Нижний Новгород |
|
18 июня 2021 г. |
Дело N А43-22259/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.06.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.06.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей
от истца: Садомского В.В. (доверенность от 25.11.2020),
от общества с ограниченной ответственностью "Стальинвест":
Холиной Д.Д. (доверенность от 19.01.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Стальинвест"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.10.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2021
по делу N А43-22259/2020
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
о признании незаконным и отмене пунктов 2 и 3 предписания старшего государственного инспектора государственного контроля и надзора за безопасностью движения Приволжского управления государственного железнодорожного надзора Сычевой С.М. от 25.11.2019 N 1-08/245,
третьи лица - общество с ограниченной ответственностью "Стальинвест", общество с ограниченной ответственностью "ПСК "РемСтройПуть-Сервис",
и установил:
в Арбитражный суд Нижегородской области из Арбитражного суда Самарской области поступило дело по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", Общество) о признании незаконным и отмене пунктов 2 и 3 предписания старшего государственного инспектора государственного контроля и надзора за безопасностью движения Приволжского управления государственного железнодорожного надзора (далее - Управление, уполномоченный орган) Сычевой С.М. от 25.11.2019 N 1-08/245.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Стальинвест" (далее - ООО "Стальинвест"), общество с ограниченной ответственностью "ПСК "РемСтройПуть-Сервис" (далее - ООО "ПСК "РемСтройПуть-Сервис").
Решением суда от 13.10.2020 заявленное требование удовлетворено, пункты 2 и 3 оспариваемого предписания признаны недействительными.
Постановлением апелляционного суда от 29.01.2021 решение суда оставлено без изменения.
ООО "Стальинвест" не согласилось с принятыми судебными актами в части признания незаконным пункта 3 предписания Управления и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды неправильно применили статью 12 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 17-ФЗ), Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), их выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, ОАО "РЖД" незаконно перевозит опасные грузы по пути ООО "Стальинвест" в отсутствие согласованного порядка обслуживания, без договора на эксплуатацию и согласия собственника. Пункт 3 оспариваемого предписания является законным, исполнимым и не нарушает права и законные интересы ОАО "РЖД" в сфере предпринимательской деятельности. Вынесенные судебные акты противоречат вступившим в законную силу решениям судов общей юрисдикции о привлечении должностных лиц ОАО "РЖД" к административной ответственности за нарушение части 3 статьи 11.14 КоАП РФ. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе, дополнении к ней и поддержаны его представителем в судебном заседании.
ОАО "РЖД" в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили против доводов заявителя.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании мотивированного представления инспектора Сычевой С.Н. от 23.10.2019, а также в связи поступившим в адрес Управления обращением ООО "Стальинвест" (от 14.10.2019 N 101) на основании распоряжения от 25.10.2019 N 1-08/245 уполномоченным органом в период с 28.10.2019 по 25.11.2019 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка.
В результате проверки установлено, что железнодорожный путь необщего пользования, расположенный по адресу: Самарская область, город Сызрань, путь необщего пользования в районе нефтебазы, является собственностью ООО "Стальинвест" на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 20.08.2018, заключенного с ООО "ПСК "РемСтройПуть-Сервис", имеет протяженность 441 метр, примыкает к соединительному пути необщего пользования АО "Самаранефтепродукт", находящемуся на балансе ОАО "РЖД", стрелочным переводом N 591 (ранее - N 605).
Границей железнодорожного пути необщего пользования ООО "Стальинвест" является передний стык рамного рельса стрелочного перевода N 591 (ранее N 605) на 146 км ПК6-90 метров.
Стрелочный перевод N 591 находится на балансе ООО "Стальинвест".
По результатам проведенной проверки административный орган пришел к выводу о допущенных Обществом нарушениях пункта 1 статьи 12, пунктов 2, 4 статьи 16 Федерального закона N 17-ФЗ, пункта 26 Технических условий N Дб-85/14 от 14.04.2008, пункта 1.1.5 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества протоколом от 05.04.1996 N 15, а именно о:
- принятии в эксплуатацию построенного ООО "ПСК "РемСтройПуть-Сервис" железнодорожного пути необщего пользования произведено без учета требований пункта 26 Технических условий N Дб-85/14 от 14.04.2008, выданных Службой перевозок Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", стрелочный перевод N 591 не присоединен к инфраструктуре ОАО "РЖД" (пункт 2),
- отсутствии согласованного ОАО "РЖД" порядка обслуживания участка железнодорожного пути необщего пользования, по которому осуществляется перевозка вагонов для производства грузовых операций с опасными грузами (бензин моторный, топливо дизельное) (пункт 3).
