов культурного наследия для рассмотрения им вопроса о принятии решения о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения либо об отказе во включении указанного объекта в реестр.
Заключение историко-культурной экспертизы оформляется в виде акта, в котором содержатся результаты исследований, проведенных экспертами в установленном порядке (пункт 1 статьи 32 Закона N 73-ФЗ).
В случае несогласия с заключением историко-культурной экспертизы соответствующий орган охраны объектов культурного наследия по собственной инициативе либо по заявлению заинтересованного лица вправе назначить повторную экспертизу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае несогласия с решением соответствующего органа охраны объектов культурного наследия физическое или юридическое лицо может обжаловать это решение в суд (пункты 3 и 4 статьи 32 закона N 73-ФЗ).
Суд установил и из материалов дела следует, что Администрация и Общество заключили договор о развитии застроенной территории от 26.12.2014 N 103/06 о развитие застроенной территории, расположенной на участке в границах улиц Короленко, Новая в Нижегородском районе, площадью 0,38 га, в отношении которой на основании статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации принято постановление Администрации от 18.09.2014 N 3706 "О развитии застроенной территории в границах улиц Короленко, Новая в Нижегородском районе".
В соответствии с приложением к договору в перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции, в границах улиц Короленко, Новая в Нижегородском районе, включены дома N 16, 16а, 18/22 по улице Новая.
Постановлениями от 13.03.2014 N 801 "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода" и от 22.08.2018 N 2199 "О признании многоквартирного дома 16а литера А по улице Новая аварийным и подлежащим сносу" Администрация признала дома N 16, 16а, 18/22 по улице Новая аварийными и подлежащими сносу.
Процедура организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта (далее - Объект), обладающего признаками объекта культурного наследия, Управлением определена Порядком N 78. Согласно данному Порядку работа по установлению историко-культурной ценности Объекта включает в себя:
а) рассмотрение заявления о включении Объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - заявление);
б) определение историко-культурной ценности Объекта;
в) принятие решения о включении Объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении Объекта в данный перечень.
Согласно пункту 4 Порядка N 78 для установления историко-культурной ценности Объекта федеральный орган охраны объектов культурного наследия, муниципальный орган охраны объектов культурного наследия, физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) направляет в Управление заявление.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 78 заявление составляется по результатам проведения работ по выявлению Объектов и оформляется в соответствии с образцом, рекомендуемым Порядком проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 02.07.2015 N 1905 (далее - Порядок N 1905).
Согласно пункту 6 Порядка N 78 к заявлению прилагаются следующие документы: сведения о местонахождении Объекта (адрес Объекта или при его отсутствии описание местоположения Объекта); сведения об историко-культурной ценности Объекта; иные сведения об Объекте (при наличии).
Управление регистрирует заявление в день его поступления в Управление и в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления принимает решение о принятии заявления к рассмотрению или об отказе в приеме заявления к рассмотрению, направляет заявителю соответствующее уведомление с мотивированным обоснованием принятого решения (пункт 7 Порядка N 78).
В соответствии с пунктом 8 Порядка N 78 основанием для отказа в приеме заявления к рассмотрению и возврата заявления и приложений к нему заявителю является несоответствие заявления требованиям пунктов 5, 6 настоящего Порядка.
Объект подлежит государственному учету путем включения в список объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, (далее - Список) со дня принятия заявления к рассмотрению. Включение Объекта в Список осуществляется Управлением (пункт 10 Порядка N 78).
Согласно пункту 12 Порядка N 78 определение историко-культурной ценности Объекта осуществляется на основании критериев историко-культурной ценности, сведений об историко-культурной ценности Объекта, представленных заявителем, документов и материалов, имеющихся в распоряжении Управления.
В соответствии с пунктом 13 Порядка N 78 историко-культурная ценность Объекта определяется по следующим критериям:
а) соответствие признакам, определенным статьей 3 Федерального закона N 73-ФЗ;
б) соответствие времени возникновения, даты создания или даты исторических событий, с которыми связан Объект, требованиям, определенным статьей 18 Федерального закона N 73-ФЗ.
В случае наличия в Управлении документов и материалов, содержащих противоречивые сведения о ценности Объекта, вопрос об историко-культурной ценности данного Объекта выносится Управлением на заседание общественного научно-методического совета по сохранению культурного наследия при Управлении (далее - Совет). Решения Совета носят рекомендательный характер (пункт 14 Порядка N 78).
По результатам определения историко-культурной ценности Объекта на предмет соответствия критериям историко-культурной ценности Управлением составляется акт об установлении историко-культурной ценности Объекта (далее - Акт) по форме, утверждаемой Управлением. Акт, содержащий вывод о включении Объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении Объекта в данный перечень, составляется в срок не более 70 рабочих дней со дня принятия заявления к рассмотрению (пункт 15 Порядка N 78).
