Нижний Новгород |
|
24 июня 2021 г. |
Дело N А43-9478/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.06.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.06.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от заявителя: Елисеевой М.Г. (доверенность от 16.01.2020),
от Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области: Бахмутовой Н.Ю. (доверенность от 30.12.2020),
от администрации города Нижнего Новгорода: Бекишевой Е.С. (доверенность от 28.12.2020),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя Саакян Мариэтты Оганесовны
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.10.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2021
по делу N А43-9478/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Саакян Мариэтты Оганесовны
(ИНН: 525703813140, ОГРНИП: 30452572680069)
о признании незаконными действий администрации города Нижнего Новгорода, об обязании Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области выдать свидетельство и карты муниципального маршрута
и установил:
индивидуальный предприниматель Саакян Мариэтта Оганесовна (далее - Предприниматель, Саакян М.О.) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация) по отмене муниципального маршрута регулярных перевозок Т-78, об обязании Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (далее - Министерство) в течение 5 дней с даты вступления решения суда в законную силу выдать заявителю свидетельство и карты муниципального маршрута регулярных перевозок Т-78 сроком на 5 лет.
Решением суда от 16.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2021 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Предприниматель обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм процессуального и материального права.
Заявитель жалобы считает, что суды не применили норму подлежащую применению часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Администрация перераспределила транспортные потоки в интересах муниципального предприятия, тем самым ограничила конкуренцию, сократив число хозяйствующих субъектов на рынке пассажирских перевозок Нижнего Новгорода. Действия Администрации по закрытию маршрута Т-78 нарушают права и законные интересы кассатора в сфере предпринимательской деятельности.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Министерство в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы кассатора, сославшись на законность обжалованных решения и постановления судов.
Представитель Администрация не согласился с доводами Предпринимателя.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Саакян М.О. осуществляла деятельность по перевозке пассажиров на маршруте регулярных перевозок Т-78.
Постановлением Администрации от 20.11.2017 N 5554 "О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 12.07.2016 N 2051" в пункт 4.1.2 Документа внесены изменения, согласно которым в течение 2016 - 2018 годов подлежит отмене, в том числе, маршрут, осуществляющий пассажирские перевозки по нерегулируемым тарифам, Т-78.
Администрации постановлением от 28.11.2017 N 5759 "Об отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок и о внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 05.02.2016 N 277" определено с 04.06.2018 отменить, в частности, маршрут Т-78 и исключить сведения о данном маршруте из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Администрации от 05.02.2016 N 277.
С учетом последующих изменений, вносимых в указанное постановление Администрации от 28.11.2017 N 5759, отмена маршрута Т-78 неоднократно переносилась на 03.09.2018 (постановление от 01.06.2018), на 01.01.2019 (постановление от 30.08.2018), на 01.07.2019 (постановление от 26.12.2018), на 27.12.2019 (постановление от 27.06.2019).
Маршрут Т-78 отменен и исключен из реестра муниципальных маршрутов 27.12.2019.
Не согласившись с действиями Администрации, заявитель обратился в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода к полномочиям Администрации в области транспорта, связи и информатизации относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города; администрация является уполномоченным органом местного самоуправления на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых на органы местного самоуправления Законом N 220-ФЗ.
Закон N 220-ФЗ регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Статья 14 Закона N 220-ФЗ предусматривает, что в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно статье 17 Закона N 220-ФЗ наряду с указанными в части 1 статьи 14 Закона N 220-ФЗ маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа (часть 1 статьи 11 Закона N 220-ФЗ).
В соответствии со статьей 12 Закона N 220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений настоящего Федерального закона в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя либо муниципальными нормативными правовыми актами.
Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 Закона N 220-ФЗ сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 Закона N 220-ФЗ сведений о данных маршрутах в этих реестрах. Если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в течение срока действия такого свидетельства решение об изменении либо отмене соответствующего маршрута по инициативе установивших его уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства. Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются отмененными со дня исключения сведений о данных маршрутах соответственно из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок.
В силу части 5 статьи 39 Закона N 220-ФЗ свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи. Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена данного маршрута или изменение вида регулярных перевозок по данному маршруту. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены об отмене маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее, чем за сто восемьдесят дней до дня вступления соответствующего решения.
Согласно пункту 27 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ документ планирования регулярных перевозок - нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.
В силу части 4 статьи 2 Закона N 220-ФЗ подготовка документов планирования регулярных перевозок осуществляется с учетом положений настоящего Федерального закона в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а в случае, если соответствующим актом предусмотрены мероприятия по организации регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, - в порядке, установленном соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходят данные маршруты.
Постановлением Администрации от 12.07.2016 N 2051 "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок в городе Нижнем Новгороде", установлен перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.
С учетом положений части 5 статьи 39 Закона N 220-ФЗ указанным документом планирования регулярных перевозок в городе Нижнем Новгороде предусмотрена отмена ряда маршрутов с указанием периода отмены маршрута, номеров конкретных маршрутов, осуществляющих пассажирские перевозки по нерегулируемым тарифам, а также перечень дополнительных мероприятий, необходимых в связи с отменой маршрута, в том числе уведомление перевозчиков об отмене маршрутов, внесение изменений в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Нижнего Новгорода.
Таким образом, действия по отмене маршрута Т-78, предусмотренные документом планирования регулярных перевозок в городе Нижнем Новгороде, выразились в принятии Администрацией муниципальных правовых актов, направленных на реализацию предусмотренных Законом N 131-ФЗ полномочий по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
При этом суды указали, что приведенные нормативные акты Администрации в установленном законом порядке не оспорены и не признаны недействующими; предметами настоящего спора они не являются.
Исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые действия Администрации совершены уполномоченным органом, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителей в сфере осуществления предпринимательской деятельности, и правомерно отказали Предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Иная оценка заявителем обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Кодекса расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 150 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 2850 рублей подлежит возврату Предпринимателю из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.10.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2021 по делу N А43-9478/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Саакян Мариэтты Оганесовны - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Саакян Мариэтты Оганесовны из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 2850 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 13.04.2021 N 5.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 4 статьи 2 Закона N 220-ФЗ подготовка документов планирования регулярных перевозок осуществляется с учетом положений настоящего Федерального закона в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а в случае, если соответствующим актом предусмотрены мероприятия по организации регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, - в порядке, установленном соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходят данные маршруты.
...
С учетом положений части 5 статьи 39 Закона N 220-ФЗ указанным документом планирования регулярных перевозок в городе Нижнем Новгороде предусмотрена отмена ряда маршрутов с указанием периода отмены маршрута, номеров конкретных маршрутов, осуществляющих пассажирские перевозки по нерегулируемым тарифам, а также перечень дополнительных мероприятий, необходимых в связи с отменой маршрута, в том числе уведомление перевозчиков об отмене маршрутов, внесение изменений в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Нижнего Новгорода.
Таким образом, действия по отмене маршрута Т-78, предусмотренные документом планирования регулярных перевозок в городе Нижнем Новгороде, выразились в принятии Администрацией муниципальных правовых актов, направленных на реализацию предусмотренных Законом N 131-ФЗ полномочий по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 июня 2021 г. N Ф01-2666/21 по делу N А43-9478/2020