г. Нижний Новгород |
|
20 марта 2024 г. |
Дело N А29-14662/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.03.2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.03.2024 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Когута Д.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей от истца: Овсянникова В.Н. (доверенность от 10.03.2023), от ответчика: Бабир И.П. (доверенность от 09.01.2024), от третьего лица: Овсянникова В.Н. (доверенность от 01.12.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.04.2023 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.11.2023 по делу N А29-14662/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Цильмалес" (ОГРН: 1021101107950, ИНН: 1120003541)
к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (ОГРН: 1071102001695, ИНН: 1102055018)
об урегулировании договорных обязательств,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - индивидуальный предприниматель Чупрова Светлана Владимировна,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Цильмалес" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (далее - Региональный оператор) об урегулировании разногласий при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) от 19.07.2022 N 2643-РО-П/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель Чупрова Светлана Владимировна (далее - Предприниматель).
Арбитражный суд Республики Коми решением от 08.04.2023, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 10.11.2023, удовлетворил исковые требования, урегулировав разногласия следующим образом.
Пункт 5 договора изложен в редакции: "Под расчетным периодом в настоящем договоре понимается один календарный месяц. Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора с учетом действующей ставки НДС, установленной Правительством РФ на период действия договора: в размере единого тарифа на услугу регионального оператора, утвержденного уполномоченным органом Республики Коми, на регулируемый период. Размер ежемесячной платы по договору определяется как произведение единого тарифа на услугу регионального оператора и объема образуемых у потребителя ТКО в размере 3 кубических метра в месяц (4 контейнера объемом по 0,75 кубического метра каждый)".
Пункт 12 договора изложен в редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов (пункты 1 - 7 Приложения к Договору)".
Пункты 4, 13 и 24 исключены из договора.
Приложение N 2 к договору исключено из числа приложений, а пункт 31 договора изложен следующим образом: "Приложение к настоящему договору является его неотъемлемой частью".
В приложении к договору согласованы наименования объектов: магазин "Транзит-продукты-1", Республика Коми, район Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Набережная, д.20; магазин "Транзит-плюс", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с.п. Коровий Ручей, д. Карпушевка, ул. Мира, д. 122б; магазин "Транзит-запчасти", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Набережная, д. 202а; кафе "Центральный", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 82; магазин "Транзит-одежда", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 82; магазин "Транзит-сервис", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Батманова, д. 99; магазин "Транзит-мебель", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Батманова, д. 99; объем твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в месяц - 3 кубических метра; место накопления ТКО - контейнерная площадка, принадлежащая Обществу и расположенная по адресу: Республика Коми, Усть-Цилемский район, поселение "Коровий Ручей", д. Чукчино, ул. Промышленная, д. 14; периодичность вывоза - согласно СанПин.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Региональный оператор обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. Судами неправомерно определена редакция договора, согласно которой в договор включены объекты, принадлежащие как Обществу, так и Предпринимателю; вывод судов о том, что хозяйствующие субъекты вправе передавать ТКО между собой на основании сделок с целью размещения их на контейнерной площадке противоречит действующему законодательству. Региональный оператор настаивает на том, что периодичность вывоза ТКО должна соответствовать срокам временного накопления несортированных ТКО, установленным санитарными правилами и нормами, соблюдение которых является обязательным как для регионального оператора, так и для потребителя в части периодичности вывоза ТКО. Ответчик считает, что прогнозный объем ТКО по договору в месяц должен определяться, исходя из количества контейнеров, объема контейнеров и периодичности их вывоза. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Регионального оператора, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Третье лицо в отзыве и его представитель в судебном заседании указали, что права Регионального оператора в рассматриваемом случае не нарушены, просили в удовлетворении жалобы отказать.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Коми.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 06.03.2024. После перерыва рассмотрение жалобы продолжено в отсутствие представителей сторон.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Обществом организована контейнерная площадка с раздельным сбором ТКО по адресу: Усть-Цилемский район, СП "Коровий Ручей", деревня Чукчино, улица Промышленная, дом 14.
Контейнерная площадка включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального района "Усть-Цилемский" (далее - реестр) распоряжением администрации муниципального образования муниципального района "Усть-Цилемский" от 04.12.2019 N 592-р.
