Нижний Новгород |
|
05 июля 2021 г. |
Дело N А38-594/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2021.
Полный текст постановления изготовлен 05.07.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Прытковой В.П.,
судей Елисеевой Е.В., Ногтевой В.А.
при участии
конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Оршанский водоканал" Зубова Анатолия Васильевича,
представителя
от публичного акционерного общества "ТНС энерго Марий Эл":
Смирновой А.В. по доверенности от 21.12.2020
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
публичного акционерного общества "ТНС энерго Марий Эл"
(ИНН: 1215099739, ОГРН: 1051200000015)
на определение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.10.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2021
по делу N А38-594/2016
по заявлению конкурсного управляющего Зубова Анатолия Васильевича
к муниципальному образованию "Оршанский муниципальный район" в лице администрации муниципального образования "Оршанский муниципальный район"
(ИНН: 1210000619, ОГРН: 102201850757)
о взыскании компенсации уменьшения конкурсной массы
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве)
муниципального унитарного предприятия "Оршанский водоканал"
(ИНН: 3316005709, ОГРН: 1033301001645)
и установил:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия "Оршанский водоканал" (далее - Предприятие; должник) его конкурсный управляющий Зубов Анатолий Васильевич обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о взыскании с муниципального образования "Оршанский муниципальный район" в лице администрации муниципального образования "Оршанский муниципальный район" (далее - Администрация) компенсации уменьшения конкурсной массы в сумме 12 859 276 рублей 34 копеек.
Суд первой инстанции определением от 02.10.2020, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2021, удовлетворил заявление конкурсного управляющего частично и взыскал за счет казны муниципального образования в конкурсную массу должника 400 000 рублей в счет компенсации уменьшения конкурсной массы. Суды руководствовались статьями 129 и 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), статьями 113 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", статьей 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пунктами 5 и 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" и разъяснениями, изложенными в ответе на вопрос N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора судебной практики N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 27.11.2019 (далее - Обзор от 27.11.2019) и пришли к выводу о наличии основания для взыскания с муниципального органа компенсации в сумме 400 000 рублей.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, публичное акционерное общество "ТНС энерго Марий Эл" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение от 02.10.2020 и постановление от 22.03.2021 полностью и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт о взыскании с муниципального образования компенсации уменьшения конкурсной массы в сумме 12 013 350 рублей.
По мнению заявителя, суды не применили статьи 10 и 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подлежащие применению к спорным правоотношениям, и не учли, что доводы Администрации не подтверждены документально и обусловлены лишь нежеланием нести бремя содержания имущества, надлежащим образом исполнять установленные законом и возложенные на нее обязательства. При этом конкурсный управляющий определил компенсацию в размере 12 013 350 рублей 16 копеек, исходя из остаточной балансовой стоимости имущества, подлежащего передаче. Снижение суммы компенсации в 31 раз без каких-либо расчетов и обоснований Общество полагает незаконным. Такое снижение суммы компенсации нарушает баланс публичных и частных интересов, поскольку не учитывает интересы должника и его кредиторов.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Конкурсный управляющий поддержал доводы, содержащиеся в кассационной жалобе Общества.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Марий Эл.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность определения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.10.2020 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2021 по делу N А38-594/2016 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, должник является предприятием коммунального комплекса, специально созданным для эксплуатации, обслуживания и ремонта системы водоснабжения и водоотведения, в целях обеспечения водоотведения и водоснабжения населения, промышленных предприятий и предприятий социальной сферы и других потребителей в Оршанском районе Республики Марий Эл.
На основании постановления Администрации от 25.10.2006 N 354 Предприятию переданы на праве хозяйственного ведения 115 объектов по производству и доставке населению воды питьевого качества, объекты по водоотведению и очистке сточных вод. Постановлением Администрации от 27.12.2006 N 455 в уставной фонд Предприятия включены тракторы ДТ-75 Н с заводским номером 715592 и Т-150 с заводским номером 369481. В хозяйственное ведение должника также было передано имущество в соответствии с постановлениями от 20.03.2007 N 97, от 30.08.2010 N 346, от 29.12.2014 N 743, от 28.08.2017 N 317. Кроме того небольшая часть имущества была приобретена самим должником либо улучшена им.
