г. Нижний Новгород |
|
27 августа 2021 г. |
Дело N А79-8336/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.08.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Когута Д.В.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.,
при участии представителей от заявителя: Молькова М.В. (до и после перерыва; доверенность от 26.02.2019), от заинтересованного лица: Аликова А.Ю. (до и после перерыва; доверенность от 31.12.2020)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Железобетонные конструкции N 1" на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021 по делу N А79-8336/2020
по заявлению акционерного общества "Железобетонные конструкции N 1" (ИНН: 2124021590, ОГРН: 1042124001105)
о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары
и установил:
акционерное общество "Железобетонные конструкции N 1" (далее - АО "ЖБК-1", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары (далее - Инспекция, налоговый орган) по невключению Общества в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - ЕРСМП, реестр) как среднее предприятие с 01.04.2020 и об обязании Инспекции включить Общество в реестр с 01.04.2020.
Решением суда от 27.01.2021 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021 решение суда отменено, в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
АО "ЖБК-1" не согласилось с постановлением суда апелляционной инстанции и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил нормы материального права и сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, Инспекция неправомерно не включила АО "ЖБК-1" в ЕРСМП как среднее предприятие с 01.04.2020, поскольку Общество соответствовало всем условиям, необходимым для включения его в данный реестр. Налоговый орган, получив от Общества уточненные сведения о среднесписочной численности работников, обязан был их проверить, принять к учету и включить Общество в реестр, используя принудительный порядок, предусмотренный Регламентом использования программного обеспечения, реализующего возможность обработки обращений по вопросам ведения единого реестра и принудительного включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в единый реестр, утвержденным приказом Федеральной налоговой службы от 19.08.2016 N СА-7-6/442@ (далее - Регламент). Ввиду неправомерных действий Инспекции Общество утратило возможность воспользоваться мерами государственной поддержки, предоставленными субъектам малого и среднего предпринимательства в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании отклонили доводы Общества.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.08.2021 на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Бердникова О.Е., под председательством которого должна быть рассмотрена кассационная жалоба, ввиду его болезни. Судебный состав для рассмотрения кассационной жалобы сформирован в следующем составе: председательствующий судья - Когут Д.В., судьи - Новиков Ю.В., Шемякина О.А.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание 16.08.2021 проведено с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 11 часов 15 минут 23.08.2021.
После перерыва представители Общества и Инспекции поддержали позиции по делу.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установил суд, выявив несоответствие ранее представленных в Инспекцию данных о среднесписочной численности работников фактическим данным, АО "ЖБК-1" 08.04.2020 направило корректирующие сведения о среднесписочной численности за 2018 год, в соответствии с которыми по состоянию на 01.01.2019 она составляет 213 человек. Кроме того, Общество 08.04.2020 с использованием программного обеспечения сформировало сообщение N 79062 об отсутствии сведений о нем в ЕРСМП и разместило его на сайте контакт-центра Федеральной налоговой службы.
В письме, направленном Обществу 18.04.2020 по электронной почте, сообщено, что данное сообщение рассмотрено Инспекцией; ошибок в сведениях, использованных при формировании реестра, не выявлено.
Общество 22.04.2020 обратилось в Инспекцию с заявлением о включении его в реестр по состоянию на 01.04.2020, в котором указало, что его выручка, как субъекта среднего предпринимательства, не превышает двух миллиардов рублей, а среднесписочная численность работников не превышает 250 человек.
В письме от 18.05.2020 N 18-12/014822 Инспекция сообщила АО "ЖБК-1", что ЕРСМП переформирован 10.08.2019 исходя из данных налоговых деклараций и сведений о среднесписочной численности по итогам за 2018 год (по состоянию на 01.07.2019), и поскольку на момент его обращения сведения о среднесписочной численности работников представлены Обществом на 302 человека, основания для включения в реестр отсутствовали. Изменения в сведениях будут учтены при очередном обновлении реестра 10.08.2020.
Общество 22.05.2020 повторно обратилось в Инспекцию с просьбой рассмотреть вопрос о включении его в ЕРСМП, представив копии отчета о среднесписочной численности работников за 2018 год и расчет численности.
Обществу 16.07.2020 по электронной почте поступило письмо, из которого следовало, что сообщение об отсутствии его в ЕРСМП рассмотрено Инспекцией, и в связи с несоответствием АО "ЖБК-1" установленным условиям оснований для внесения сведений в реестр не имеется; при необходимости Общество может обратиться в указанный выше налоговый орган для уточнения информации по вопросу корректности сведений, учитываемых для целей формирования реестра.