Подробно выявленные нарушения зафиксированы административным органом в акте проверки от 25.11.2019 N 1-08/245.
В связи с выявленными нарушениями административный орган выдал Обществу предписание от 25.11.2019 N 1-08/245, пунктами 2 и 3 которого возложил на него обязанность в срок до 25.12.2019 устранить выявленные нарушения.
Не согласившись с пунктами 2 и 3 предписания уполномоченного органа, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь положениями Федеральных законов N 17-ФЗ, от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 "Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта", Правилами N 26, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование и исходил из того, что уполномоченный орган не доказал законность и обоснованность предписания в оспариваемой части.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными при наличии двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
На основании статьи 2 Федерального закона N 17-ФЗ железнодорожные пути необщего пользования - это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона N 17-ФЗ перевозчик обязан заключить соответствующие договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры (за исключением случаев, если перевозчик осуществляет перевозки в пределах принадлежащей ему инфраструктуры), существенными условиями которых являются организация вагонопотоков, регулирование обращения вагонов и локомотивов, установление порядка технического обслуживания и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, ответственность сторон по обязательствам, вытекающим из перевозок железнодорожным транспортом.
В случае перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа в прямом железнодорожном сообщении (с участием нескольких владельцев инфраструктур) перевозчик до заключения договора перевозки обязан иметь договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры и согласовать такую перевозку со всеми владельцами инфраструктур, которые участвуют в осуществлении перевозки, а при отсутствии собственных локомотивов обязан иметь договоры об оказании услуг локомотивной тяги на весь путь следования пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа.
Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона N 17-ФЗ открытие для постоянной эксплуатации нового железнодорожного пути необщего пользования и подача на него железнодорожного подвижного состава осуществляются после принятия такого пути в эксплуатацию созданной в установленном порядке комиссией, в состав которой входят представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, владелец железнодорожного пути необщего пользования и владелец инфраструктуры, к которой примыкает такой путь.
Порядок обслуживания железнодорожного пути необщего пользования устанавливается его владельцем по согласованию с перевозчиками, осуществляющими перевозки по такому железнодорожному пути. У каждого железнодорожного пути необщего пользования должны быть технический паспорт, план, его продольный профиль, чертежи сооружений.
На основании пункта 1.3 Правил N 26 железнодорожные пути необщего пользования могут принадлежать владельцу инфраструктуры и другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям.
Порядок обслуживания железнодорожного пути необщего пользования устанавливается его владельцем по согласованию с перевозчиками, осуществляющими перевозки по такому железнодорожному пути.
В силу пункта 1.7 Правил N 26 на каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (далее - инструкция).
В случаях, когда железнодорожный путь необщего пользования не принадлежит владельцу инфраструктуры, инструкция разрабатывается владельцем железнодорожного пути необщего пользования и утверждается им по согласованию с владельцем инфраструктуры, к которой примыкает этот путь.
В случаях, когда железнодорожный путь необщего пользования принадлежит владельцу инфраструктуры, инструкция разрабатывается и утверждается владельцем инфраструктуры.
В инструкции указывается характеристика путевого развития железнодорожного пути необщего пользования, весовая норма и длина состава (поезда), допускаемая к обращению на пути необщего пользования, максимально допустимая скорость движения, тип локомотива, порядок маневровых передвижений, положение стрелочных переводов, наличие и расположение устройств сигнализации, нормы закрепления вагонов и другие положения, связанные с обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Требования инструкции являются обязательными для владельцев и пользователей железнодорожных путей необщего пользования, контрагентов, владельцев инфраструктуры и перевозчиков, осуществляющих работу на этом железнодорожном пути необщего пользования.
При изменении технического оснащения железнодорожного пути необщего пользования или технологии его работы инструкция пересматривается в установленном порядке.
В случае изменения владельца железнодорожного пути необщего пользования утверждается новая инструкция.
Отношения между контрагентом и владельцем, пользователем железнодорожного пути необщего пользования, которые осуществляют его обслуживание своим локомотивом, регулируются отдельным договором между ними (пункт 2.2 Правил N 26).
