Нижний Новгород |
|
03 сентября 2021 г. |
Дело N А79-2023/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.09.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Специализированное автохозяйство"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.02.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2021
по делу N А79-2023/2018
по заявлению акционерного общества "Специализированное автохозяйство"
(ИНН: 2130017432, ОГРН: 1072130006024)
о признании недействительным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 26.01.2018
N 2/04-АМЗ-2017,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Специализированное автохозяйство" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службе по Чувашской Республики - Чувашии (далее - Управление) о признании недействительными решения и предписания от 26.01.2018 N 2/04-АМЗ-2017.
К участию в деле в качестве третьего лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Служба).
Решением суда от 26.02.2021 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2021 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Трудового кодекса Российской Федерации, Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 года N 269 (далее - Правила N 269), Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее - Основы ценообразования N 484), Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2016 N 1638/16 (далее - Методические указания), просит отменить судебные акты. По мнению Общества, Управление и суды неправомерно установили в его действиях наличие признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ в части установления монопольно высокой цены на услуги по вывозу и захоронению твердых коммунальных отходов (ТКО). Стоимость транспортирования твердых коммунальных отходов (ТКО) в размере 223,65 рубля за один кубический метр (заложенная в стоимость услуги по сбору и вывозу ТКО в размере 500 рублей за один кубический метр) не превышает цены на аналогичных рынках. Общество отмечает, что затраты, отраженные в калькуляции по статье "Фонд оплаты труда" экономически обоснованы и не противоречат действующему законодательству; трудовым договором для каждого работника Общества (включая водителей мусоровозов и операторов саночистки) установлена часовая тарифная ставка; доплаты за увеличенный объем работы, либо расширенную зону обслуживания являются стимулирующими выплатами и не противоречат действующему законодательству, а также Положению об оплате труда в Обществе; стоимость услуг по транспортированию отходов и передаче их специализированной организации, осуществляющей утилизацию отходов установлена для всех заказчиков в одном размере. Общество не согласно с выводом антимонопольного органа о экономической необоснованности расходов, в том числе, цеховых, общеэксплуатационных, услуг ООО "Аудит-Гарант". Общество также приводит доводы о том, что затраты на амортизацию были распределены с учетом прочих видов деятельности пропорционально выручке согласно Учетной политике предприятия; об обоснованном использовании в расчете стоимости утилизации плотности ТКО 0,134 тонны за 1 кубический метр. Суды сделали ошибочные выводы об отсутствии сопоставимых рынков и правомерности применения затратного метода определения монопольно высокой цены, об отсутствии достаточного экономического обоснования включения спорных расходов в статьи затрат. Заявитель также указывает на нарушение Управлением порядка возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы.
Служба, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечила.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Управление поступили обращения открытого акционерного общества "Чувашметалл", товарищества собственников жилья "Коммунальник-2", Николаева Л.Т. по вопросу повышения Обществом стоимости услуг за транспортировку отходов, а также обращение Службы о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Общества и общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - ООО "Спецавтохозяйство") в части установления необоснованной цены на транспортировку твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).
Приказом Управления от 27.04.2017 N 65 в отношении Общества возбуждено дело N 2/04-АМЗ-2017 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
По результатам рассмотрения дела решением Управления от 26.01.2018 в действиях Общества признано нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Также во исполнение пункта 2 указанного решения заявителю выдано предписание от 26.01.2018 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства по делу N 2/04-АМЗ-2017, путем определения обоснованной стоимости услуг по транспортированию отходов и передаче отходов специализированной организации с учетом необходимых затрат и нормы прибыли.
Общество не согласилось с названными решением и предписанием и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Руководствуясь положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Законов N 135-ФЗ, N 89-ФЗ, N 223-ФЗ, Правилами N 505, Правилами N 269, Основами ценообразования N 484, Методическими указаниями, разъяснениями, приведенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу, что Управление доказало законность и обоснованность оспариваемого решения и предписания.
Суд апелляционной инстанции руководствовался этими же нормами, согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление и поддержание монопольно высокой цены товара.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по указанной статье необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, а также совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав других лиц.