Согласно пункту 16 Порядка N 78 Управление принимает решение о включении Объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении Объекта в данный перечень на основании результатов определения историко-культурной ценности Объекта, содержащихся в Акте.
Решение о включении Объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении Объекта в данный перечень оформляется правовым актом Управления в срок не более 10 рабочих дней со дня составления Акта (пункт 17 Порядка N 78).
Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 569 утверждено Положение о государственной историко-культурной экспертизе.
В соответствии с пунктом 30 Положения орган охраны объектов культурного наследия, разместивший заключение экспертизы и в соответствии с подпунктом "а" пункта 26 настоящего Положения приложения к нему, в течение 10 рабочих дней (в отношении заключения экспертизы, указанного в абзаце втором пункта 29 настоящего Положения, - в течение 3 рабочих дней) со дня окончания общественного обсуждения на официальном сайте в сети "Интернет" размещает сводку предложений, поступивших во время общественного обсуждения заключения экспертизы, с указанием позиции органа охраны объектов культурного наследия.
По результатам рассмотрения заключений экспертизы, прилагаемых к нему документов и материалов, а также предложений, поступивших во время общественного обсуждения, орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о согласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы, или несогласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы.
Установлено по делу, 25.03.2019 Управление издало приказ N 79 "О включении объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, расположенных по улицам Большие овраги, Грузинская, Новая, Новосолдатская в г. Нижнем Новгороде, в перечень выявленных объектов культурного наследия".
В соответствии с данным приказом в список таковых объектов включен объект "Комплекс жилых домов: 1. Жилой дом, 2. Жилой дом, 3. Жилой дом. Вторая половина XIX - начало XX веков. г. Нижний Новгород, ул. Новая, д. 16, д. 16А, д. 18/22".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.11.2019 по делу N А43-20354/2019 подтверждена законность и обоснованность данного ненормативного правового акта.
В целях обоснования целесообразности включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, 18.10.2019 Управление составило Акт государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия "Комплекс жилых домов: 1. Жилой дом, 2. Жилой дом, 3. Жилой дом. Вторая половина XIX - начало XX веков. г. Нижний Новгород, ул. Новая, д. 16, д. 16А, д. 18/22".
Согласно выводам эксперта Хливнюка А.В., выявленный объект культурного наследия является элементом рядовой исторической застройки и не обладает значительными историко-культурными, художественно-эстетическими ценностными характеристиками, историко-архитектурной, научной и мемориальной ценностью, имеющей особое значение для истории и культуры Российской Федерации. Включение объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не целесообразно.
Управление разместило указанный Акт на официальном сайте в сети Интернет.
С 25.10.2019 по 15.11.2019 Управление установило период общественного обсуждения данного Акта.
По результатам рассмотрения заключения экспертизы и предложений, поступивших в рамках общественного обсуждения, Управление приняло решение от 17.12.2019 N 518-390091/19 о несогласии с выводами эксперта и 18.12.2019 возобновило проведение экспертизы.
2 июля 2020 года после повторного возобновления экспертизы экспертом Хливнюком А.В. составлен Акт государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия "Комплекс жилых домов: 1. Жилой дом, 2. Жилой дом, 3. Жилой дом. Вторая половина XIX - начало XX веков. г. Нижний Новгород, ул. Новая, д. 16, д. 16А, д. 18/22" в целях обоснования целесообразности включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно выводам эксперта, изложенным в Акте от 02.07.2020, выявленный объект культурного наследия является элементом рядовой исторической застройки и не обладает значительными историко-культурными, художественно-эстетическими ценностными характеристиками, историко-архитектурной, научной и мемориальной ценностью, имеющей особое значение для истории и культуры Российской Федерации. Признаки объекта культурного наследия у выявленного объекта отсутствуют. Включение зданий в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не целесообразно (отрицательное заключение).
11 августа 2020 года Управление разместило на официальном сайте составленный государственным экспертом Смирновым Г.К. Акт государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия "Комплекс жилых домов: 1. Жилой дом, 2. Жилой дом, 3. Жилой дом.Вторая половина XIX - начало XX веков. г. Нижний Новгород, ул. Новая, д. 16, д. 16А, д. 18/22" в целях обоснования целесообразности включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (период общественного обсуждения с 11.08.2020 по 31.08.2020).
Согласно заключению Смирнова Г.К. выявленный объект культурного наследия обладает градостроительной, архитектурно-художественной и историко-культурной ценностью. Включение выявленного объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения является обоснованным (положительное заключение).