По сведениям реестра, на контейнерной площадке установлено два контейнера объемом по 0,7 кубического метра каждый для несортированного мусора, три контейнера объемом по 0,2 кубического метра каждый для раздельного сбора; источники образования ТКО: магазин "Транзит-продукты-1", Республика Коми, район Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Набережная, д.202; магазин "Транзит-плюс", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с.п. Коровий Ручей, д. Карпушевка, ул. Мира, д. 122б; магазин "Транзит-сервис", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Батманова, д. 99; магазин "Транзит-мебель", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Батманова, д. 99; магазин "Транзит-одежда", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 82; магазин "Транзит-запчасти", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Набережная, д. 202а; кафе "Центральный", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 82.
Ответчик является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Республики Коми (соглашение от 22.06.2018, заключенное с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми).
Региональный оператор направил в адрес Общества проект договора от 19.07.2022 N 2643/РО-П/2022 на оказание услуг по обращению с ТКО, согласно пункту 5 которого, под расчетным периодом по договору понимается календарный месяц. Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора с учетом действующей ставки НДС (в том числе), установленной Правительством Российской Федерации на период действия договора: размер платы указывается в Приложении-расчете (Приложение N 2) к договору на каждый календарный год. В случае если в период действия договора произойдут изменения в действующем законодательстве РФ, связанные с размером тарифа, норматива накопления, ставки налога и (или) его отмены и пр., что повлечет за собой изменение цены услуг по договору, расчет размера стоимости услуг по договору будет исчисляться с учетом таких изменений без заключения дополнительного соглашения об изменении цены на услугу Регионального оператора.
В приложении N 2 к договору указан размер платы за услуги по обращению с ТКО определенный на основании норматива накопления ТКО.
Согласно пункту 12 договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, следующим способом: пункты 1, 2 (приложение N 1) исходя из нормативов накопления ТКО.
В пункте 13 договора указано, что в случае, если в расчетном месяце фактический объем оказанных услуг Региональным оператором превысил объемы, определенные сторонами в договоре, цена услуги за расчетный месяц определяется Региональным оператором исходя из фактического объема их оказания.
В силу пункта 31 договора приложения N 1 и 2 к договору являются его неотъемлемой частью.
В приложении N 1 к договору "Информация по предмету договора (объем и место накопления ТКО)" указана следующая информация:
- наименования объектов и объем принимаемых ТКО за год: магазин "Транзит-запчасти", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Набережная, д. 202а, 341 - 20 140 кубических метров; магазин "Транзит-запчасти", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Набережная, д. 202а - 21,93750 кубического метра;
- место накопления ТКО: Республика Коми, Усть-Цилемский район, поселение "Коровий Ручей", д. Чукчино, ул. Промышленная, д. 14; периодичность вывоза - согласно СанПин.
Письмом от 03.10.2022 N 49 Общество отказалось от заключения договора на предложенных условиях и направило в адрес Регионального оператора протокол разногласий от 03.10.2022 к договору.
Отказ Регионального оператора от заключения договора на предложенных Обществом условиях послужил основанием для обращения последнего в арбитражный суд с настоящим иском, предложив следующие изменения: рассчитать размер ежемесячной платы по договору как произведение единого тарифа на услугу Регионального оператора и объема образуемых у потребителя ТКО в размере 3 кубических метра в месяц (4 контейнера объемом 0,75 кубических метра в месяц). Учет объема ТКО осуществлять расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. Исключить пункт 13 договора и приложение N 2 к договору.
