Нижний Новгород |
|
30 июля 2021 г. |
Дело N А43-6502/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.07.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.07.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Чиха А.Н.
при участии представителей
от публичного акционерного общества
"ТНС энерго Нижний Новгород":
Стариковой Е.В. по доверенности от 09.08.2020 N 399,
от общества с ограниченной ответственностью
"Управляющая компания Кстовские огни":
Каримовой О.И. по доверенности от 10.11.2020
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
общества с ограниченной ответственностью
"Управляющая компания Кстовские огни"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.05.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2020
по делу N А43-6502/2020
по иску публичного акционерного общества
"ТНС энерго Нижний Новгород"
(ИНН: 5260148520, ОГРН: 1055238038316)
к обществу с ограниченной ответственностью
"Управляющая компания Кстовские огни"
(ИНН: 5250063404, ОГРН: 1155250001829)
о взыскании задолженности
и установил:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Нижний Новгород" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Кстовские огни" (далее - Компания) 88 251 рубля 42 копеек задолженности по оплате электрической энергии, потребленной в ноябре 2019 года в целях содержания общего имущества многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении Компании, 9255 рублей 85 копеек неустойки, начисленной с 17.12.2019 по 05.04.2020 и далее за период по день фактической оплаты долга.
Арбитражный суд Нижегородской области рассмотрел дело в порядке упрощенного производства и решением от 26.05.2020, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2020, удовлетворил иск. Суды пришли к выводу, что Компания, являющаяся управляющей организацией, обязана оплатить весь объем электроэнергии, поставленный в многоквартирные жилые дома (далее - МКД) на общедомовые нужды (далее - ОДН), находящиеся в ее управлении.
При принятии судебных актов суды руководствовались, в том числе, пунктами 10, 11, подпунктом "а" пункта 21 и пунктом 25 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), пунктами 13, 14, 31, 44 и 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Компания обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что суды первой и апелляционной инстанций необоснованно не применили к спорным правоотношениям пункт 38 Правил N 354, согласно которому при расчете платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем коммунальных услуг у ресурсоснабжающей организации, применяются тарифы, используемые при расчете платы за коммунальные ресурсы для потребителей.
Кассатор обращает внимание окружного суда на то, что собственники помещений в МКД, находящихся в его управлении, приняли решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально их площади. По мнению Компании, поскольку весь объем электроэнергии, поставленной в МКД на ОДН, оплачивается собственниками помещений, то при расчете стоимости электроэнергии, поставленной на ОДН, необходимо руководствоваться тарифами, установленными для населения, а именно, учитывать установленный размер социальной нормы для всего объема ресурса, потребленного как в пределах, так и сверх установленной нормы.
Податель жалобы считает, что Общество неверно произвело разноску платежей, необоснованно включив в счет оплаты задолженности за ноябрь 2019 года платежи, осуществленные за период с марта по октябрь 2019 года по платежным поручениям с соответствующими назначениями платежей.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы, изложенные в ней, просило оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.
Определением от 11.02.2021 суд кассационной инстанции назначил заседание по рассмотрению кассационной жалобы на 13 часов 30 минут 10.03.2021 и вызвал стороны.
Заседание суда округа неоднократно откладывалось по ходатайствам сторон в целях мирного урегулирования спора. В заседании объявлен перерыв до 15 часов 30 минут 21.07.2021 по ходатайствам сторон для мирного урегулирования спора. Затем заседание было отложено до 13 часов 30 минут 29.07.2021 (определение от 21.07.2021).
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, в управлении Компании находится ряд МКД, в которые Общество поставило электроэнергию, в том числе на общедомовые нужды.
Неполная оплата Компанией электроэнергии, поставленной в спорный период на ОДН, послужила основанием для обращения Общества с иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции принял постановление исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, частью 2.3 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.
Обязанность управляющей организации вносить ресурсоснабжающим организациям плату за коммунальные ресурсы, поставленные на ОДН, следует из совокупности статей 39, 153 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 21 и 21(1) Правил N 124 и пункта 31 Правил N 354.
Разногласия у сторон возникли в отношении тарифа, подлежащего применению при определении стоимости электроэнергии, потребленной на ОДН сверх установленного норматива.