Из аналитического отчета Управления следует, что положение Общества на рынке услуг по сбору и вывозу ТКО является доминирующим (Общество и ООО "Спецавтохозяйство" занимают на этом рынке коллективное доминирующее положение). Следовательно, Общество обязано соблюдать запреты, предусмотренные в части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Частью 1 статьи 6 Закона N 135-ФЗ установлено, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.
Цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке (часть 4 статьи 6 Закона N 135-ФЗ).
Положения указанной статьи предусматривают два метода анализа цены товара на предмет ее соответствия признакам монопольно высокой цены. Это затратный метод (превышение суммы необходимых расходов и прибыли) и метод сопоставимых рынков (превышение цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами).
Метод сопоставимых рынков может быть применен только в том случае, когда объективно существует рынок, сопоставимый с исследуемым товарным рынком по количеству предлагаемого товара (услуги), по составу покупателей и продавцов, по структуре рынка. Отсутствие сопоставимого рынка в условиях конкуренции не препятствует установлению наличия монопольно высокой цены затратным методом.
При использовании затратного метода анализу подлежат: расходы, необходимые для производства и реализации товара; прибыль хозяйствующего субъекта от реализации товара; цена товара; данные о превышении фактической рентабельности над нормативными показателями рентабельности для тех рынков, где уровень рентабельности установлен нормативно.
В рамках исследования обстоятельств установления монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (работы, услуги) антимонопольный орган может оценивать обоснованность расходов, включенных в цену товара (работы, услуги), а также уровня доходов соответствующего хозяйствующего субъекта.
В каждом конкретном случае антимонопольный орган исследует перечень затрат хозяйствующего субъекта в отношении рассматриваемого товара (работы, услуги), в том числе амортизационные отчисления. Экономическая необоснованность затрат на производство и реализацию товара может служить основанием для признания цены товара монопольно высокой.
При этом, исходя из положений статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, под расходами следует понимать обоснованные и документально подтвержденные затраты. Расходами признаются затраты в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени, фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Экономическая необоснованность затрат на производство и реализацию товара может служить основанием для признания цены товара монопольно высокой (разъяснения N 1 Президиума ФАС России "Определение монопольно высокой и монопольно низкой цены товара"; утверждены протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016 N 2).
В статьях 23 и 41 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что антимонопольный орган в пределах своей компетенции вправе принимать решения по фактам нарушения антимонопольного законодательства.
При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства (часть 5.1 статьи 45 Закона N 135-ФЗ).
В рассматриваемом случае сопоставимый товарный рынок в условиях конкуренции Управлением не выявлен, поэтому антимонопольным органом был применен затратный метод определения монопольно высокой цены.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" подлежат регулированию тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса. Цены на услуги по сбору и транспортированию коммунальных отходов не являются регулируемыми, в связи с чем эти цены устанавливаются организациями - перевозчиками самостоятельно.
Приказами Общества установлены и введены в действие с 01.01.2015 тариф на услуги по сбору и вывозу ТБО в размере 114 рублей 01 копейка за кубический метр с учетом НДС, с 01.11.2015 - в размере 200 рублей за кубический метр отходов, с 01.02.2017 - в размере 500 рублей за кубический метр с учетом НДС.
Проанализировав цены на иных аналогичных рынках, не являющихся сопоставимыми, Управление установило, что стоимость по вывозу ТКО в размере 500 рублей превышает цены на аналогичных рынках.
В обоснование сформированной цены услуги в указанном размере Общество представило калькуляции стоимости услуг за 2016, 2017 года и документы, подтверждающие расчет позиций калькуляций.
Управление проанализировало представленные документы и установило, что Общество предусмотрело рост расходов по сравнению с фактическими показателями 2016 года на 6,9% по следующим статьям: фонд оплаты труда и страховые взносы; материалы; ремонт и техобслуживание; прочие прямые расходы кроме лизинга; отчисления на страхование имущества; цеховые расходы; общеэксплуатационные расходы. В тарифе на 2017 год в 2,2 раза увеличена сумма расходов на услуги по утилизации (накоплению) TKO и на 10 процентов снижен объем вывоза ТКО по сравнению с фактическим объемом оказанных в 2016 году услуг.