Письмом от 28.08.2020 N Сл-518-448489/20 Управление сообщило о поступлении Акта от 11.08.2020, о размещении его на официальном сайте, а также о своем принятии решения относительно спорного объекта в установленном порядке. Заказчиком экспертизы, выполненной государственным экспертом Смирновым Г.К., является НРОО "Институт изучения города".
Вместе с тем, в силу статьи 31 Федерального закона N 73-ФЗ организация проведения историко-культурной экспертизы осуществляется федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) уполномоченного федерального органа исполнительной власти, которое отнесено к полномочиям данного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом; региональным органом охраны объектов культурного наследия - в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, которое отнесено к полномочиям данных органов в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
НРОО "Институт изучения города" не относится ни к федеральному органу охраны объектов культурного наследия, ни к региональному органу охраны объектов культурного наследия.
В силу пункта 1 статьи 31 Федерального закона N 73-ФЗ историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.
Распоряжением Правительства Нижегородской области от 09.12.2016 N 2019-р утверждена документация по планировке территории "Проект внесения изменений в проект планировки и межевания территории в границах улиц Белинского, Короленко, Новая в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 22 июня 2010 года N 3406", подготовленная по заказу Общества в целях обеспечения устойчивого развития территории, выделения элементов планировочной структуры и установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства (в том числе объектов местного значения), определения границ образуемых и изменяемых земельных участков. Управление согласовало данную документацию в установленном порядке, в письме от 24.05.2020 N 518/11-1742 пояснило, что противоречия режимам использования земель и градостроительным регламентам отсутствуют.
Письмом от 24.05.2020 N 518/11-1742 Управление уведомило Общество о запланированном в 2016 году проведении государственной историко-культурной экспертизы.
Согласно акту государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации "Проект зон охраны объектов культурного наследия регионального значения "Усадьба В.М. Лемке. Главный дом (г. Нижний Новгород, Новая ул., 21/11 (литеры А, А1, А2); Церковь Трех Святителей (г. Нижний Новгород, ул. Короленко, 14 (литер А); Дом архитектора П.А. Домбровского (г. Нижний Новгород, ул. Новая, 31 (литер А), режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон" от 27.05.2016 научно-проектная документация соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.
Постановлением Правительством Нижегородской области от 04.10.2016 N 674 утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, расположенные на ул. Короленко и ул. Новая в г. Нижнем Новгороде, особые режимы использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон.
Ни из акта от 27.05.2016, ни из постановления Правительства Нижегородской области от 04.10.2016 N 674 не следует, что в зоне ЗРЗ 4.3, в которую частично попадают дома N 16, 16а, 18/22 по улице Новая, были выявлены объекты культурного наследия.
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Управление не являлось заказчиком государственной историко-культурной экспертизы, результаты которой изложены Смирновым Г.К. в Акте от 10.08.2020, а НРОО "Институт изучения города" в силу закона не могло быть заказчиком государственной историко-культурной экспертизы, у Управления отсутствовали основания для принятия Акта от 10.08.2020 и размещения его на сайте для процедуры публичного обсуждения. При этом суд учел, что Управление ранее не усмотрело противоречия градостроительной документации и научно-проектной документации, разработанной в 2014 году, режимам использования земель и градостроительным регламентам, у него отсутствовали основания для проведения государственной историко-культурной экспертизы после утверждения градостроительных регламентов, утвержденных распоряжением Правительства Нижегородской области от 09.12.2016 N 2019-р.
Ссылка Управления на судебные акты по делу N А43-20354/2019 несостоятельная, поскольку при рассмотрении указанного спора суды пришли к выводу об отсутствии оснований для включения спорного объекта в реестр объектов культурного наследия в связи с отсутствием результатов государственной историко-культурной экспертизы; при этом на момент вступления в решения по делу в законную силу было вынесено отрицательное заключение экспертизы по данному вопросу.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.11.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2021 по делу N А43-9139/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Письмом от 28.08.2020 N Сл-518-448489/20 Управление сообщило о поступлении Акта от 11.08.2020, о размещении его на официальном сайте, а также о своем принятии решения относительно спорного объекта в установленном порядке. Заказчиком экспертизы, выполненной государственным экспертом Смирновым Г.К., является НРОО "Институт изучения города".
Вместе с тем, в силу статьи 31 Федерального закона N 73-ФЗ организация проведения историко-культурной экспертизы осуществляется федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) уполномоченного федерального органа исполнительной власти, которое отнесено к полномочиям данного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом; региональным органом охраны объектов культурного наследия - в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, которое отнесено к полномочиям данных органов в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
...
В силу пункта 1 статьи 31 Федерального закона N 73-ФЗ историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 июня 2021 г. N Ф01-1702/21 по делу N А43-9139/2020