Общество полагает, что в силу подпункта "а" пункта 22 Правил N 124 весь объем электроэнергии, потребленной на ОДН сверх установленного норматива, должен оплачиваться Компанией на основании тарифов, установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и в случае, когда объем потребления в жилом помещении не превысил величину социальной нормы. Иными словами, если объем потребления в жилом помещении не превысил величину социальной нормы, то остаток от социальной нормы не переносится на часть объема электроэнергии, потребленной на ОДН сверх установленного норматива, и весь объем электроэнергии, потребленной на ОДН сверх установленного норматива, оплачивается по тарифу сверх социальной нормы.
Компания полагает, что поскольку весь объем электроэнергии оплачивается собственниками помещений в МКД, то в силу Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 N 614 (далее - Положение N 614), невыбранная часть социальной нормы переносится на объем электроэнергии, потребленной на ОДН сверх установленного норматива, и в этой части оплачивается по тарифу в пределах социальной нормы. По мнению Компании, размер ее обязательств перед Обществом в этом случае не может превышать размер обязательств граждан перед Компанией.
Удовлетворяя иск Общества, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что Компания является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению в МКД, находящихся в ее управлении, поэтому в силу подпункта "а" пункта 22 Правил N 124 обязана оплатить сверхнормативный ОДН по тарифу сверх социальной нормы.
Между тем суды не учли следующее.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 22 Правил N 124 стоимость коммунального ресурса, необходимого для обеспечения предоставления коммунальных услуг, рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), а в отношении категорий потребителей, для которых государственное регулирование цен (тарифов) не осуществляется, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, - по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения. В случае если в субъекте Российской Федерации приняты решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), то стоимость электрической энергии (мощности) в отношении объема (количества), подлежащего оплате за расчетный период собственниками и нанимателями жилых помещений и включающего объем электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Стоимость электрической энергии (мощности) в части превышения объема электрической энергии (мощности), предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, которая в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг подлежит оплате исполнителем коммунальных услуг, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Из абзацев первого и второго пункта 44 Правил N 354 (в редакции, применимой к спорным правоотношениям) следует, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к настоящим Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Из указанных норм права в их совокупном толковании следует, что управляющая организация обязана оплатить за счет собственных средств объем электроэнергии, потребленной на ОДН сверх установленного норматива, когда отсутствует решение общего собрания собственников помещений в МКД о распределении названного объема между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В этом случае объем электроэнергии, потребленной на ОДН сверх установленного норматива, оплачивается управляющей организацией по тарифу сверх социальной нормы.
Компания представила в материалы дела протоколы общего собрания собственников помещений в МКД, указав на принятие собственниками помещений в МКД указанного решения. Эти решения не исследованы судами.
При наличии таких решений обязанность оплатить весь объем электроэнергии, потребленной на ОДН, возлагается на собственников помещений МКД, а управляющая организация в этом случае лишь "транслирует" полученные от граждан платежи ресурсоснабжающей организации. Иными словами, методика расчета размера обязательств граждан по оплате коммунальных услуг должна соответствовать методике расчета платы исполнителя коммунальных услуг за коммунальный ресурс, поставленный ресурсоснабжающей организацией.
В случае, если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы (второй абзац пункта 38 Правил N 354).
Согласно пункту 25 Положения N 614 исполнитель коммунальных услуг при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за истекший расчетный период определяет в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами N 354, подлежащий оплате объем коммунальной услуги, включающий объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом помещении потребителя (далее - объем потребления в жилом помещении) и объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и применяет к указанному объему следующие цены (тарифы):
а) в отношении части объема в пределах социальной нормы, установленной для соответствующего месяца (расчетного периода) в отношении группы домохозяйства и типа жилого помещения потребителя, - цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах социальной нормы;
б) в отношении части объема сверх социальной нормы - цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы.
В силу пункта 21 подпункта "ж" Правил N 124 в случае, если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в совокупном объеме электрической энергии, поставляемой в многоквартирный дом, выделяются объемы электрической энергии, поставляемой собственникам и пользователям жилых помещений в пределах и сверх такой социальной нормы.
Размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае если объем потребления в жилом помещении не превысил величину социальной нормы, определяется по формулам 5 - 8 приложения 6 к указанному Положению (пункт 32 Положения N 614).
Согласно формулам 5 - 8 приложения 6 к Положению N 614 невыбранный объем социальной нормы в конкретном жилом помещении переносится на объем электроэнергии, потребленной на ОДН, приходящийся на это помещение, и в названной части оплачивается по тарифу в пределах социальной нормы.
Социальная норма потребления электрической энергии на территории Нижегородской области установлена постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 N 310 (далее - Постановление N 310).
В силу пункта 1 Постановления N 310 величина социальной нормы установлена в размере 50 кВт.ч в месяц на человека. Для отдельных категорий граждан социальная норма установлена в размере, указанном в пунктах 31 - 33 Постановления N 310.
В соответствии с пунктом 34 Постановления N 310 для домохозяйств многоквартирных домов величина социальной нормы потребления электрической энергии, определенная на основании пунктов 1, 31 - 33 настоящего постановления, увеличивается на приходящийся на домохозяйство объем электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, но не более объема, определенного для данного домохозяйства на основании утвержденного норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды.
Из приведенных норм следует, что в ситуации, когда конечные потребители приняли решение о распределении объема электроэнергии, потребленной на ОДН сверх установленного норматива, между всеми жилыми и нежилыми помещениями, и индивидуальное потребление в жилом помещении меньше установленной социальной нормы, расчет стоимости ресурса на ОДН, приходящегося на это помещение, следует производить с учетом пункта 32 Положения N 614 и формул 5 - 8 приложения 6 к Положению N 614, когда невыбранная часть социальной нормы переносится на ОДН и в этой части оплачивается по социальному тарифу. В силу абзаца второго пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Вопреки доводу Общества в силу подпункта "а" пункта 22 Правил N 124 сверхнормативный ОДН подлежит оплате управляющей организацией по тарифу сверх социальной нормы, когда оплата названного объема является исключительной обязанностью управляющей организацией в силу пункта 44 Правил N 354. В рассмотренном случае Компания ссылалась на наличие решений собственников помещений МКД о распределении этого объема между ними.
Таким образом, состоявшиеся судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, дать надлежащую оценку представленным в дело доказательствам, в том числе, протоколам общего собрания собственников помещений в МКД, и с учетом подлежащих применению норм материального и процессуального права принять судебный акт в соответствии с нормами действующего законодательства.
Довод Компании о неверной разноске платежей был предметом рассмотрения судов и мотивированно отклонен с учетом статьи 522 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку на основании части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 3 части 1), 288 (части 1 и 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.05.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2020 по делу N А43-6502/2020 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Нижегородской области.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Н. Чих |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из приведенных норм следует, что в ситуации, когда конечные потребители приняли решение о распределении объема электроэнергии, потребленной на ОДН сверх установленного норматива, между всеми жилыми и нежилыми помещениями, и индивидуальное потребление в жилом помещении меньше установленной социальной нормы, расчет стоимости ресурса на ОДН, приходящегося на это помещение, следует производить с учетом пункта 32 Положения N 614 и формул 5 - 8 приложения 6 к Положению N 614, когда невыбранная часть социальной нормы переносится на ОДН и в этой части оплачивается по социальному тарифу. В силу абзаца второго пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Вопреки доводу Общества в силу подпункта "а" пункта 22 Правил N 124 сверхнормативный ОДН подлежит оплате управляющей организацией по тарифу сверх социальной нормы, когда оплата названного объема является исключительной обязанностью управляющей организацией в силу пункта 44 Правил N 354. В рассмотренном случае Компания ссылалась на наличие решений собственников помещений МКД о распределении этого объема между ними.
...
Довод Компании о неверной разноске платежей был предметом рассмотрения судов и мотивированно отклонен с учетом статьи 522 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 июля 2021 г. N Ф01-15302/20 по делу N А43-6502/2020
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7101/2022
21.07.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3887/20
07.04.2022 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-6502/20
30.07.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-15302/20
08.09.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3887/20
26.05.2020 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-6502/20