С 10.08.2020 Общество включено в реестр в качестве субъекта среднего предпринимательства.
АО "ЖБК-1" не согласилось с действиями Инспекции по невключению его в ЕРСМП как среднее предприятие с 01.04.2020 и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 23, 80 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 4, 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" и Регламентом, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отменил решение суда первой инстанции и отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу об отсутствии основания для признания оспариваемых действий Инспекции незаконными.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 209 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 названного Федерального закона, вносятся в Реестр в соответствии с настоящей статьей.
Сведения о статусе и категории субъекта малого и среднего предпринимательства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соответствующих условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 названного Федерального закона, вносятся в Реестр на основании сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года (пункт 1 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ).
В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (пункты 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ).
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 120 млн. рублей; малые предприятия - 800 млн. рублей; средние предприятия -2 млрд. рублей.
Согласно пункту 2 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек); б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 настоящей части.
В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 - 6.4 настоящей статьи.
На основании пункта 5 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из указанного реестра 10 августа текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не соответствуют условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона.
Приказом Федеральной налоговой службы от 19.08.2016 N СА-7-6/442@ утвержден Регламент, который определяет порядок использования программного обеспечения, реализующего возможность принудительного включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в ЕРСМП при поступлении посредством соответствующего сервиса сообщения об отсутствии сведений в реестре или неверного отражения категории лица, сведения о котором содержатся в реестре.
Действия, осуществляемые налоговым органом в едином процессе формирования реестра с использованием программного обеспечения, установлены в разделе 3 Регламента.
При поступлении сообщения налоговым органом выявляется фактическая причина, по которой сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе отражены некорректно либо не внесены в реестр и осуществляется проверка правомерности отсутствия таких сведений в реестре (пункт 3.2 Регламента).
В случае если по результатам рассмотрения сообщения установлена корректность и полнота сведений из налоговой отчетности, используемой при формировании реестра, обработка сообщения завершается без внесения сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в реестр (пункт 3.2.3 Регламента).
Суд апелляционной инстанции установил, что АО "ЖБК-1" 16.01.2019 представило в Инспекцию сведения о среднесписочной численности работников за 2018 год в количестве 302 человек. Следовательно, по состоянию на 01.07.2019 налоговый орган располагал информацией о том, что Общество не соответствует требованиям, установленным пунктом 2 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ для его включения в ЕРСМП как среднего предприятия.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая при этом, что реестр формируется уполномоченным органом на основании представленных в его распоряжение сведений по состоянию на 1 июля текущего календарного года; статус субъекта малого или среднего предпринимательства присваивается автоматически и не носит заявительного характера; Общество самостоятельно представило за 2018 год недостоверные сведения о среднесписочной численности работников, что обусловило отсутствие его в реестре с 10.08.2019, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае основания для признания оспариваемых действий Инспекции незаконными отсутствуют. При этом суд отметил, что представленные впоследствии АО "ЖБК-1" уточненные сведения о среднесписочной численности работников учтены налоговым органом при очередном обновлении ЕРСМП 10.08.2020, и Общество включено в реестр.
Вывод суда материалам дела не противоречит и не подлежит переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного суд правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Довод заявителя об утрате возможности воспользоваться мерами государственной поддержки, установленными Правительством Российской Федерации для субъектов малого и среднего предпринимательства, подлежит отклонению, поскольку отсутствие в ЕРСМП сведений об Обществе как о среднем предприятии не свидетельствует о невозможности реализации Обществом права на получение вышеупомянутых мер поддержки.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального права и по существу направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя. Излишне уплаченная за рассмотрение кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021 по делу N А79-8336/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Железобетонные конструкции N 1" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Железобетонные конструкции N 1" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 17.06.2021 N 380.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Когут |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Федеральной налоговой службы от 19.08.2016 N СА-7-6/442@ утвержден Регламент, который определяет порядок использования программного обеспечения, реализующего возможность принудительного включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в ЕРСМП при поступлении посредством соответствующего сервиса сообщения об отсутствии сведений в реестре или неверного отражения категории лица, сведения о котором содержатся в реестре.
...
При поступлении сообщения налоговым органом выявляется фактическая причина, по которой сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе отражены некорректно либо не внесены в реестр и осуществляется проверка правомерности отсутствия таких сведений в реестре (пункт 3.2 Регламента).
В случае если по результатам рассмотрения сообщения установлена корректность и полнота сведений из налоговой отчетности, используемой при формировании реестра, обработка сообщения завершается без внесения сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в реестр (пункт 3.2.3 Регламента)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 августа 2021 г. N Ф01-4336/21 по делу N А79-8336/2020