Оценив калькуляцию установленного тарифа, Управление пришло к выводу об установлении Обществом монопольно высокой цены.
Управление установило, что в расчет калькуляции по статье "Фонд оплаты труда" включены расходы (доплаты за увеличенный объем работы, расширенную зону обслуживания). В нарушение норм Трудового кодекса Российской Федерации, внутренних локальных актов Общества фактически в расчет включены расходы по двойной оплате одного и того же объема оказанных услуг.
При таких обстоятельствах указанные расходы правомерно признаны Управлением экономически необоснованными расходами.
В состав расходов по статье "Общие эксплуатационные расходы" Общество включило затраты на услуги ООО "Аудит-Гарант" (по договору от 02.06.2016 N 9 на оказание услуг по юридическому сопровождению, ведению бухгалтерского и экономического учета финансово-хозяйственной деятельности заказчика).
Управлением и судами установлено, что указанный договор заключен с нарушением Закона N 223-ФЗ. Согласно расчетам затраты на привлеченную организацию значительно превышают затраты на сотрудников Общества. Следовательно, экономическая необходимость, направленная на снижение затрат Общества, отсутствует. Включение в состав затрат на оказание услуг по вывозу ТКО указанных расходов правомерно признано экономически необоснованным.
Из калькуляции на услуги по сбору и вывозу ТКО следует, что в состав тарифа включены расходы по статье "Затраты на утилизацию".
В силу положений Закона N 89-ФЗ, Правил N 505, Правил N 269 в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО определяется объем и (или) массы ТКО исходя из установленных нормативов накопления; количества и объема контейнеров для накопления ТКО. В целях сопоставления объема и массы ТКО определяется средняя плотность ТКО.
Управление установило, что при расчете тарифа плотности ТКО Общество применяло плотность в размере 134 килограммов на кубический метр, что не соответствует Правилам N 505, привело к необоснованному включению затрат в тариф на сбор и вывоз ТКО и свидетельствует об установлении монопольно высокой цены на услуги по сбору и вывозу ТКО. Следствием неправомерного расчета объема ТКО стало завышение расходов на утилизацию в утвержденном тарифе (необоснованно заложено 20 167,779 тысячи рублей).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело материалы, суды пришли к выводу о доказанности Управлением обстоятельств, указанных в части 1 статьи 6 Закона N 135-ФЗ, и об отсутствии со стороны Общества надлежащего экономического обоснования установления тарифа на услуги по сбору и вывозу ТКО в размере 500 рублей за кубический метр.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали верной квалификацию Управлением действий Общества как нарушающих запрет, установленный частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, и отказали в удовлетворении заявленного требовании.
Довод заявителя кассационной жалобы о нарушении Управлением порядка возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства был предметом рассмотрения судов и отклонен, как основанный на неверном толковании статей 10, 39.1 Закона N 135-ФЗ, не соответствующий фактическим обстоятельствам дела.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы, также являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.02.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2021 по делу N А79-2023/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Специализированное автохозяйство" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело материалы, суды пришли к выводу о доказанности Управлением обстоятельств, указанных в части 1 статьи 6 Закона N 135-ФЗ, и об отсутствии со стороны Общества надлежащего экономического обоснования установления тарифа на услуги по сбору и вывозу ТКО в размере 500 рублей за кубический метр.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали верной квалификацию Управлением действий Общества как нарушающих запрет, установленный частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, и отказали в удовлетворении заявленного требовании.
Довод заявителя кассационной жалобы о нарушении Управлением порядка возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства был предметом рассмотрения судов и отклонен, как основанный на неверном толковании статей 10, 39.1 Закона N 135-ФЗ, не соответствующий фактическим обстоятельствам дела."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 сентября 2021 г. N Ф01-4500/21 по делу N А79-2023/2018