В приложении N 1 к договору Общество предложило согласовать следующие объемы и место накопления ТКО, периодичность вывоза ТКО: магазин "Транзит-продукты-1", Республика Коми, район Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Набережная, д.20; магазин "Транзит-плюс", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с.п. Коровий Ручей, д. Карпушевка, ул. Мира, д. 122б; магазин "Транзит-запчасти", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Набережная, д. 202а; кафе "Центральный", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 82; магазин "Транзит-одежда", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 82; магазин "Транзит-сервис", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Батманова, д. 99; магазин "Транзит-мебель", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Батманова, д. 99; объем твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в месяц - 3 кубических метра; место накопления ТКО - контейнерная площадка, принадлежащая Обществу и расположенная по адресу: Республика Коми, Усть-Цилемский район, поселение "Коровий Ручей", д. Чукчино, ул. Промышленная, д. 14; периодичность вывоза - согласно СанПин.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 422, пунктом 1 статьи 445, пунктом 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 24.6, частями 1, 5 статьи 24.7, статьей 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505), пунктами 8 (4), 13 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), пунктом 1 Правил определения нормативов накопления ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269), пунктами 16, 17 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее - Правила N 484), пунктом 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил иск.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
Потребитель (собственник отходов) заключает договор с региональным оператором, который может привлечь к его исполнению операторов по обращению с ТКО и самостоятельно оплачивает их услуги. При этом обязательственная связь и денежное обязательство у потребителя возникает только перед региональным оператором, размер такого обязательства определяется расчетным способом, а именно, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО (подпункт "а" пункта 5 Правил N 505).
Согласно пунктам 1, 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (пункт 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Заключение договора на оказание услуг по обращению ТКО по общему правилу производится путем подписания сторонами одного документа или путем одной из фикций заключения, установленных в разделе I Правил N 1156. Офертой выступает заявка потребителя на заключение такого договора или предложение регионального оператора (пункт 8 (4) Правил N 1156).
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации)
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае, при заключении договора на обращение с ТКО между сторонами возникли разногласия относительно источников формирования, объемов и периодичности вывоза ТКО, а также расчета размера ежемесячной платы.
Создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО относятся к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такие обязанности лежат на других лицах (пункты 1, 2, 4 статьи 8 Закона N 89-ФЗ, пункт 18 части 1 статьи 14, пункт 14 части 1 статьи 15, пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039)).
Органы местного самоуправления также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО (пункты 4, 5 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, пункты 11, 15 - 19 Правил N 1039).
Из утвержденного администрацией муниципального образования муниципального района "Усть-Цилемский" реестра площадок накопления следует, что источниками образования ТКО на спорной площадке являются: магазин "Транзит-продукты-1", Республика Коми, район Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Набережная, д.202; магазин "Транзит-плюс", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с.п. Коровий Ручей, д. Карпушевка, ул. Мира, д. 122б; магазин "Транзит-сервис", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Батманова, д. 99; магазин "Транзит-мебель", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Батманова, д. 99; магазин "Транзит-одежда", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 82; магазин "Транзит-запчасти", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Набережная, д. 202а; кафе "Центральный", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 82. Собственником площадки указано Общество.
Судами установлено, что часть источников образования ТКО (магазины "Транзит-сервис", "Транзит-мебель" и "Транзит-одежда") принадлежат Предпринимателю и в данных магазинах последним осуществляется предпринимательская деятельность.
В обоснование своей позиции относительно необходимости включения в договор с Региональным оператором всех семи источников образования ТКО на спорной контейнерной площадке, Общество сослалось на договор от 01.01.2020 N 1 о передаче в собственность ТКО, образованных в объектах Предпринимателя.
При этом, согласно условиям договора Предприниматель обязался самостоятельно передавать и складировать свои ТКО на контейнерной площадке Общества, а последнее обязалось заключить договор с Региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО, как в отношении отходов со своих объектов, так и с объектов третьего лица.
Суд первой инстанции, разрешая спор, определил стороной договора на оказание услуг по вывозу ТКО Общество, указав, что у Предпринимателя обязанность по заключению с региональным оператором отсутствует ввиду передачи права собственности на ТКО Обществу.
Суд округа не может согласиться с данными выводами судов, в силу следующего.
Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса осуществления предпринимательской деятельности коммерческой организации.
Под ТКО, согласно абзацу двадцать первому статьи 1 Закона N 89-ФЗ, понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
К таким отходам относится различного рода бытовой мусор, образованный юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не в процессе своей производственной и (или) коммерческой деятельности, а в результате удовлетворения бытовых потребностей физических лиц.
Региональный оператор, по общему правилу, признается единственным лицом, обеспечивающим сбор, транспортирование, обработку, утилизацию и захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации.
В силу подпункта "в" пункта 8(1) Правил N 1156 в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений региональный оператор заключает договор с лицами, владеющими такими зданиями (строениями, сооружениями) и помещениями на законных основаниях.
