Нижний Новгород |
|
10 сентября 2021 г. |
Дело N А43-33065/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Камановой М.Н., Павлова В.Ю.,
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью "Навашинсксельхозхимия":
Мольковой Е.А. (доверенность от 31.08.2021),
от министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области: Бутрина А.Ю. (доверенность от 30.03.2021 N 90),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.02.2021,
принятое судьей Дерендяевой А.Н., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2021,
принятое судьями Мальковой Д.Г., Ковбасюком А.Н., Наумовой Е.Н.,
по делу N А43-33065/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Навашинсксельхозхимия"
(ИНН: 5223033136, ОГРН: 1045206731613)
к департаменту лесного хозяйства Нижегородской области
(ИНН: 5260294552, ОГРН: 1115260001449)
об исключении сведений из Государственного лесного реестра,
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, -
Федеральное агентство лесного хозяйства,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Навашинсксельхозхимия" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к департаменту лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент, в настоящее время - министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, далее - Министерство):
- о признании недействительными сведений Государственного лесного реестра в части наложения земельного участка с кадастровым номером 52:51:0500008:67 с лесным участком с кадастровым номером 52:51:0500008:65 (квартал 93 Ардатовского участкового лесничества Мухтоловского межрайонного лесничества), а земельного участка с кадастровым номером 52:51:1000007:224 с лесным участком в квартале 108 (выделы 12 - 20, 22 - 25) Майданского участкового лесничества Мухтоловского межрайонного лесничества;
- о признании незаконным бездействия Департамента, выразившегося в невнесении изменений в сведения Государственного лесного реестра в части указанных наложений;
- об обязании Департамента привести сведения Государственного лесного реестра в этой части.
Исковые требования основаны на статье 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель". Они мотивированы тем, что сведения Государственного лесного реестра (далее - ГЛР) противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), которые имеют приоритет.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 24.02.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2021, удовлетворил иск в полном объеме. Суды пришли к выводу о наличии оснований приведения сведений ГЛР в соответствии со сведениями из ЕГРН.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. По мнению заявителя, в деле не имеется доказательств наложения лесных участков из ГЛР на земельные участки из ЕГРН; обстоятельства, связанные с пересечением их границ суд не исследовал. Кассатор полагал, что положения пункта 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ не подлежат применению, поскольку спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет после 01.01.2016; при межевании данных участков согласование границ с землями лесного фонда не проводилось; на спорных земельных участках расположен лесной массив. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, просило оставить обжалованные судебные акты без изменения, а жалобу Министерства - без удовлетворения.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы отзыв на кассационную жалобу в суд округа не представило, представителя в судебное заседание окружного суда не направило; в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела, и установили суды первой и апелляционной инстанций, Общество является собственником участков с кадастровыми номерами 52:51:0500008:67 и 52:51:1000007:224 (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения).
Общество 16.12.2019 обратилось к Департаменту за разъяснениями относительно принадлежности лесных угодий, находящихся на указанных земельных участках.
На это обращение в письмах Департамент ответил, что земельный участок с кадастровым номером 52:51:0500008:67 имеет пересечения с землями лесного фонда в квартале 93 Ардатовского участкового лесничества Мухтоловского межрайонного лесничества с кадастровым номером 52:51:0500008:65 (письмо от 26.12.2019 N 414-406555/19); а земельный участок с кадастровым номером 52:51:1000007:224 имеет пресечения с землями лесного фонда в квартале 108 (выделы 12 - 20, 22 - 25) Майданского участкового лесничества Мухтоловского межрайонного лесничества (письмо от 26.12.2019 N 414-406545/19).
Общество в претензии от 26.06.2020 потребовало от Департамента внести изменения в ГЛР в части описания местоположения границ и площади указанных лесных участков, в части пересечения с названными земельными участками. Данное требование оставлено без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее и заслушав представителей сторон, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
Согласно статье 60.2 (частям 1 и 4) Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае, если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 01.01.2016 и до внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка. Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, если это было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении реестровой ошибки, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
В статье 14 (частях 3 и 6) Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" определено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 этой статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Данные положения не распространяются на земельные участки:
1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 4.6 (частям 5 - 7) Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" информация о границах лесных участков и правах на них вносится в ГЛР на основании сведений ЕГРН; сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, осуществляет исключение из государственного лесного реестра сведений, которые противоречат сведениям ЕГРН, на основании уведомлений органа регистрации прав об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и иных уведомлений, предусмотренных Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", в течение 30 дней со дня получения указанных уведомлений.