Согласно пункту 2.3 Правил N 26 договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях - единые технологические процессы работы железнодорожных путей необщего пользования и станции примыкания.
Указанными договорами устанавливается порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Кроме того, в указанных договорах (при среднесуточном грузообороте свыше 100 вагонов) устанавливается максимальная перерабатывающая способность погрузки и выгрузки по основным родам грузов.
Пунктом 3 оспариваемого предписания административный орган вменяет Обществу отсутствие согласованного ОАО "РЖД" порядка обслуживания участка железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего на праве собственности ООО "Стальинвест".
Из пункта 4 статьи 16 Федерального закона N 17-ФЗ, пунктов 1.6, 1.7 Правил N 26 следует, что порядок обслуживания железнодорожного пути необщего пользования устанавливается его владельцем по согласованию с перевозчиками, осуществляющими перевозки по такому железнодорожному пути.
Суды установили, что в настоящее время владельцем железнодорожного пути необщего пользования является ООО "Стальинвест". Однако в материалах дела отсутствуют и административным органом не представлены доказательства наличия разработанного ООО "Стальинвест" порядка, подлежащего согласованию ООО "РЖД".
Согласно пояснениям ООО "Стальинвест" им была разработана Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, которая направлена в адрес Общества 28.11.2019, 15.04.2020 и вручена ему 17.09.2020 (вх. N 5222/КБШ), то есть после проведения проверки и вынесения оспариваемого пункта предписания.
Суды обоснованно посчитали, что на момент проведения проверки и вынесения пункта 3 предписания ООО "Стальинвест" порядок обслуживания железнодорожного пути необщего пользования разработан не был, в связи с чем нарушений требований действующего законодательства в данной части Обществом не допущено.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что возможность исполнения пункта 3 предписания у Общества отсутствовала.
При рассмотрении настоящего дела ответчик пояснил, что целью возложения на Общество предусмотренной пунктом 3 предписания обязанности было понуждение ОАО "РЖД" к заключению договора на использование инфраструктуры ООО "Стальинвест".
Указанный довод правомерно отклонен судами, поскольку изложенные в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, быть понятны и реально исполнимы. При этом суды верно отметили, что пунктом 4 предписания административный орган также возложил на Общество обязанности по устранению нарушения пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 17-ФЗ в части отсутствия документов, подтверждающих право собственности либо по использованию инфраструктуры ООО "Стальинвест". Таким образом, фактически обязанность по оформлению отношений с собственником пути необщего пользования (ООО "Стальинвест") и заключению договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования возложены на Общество иным пунктом предписания (пунктом 4).
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о несоответствии пункта 3 предписания статьям 12, 16 Федерального закона N 17-ФЗ и пункту 1.6 Правил N 26.
Ссылка заявителя на вступившие в законную силу постановления административного органа о привлечении должностных лиц Общества к административной ответственности обоснованно отклонена судами, поскольку указанные судебные акты не имеют преюдициального значения для настоящего спора, основанием их вынесения являлись также и иные нарушения, не являющиеся предметом рассмотрения по настоящему делу.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к правильному выводу о том, что пункт 3 предписания уполномоченного органа не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ОАО "РЖД" в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленное требование и признали этот пункт недействительным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.10.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2021 по делу N А43-22259/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стальинвест" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении настоящего дела ответчик пояснил, что целью возложения на Общество предусмотренной пунктом 3 предписания обязанности было понуждение ОАО "РЖД" к заключению договора на использование инфраструктуры ООО "Стальинвест".
Указанный довод правомерно отклонен судами, поскольку изложенные в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, быть понятны и реально исполнимы. При этом суды верно отметили, что пунктом 4 предписания административный орган также возложил на Общество обязанности по устранению нарушения пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 17-ФЗ в части отсутствия документов, подтверждающих право собственности либо по использованию инфраструктуры ООО "Стальинвест". Таким образом, фактически обязанность по оформлению отношений с собственником пути необщего пользования (ООО "Стальинвест") и заключению договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования возложены на Общество иным пунктом предписания (пунктом 4).
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о несоответствии пункта 3 предписания статьям 12, 16 Федерального закона N 17-ФЗ и пункту 1.6 Правил N 26."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 июня 2021 г. N Ф01-1834/21 по делу N А43-22259/2020