Заключение с третьими лицами, не являющимися региональными операторами, договоров, предметом которых является оказание услуг по приему отходов, не относящихся к ТКО в понимании статьи 1 Закона N 89-ФЗ (вторичное сырье: макулатура, стеклотара, металлолом, пластик) нормам действующего законодательства не противоречит, однако, также не освобождает потребителя от самостоятельной обязанности по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором.
Бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, вопреки позиции истца и третьего лица, заключение указанными лицами договора от 01.01.2020 о передаче в собственность ТКО (вторичного сырья) не освобождает Предпринимателя от выполнения установленной пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ обязанности заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором.
В пункте 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В силу пункта 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
В подпункте "а" пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Согласно правовому подходу, сформированному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (п.10 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного 13.12.2023, определение Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54), при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил N 505).
Истец предложил определять размер ежемесячной платы по договору как произведение единого тарифа за услугу Регионального оператора и объема образуемых у потребителя ТКО в размере 3 кубических метров в месяц (пункт 5 договора), поскольку у Общества образуется ТКО в объеме один контейнер 0,75 кубического метра в неделю, соответственно четыре контейнера в месяц.
Ответчик считает, что определять прогнозный объем ТКО по договору в месяц следует исходя из количества контейнеров, объема контейнеров и периодичности их вывоза.
Принимая во внимание, что на спорной площадке согласно реестру мест накопления ТКО несортированные отходы размещаются в два контейнера по 0,7 кубических метра двумя собственниками, которые владеют семью источниками образования отходов, возложение обязанности по оплате услуг по вывозу ТКО лишь на одного является неправомерным.
Разрешая настоящий спор, суды пришли к выводу о том, что объем ТКО, рассчитанный ответчиком (397,17596 кубических метра), значительно превышает объем ТКО, принятый от потребителя ранее, и признали предложенный ответчиком расчет объемов ТКО не удовлетворяющим критерию достоверности и явно обременительным для Общества.
В связи с изложенным, при урегулировании разногласий между Обществом и Региональным оператором при заключении договора от 19.07.2022 N 2643-РО-П/2022 суды отклонили редакцию Регионального оператора, приняв редакцию Общества и указав, что размер ежемесячной платы по договору определяется как произведение единого тарифа на услугу регионального оператора и объема образуемых у потребителя ТКО в размере 3 кубических метра в месяц (4 контейнера каждый объемом 0,75 кубического метра).
При этом, судами не учтено следующее.
В силу части 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО и схему размещения мест (площадок) их накопления, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Как следует из реестра мест накопления ТКО, утвержденного распоряжением администрации муниципального образования муниципального района "Усть-Цилемский" от 04.12.2019 N 592-р, на принадлежащей Обществу контейнерной площадке установлено два контейнера объемом по 0,7 кубического метра каждый для несортированных отходов.
Таким образом, при осуществлении деятельности региональный оператор обязан осуществлять вывоз с контейнерной площадки Общества двух контейнеров для несортированных ТКО объемом по 0,7 кубического метра каждый.
В тоже время, согласованная судом редакция договора подразумевает вывоз одного контейнера объемом 0,75 кубического метра, что противоречит части 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - Санпин 2.1.3684-21), которые обязательны для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
По договорам на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены конкретным договором, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 типового договора). При этом периодичность вывоза региональным оператором ТКО с мест (площадок) их накопления должна устанавливаться таким образом, чтобы обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к содержанию соответствующих территорий, в частности допустимого срока временного накопления несортированных ТКО, который определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °С и выше - не более 1 суток; плюс 4 °С и ниже - не более 3 суток (пункт 11 СаНПиН 2.1.3684-21).
Согласно пункту 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения определяется посредством, в том числе, обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения т среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил N 1156 установлено, что сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляется с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, условия договора на оказание услуг по обращению с ТКО, не соответствующие указанной в СаНПиН 2.1.3684-21 минимальной периодичности вывоза отходов, ничтожны (статьи 168 (пункт 2), 180, 421 (абзац первый пункта 4), 422 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации.
По общему правилу возможность временного накопления несортированных ТКО, и, как следствие, периодичность вывоза с превышением указанных сроков, не предусмотрена.