Указанные положения введены Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон N 280-ФЗ). Согласно статье 10 (частей 6 и 7) этого закона орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение ЕГРН, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 01.01.2023 приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 N 1795-О указал, что данный закон был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Из изложенного следует, что положения этого закона, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, полагавшихся на сведения ЕГРН. При этом при возникновении спора о праве положениями названного закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них. Данная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 302-ЭС20-13098.
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что исковое требование подлежит удовлетворению.
Суды установили, что права предыдущего правообладателя земельного участка, из которого образованы спорные земельные участки, возникли в 2013 году.
Государственным актом на право пользования землей от 25.11.1985 А-1 N 072974, выданным Исполнительным комитетом Ардатовского районного Совета депутатов трудящихся Горьковской области, ОАО "Кужендеевское" на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены земли площадью 5241 гектар в границах согласно плану землепользования. Земля предоставлена для сельскохозяйственного использования. Как следует из документов, правопредшественнику истца передавались на праве постоянного (бессрочного) пользования земли сельскохозяйственного назначения, а не леса.
В приложенном к данному акту плане землепользования содержится схема и описание границ смежных землепользований: чересполосный участок N 1 "Каркалейский" соответствует участку с кадастровым номером 52:51:1000007:224; чересполосный участок N 2 "Дубровский" - участку с кадастровым номером 52:51:0500008:67. Из данных актов также установлено, что эти участки граничат с землями Вознесенского лесхоза, совхоза "Каркалейский", гослесфонда Кулебакского лесхоза, Мухтоловского мехлесхоза.
В 2011 году ОАО "Кужендеевское" обратилось в администрацию Ардатовского муниципального района Нижегородской области с заявлением о предоставлении в собственность вышеперечисленных земельных участков, 02.09.2013 заключен договор купли-продажи N 39. На основании указанного договора в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 09.12.2013 была сделана соответствующая запись.
Данный участок 22.04.2015 был продан Обществу по договору купли-продажи N 177. Позднее Обществом принято решение разделить земельный участок 52:51:0000000:75, на 22 участка, в том числе, и на спорные земельные участки. Право собственности на спорные земельные участки зарегистрировано 22.12.2016.
Таким образом, фактически права на участки возникли у Общества до 01.01.2016 и к спорным правоотношениям, вопреки позиции заявителя, подлежат применению названные положения законов. Доказательств нецелевого использования (неиспользования) земельных участков в деле не имеется.
Довод заявителя о том, что при межевании указанных земельных участков не проводилось согласование с землями лесного фонда, рассмотрен судами двух инстанций и мотивированно отклонен. Суд округа не имеет оснований не согласиться с судами в этой части. При этом суды установили, что земельные участки в составе лесного фонда с кадастровыми номерами 52:51:0500008:63 и 52:51:1000010:9 ранее были сформированы, в межевом плане от 23.12.2010 имеется указание на согласование границ между 52:51:1000007:ЗУ1, ЗУ2 и данными участками. Впоследствии указанные участки из земель лесного фонда были аннулированы и сняты с кадастрового учета 05.04.2011. Таким образом, в настоящем случае имеет место именно противоречия в сведениях ЕГРН и ГЛР, а не нарушение права собственности Российской Федерации на земли лесного фонда.
Ссылка заявителя на отсутствие в деле доказательств наложения спорных земельных участков на земли лесного фонда судом округа не принимается во внимание. Как указали суды факт наложения границ земельных участков, зарегистрированных в ЕГРН, с землями лесного фонда по сведениям ГРЛ ответчиком не оспаривался.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили иск Общества.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Суд округа не рассматривал вопрос о распределении государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от ее уплаты.
В связи с окончанием кассационного производства определение от 19.07.2021 суда округа о приостановлении исполнения судебных актов по настоящему делу следует считать утратившим силу на основании части 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 283 (частью 4), 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.02.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2021 по делу N А43-33065/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Арбитражного суда Нижегородской области от 24.02.2021 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2021, введенное определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.07.2021, отменить.
Возобновить исполнение судебных актов.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 N 1795-О указал, что данный закон был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Из изложенного следует, что положения этого закона, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, полагавшихся на сведения ЕГРН. При этом при возникновении спора о праве положениями названного закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них. Данная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 302-ЭС20-13098."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 сентября 2021 г. N Ф01-4431/21 по делу N А43-33065/2020