Данное имущество относится к объектам холодного водоснабжения и водоотведения остаточной стоимостью 12 511 788 рублей 59 копеек.
Сославшись на необходимость передачи спорного имущества в муниципальную собственность, конкурсный управляющий обратился в суд первой инстанции с настоящим заявлением.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное названным законом имущество.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Закон о водоснабжении является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения. При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов, то есть, с одной стороны, интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и несущего обязанности по содержанию соответствующего имущества (если иное не предусмотрено законом), а с другой - интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П, в ответе на вопрос N 2 Обзора от 27.11.2019 и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.05.2020 N 308-ЭС20-5687.
Полномочиями по оценке доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций. В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и установив, что спорное имущество относится к объектам холодного водоснабжения и водоотведения, не подлежащим реализации в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) должника, суды сочли заявление конкурсного управляющего подлежащим удовлетворению.
При определении размера компенсации суды исходили из того, что большинство объектов, подлежащих передаче, находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют серьезного ремонта, затраты на который составят 144 310 800 рублей.
Кроме того, решениями суда общей юрисдикции установлено, что Предприятие осуществляет сброс сточных вод с превышением концентрации загрязняющих веществ. В целях устранения выявленных нарушений Администрация заключила муниципальные контракты на строительство новых очистных сооружений в селе Табашино и в деревне Малая Каракша Оршанского района Республики Марий Эл.
Таким образом, приняв во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 16.05.2000 N 8-П, о необходимости соблюдения разумного характера и обеспечения справедливого баланса между публичными и частными интересами при определении суммы компенсации в случае передачи объектов муниципальному образованию, с учетом состояния имущества, размера затрат, необходимых для его содержания и ремонта, а также того факта, что большинство объектов было создано и впоследствии ремонтировалось за счет муниципального образования, суды первой и апелляционной инстанции сочли разумной компенсацию уменьшения конкурсной массы в сумме 400 000 рублей.
Суд округа считает необходимым отменить, что социальное предназначение объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость, поэтому размер соответствующей компенсации в связи с изъятием имущества в публичных целях должен определяться на основе принципа справедливости.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов и свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Обжалованные судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, суд округа не установил.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы по данной категории дел государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.10.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2021 по делу N А38-594/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Марий Эл" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.П. Прыткова |
Судьи |
Е.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При определении размера компенсации суды исходили из того, что большинство объектов, подлежащих передаче, находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют серьезного ремонта, затраты на который составят 144 310 800 рублей.
Кроме того, решениями суда общей юрисдикции установлено, что Предприятие осуществляет сброс сточных вод с превышением концентрации загрязняющих веществ. В целях устранения выявленных нарушений Администрация заключила муниципальные контракты на строительство новых очистных сооружений в селе Табашино и в деревне Малая Каракша Оршанского района Республики Марий Эл.
Таким образом, приняв во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 16.05.2000 N 8-П, о необходимости соблюдения разумного характера и обеспечения справедливого баланса между публичными и частными интересами при определении суммы компенсации в случае передачи объектов муниципальному образованию, с учетом состояния имущества, размера затрат, необходимых для его содержания и ремонта, а также того факта, что большинство объектов было создано и впоследствии ремонтировалось за счет муниципального образования, суды первой и апелляционной инстанции сочли разумной компенсацию уменьшения конкурсной массы в сумме 400 000 рублей."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 июля 2021 г. N Ф01-2749/21 по делу N А38-594/2016
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2749/2021
22.03.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8833/20
13.09.2019 Определение Арбитражного суда Республики Марий Эл N А38-594/16
22.08.2019 Определение Арбитражного суда Республики Марий Эл N А38-594/16
30.11.2018 Определение Арбитражного суда Республики Марий Эл N А38-594/16
26.02.2018 Определение Арбитражного суда Республики Марий Эл N А38-594/16
13.02.2018 Определение Арбитражного суда Республики Марий Эл N А38-594/16
14.12.2016 Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл N А38-594/16
06.06.2016 Определение Арбитражного суда Республики Марий Эл N А38-594/16