Следует принять во внимание, что законодательство Российской Федерации в сфере обращения ТКО устанавливает императивные требования для регионального оператора, как лица, осуществляющего деятельность по обращению с ТКО, в части соблюдения санитарно-эпидемиологических норм.
Нарушение (несоблюдение) установленных сроков временного накопления ТКО, в частности, может являться основанием для привлечения к административной ответственности по статье 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, допустившего нарушение санитарно-эпидемиологических требований к накоплению отходов.
С учетом изложенного редакция договора, предложенная Обществом и подразумевающая вывоз ТКО один раз в неделю, противоречит требованиям законодательства, призванным обеспечить безопасность осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО для населения и окружающей среды.
Кроме того, данная редакция нарушает права законные интересы Регионального оператора, который либо будет вынужден оказывать больший объем услуг в целях соблюдения установленных СанПиН 2.1.3684-21 нормативов, либо нести риск привлечения к административной ответственности.
Суд округа также обращает внимание, что в решении суда первой инстанции имеется прямое противоречие. Установив размер ежемесячной платы по договору как произведение единого тарифа на услугу регионального оператора и объема образуемых у потребителя ТКО в размере 3 кубических метра в месяц (4 контейнера каждый объемом 0,75 кубического метра), суд, при этом, указал периодичность вывоза ТКО - согласно СанПиН. Между тем, исходя из договорного объема и количества контейнеров, установленных на контейнерной площадке, с периодичностью их вывоза по СанПиН, объем вывезенных отходов даже в зимний месяц (периодичность вывоза ТКО - 1 раз в трое суток) превысит договорный объем (0,75х10) и составит более 7,5 кубических метра в месяц.
На основании изложенного суд кассационной инстанции полагает, что суды, неправильно применив нормы материального права, не разрешили возникшие между сторонами разногласия и не установили все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора и необходимые для принятия законного и обоснованного судебного акта.
Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств, установление всех имеющих для данного дела обстоятельств, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, исследовать схему потоков ТКО и схему размещения мест (площадок) их накопления по состоянию на момент возникновения преддоговорного спора, с учетом распоряжения администрации муниципального образования муниципального района "Усть-Цилемский" от 04.12.2019 N 592-р для верного определения объема принимаемых ТКО по договору в месяц следует установить объем отходов, образуемых Обществом и Предпринимателем, а также определить периодичность вывоза ТКО в соответствии с пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21.
Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В резолютивной части постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.03.2024, размещенной в электронном виде в информационном ресурсе "Картотека арбитражных дел", после слов "при участии представителей" допущена описка - не указано, что в судебном заседании принимал участие представитель Предпринимателя Овсянников В.Н. по доверенности от 01.12.2021.
Допущенная описка в резолютивной части постановления от 06.03.2024 не затрагивает существа судебного акта, поэтому может быть исправлена на основании части 3 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело, в связи с чем данный вопрос судом округа не рассматривался.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.04.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.11.2023 по делу N А29-14662/2022 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Когут |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Нарушение (несоблюдение) установленных сроков временного накопления ТКО, в частности, может являться основанием для привлечения к административной ответственности по статье 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, допустившего нарушение санитарно-эпидемиологических требований к накоплению отходов.
С учетом изложенного редакция договора, предложенная Обществом и подразумевающая вывоз ТКО один раз в неделю, противоречит требованиям законодательства, призванным обеспечить безопасность осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО для населения и окружающей среды.
Кроме того, данная редакция нарушает права законные интересы Регионального оператора, который либо будет вынужден оказывать больший объем услуг в целях соблюдения установленных СанПиН 2.1.3684-21 нормативов, либо нести риск привлечения к административной ответственности.
...
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, исследовать схему потоков ТКО и схему размещения мест (площадок) их накопления по состоянию на момент возникновения преддоговорного спора, с учетом распоряжения администрации муниципального образования муниципального района "Усть-Цилемский" от 04.12.2019 N 592-р для верного определения объема принимаемых ТКО по договору в месяц следует установить объем отходов, образуемых Обществом и Предпринимателем, а также определить периодичность вывоза ТКО в соответствии с пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 марта 2024 г. N Ф01-68/24 по делу N А29-14662/2022