Нижний Новгород |
|
20 сентября 2021 г. |
Дело N А43-29798/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.09.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.09.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от заявителя: Терентьевой Е.А. (доверенность от 28.04.2021 N 104-05/440-ю),
от заинтересованного лица: Клевцовой А.А. (доверенность от 07.07.2021 N ЛШ/14139/21)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2021
по делу N А43-29798/2020
по заявлению администрации Богородского муниципального округа Нижегородской области
о признании незаконными решения и предписания
Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
и установил:
администрация Богородского муниципального округа Нижегородской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление) от 27.08.2020 N 052/01/17-676/2020.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 05.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2021 спорные ненормативные акты признаны незаконными и отменены.
Управление не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что апелляционный суд неправильно применил статью 30.1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ), не принял во внимание позицию Верховного Суда Российской Федерации, выраженную в определениях от 19.03.2019 N 305-ЭС18/134560 и от 24.04.2020 N 301-ЭС20-5191. Отсутствие в конкурсной документации на продажу объектов электросетевого хозяйства перечня инвестиционных обязательств является нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Администрация в возражениях на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании не согласились с доводами Управления, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление провело в отношении Администрации плановую выездную проверку на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.
По результатам проверки установлено, что Земское собрание Богородского муниципального района Нижегородской области приняло решение от 11.08.2017 N 81 об условиях приватизации муниципального имущества - проведении конкурса.
Администрация провела конкурс по продаже муниципального имущества (объекты электроэнергетики) (номер извещения 140817/0099875/01).
Согласно конкурсной документации при продаже муниципального имущества установлены следующие обременения: имущество с лота N 1 по лот N 22 обременено договором аренды муниципального имущества от 11.12.2015 N 31 сроком до 26.12.2018; имущество обременено эксплуатационным обязательствами, которые обязан выполнять победитель конкурса (бессрочно): использовать и эксплуатировать имущество в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 N229, Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденными приказом Министерством энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 N 204 и другими нормативными актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере электроэнергетики исключительно по назначению - для отпуска электроэнергии и оказания услуг по электроснабжению потребителей и абонентов Богородского муниципального района Нижегородской области бессрочно; обязанность поставлять потребителям и абонентам товары, оказывать услуги по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и обеспечивать возможность получения потребителями и абонентами соответствующих товаров, услуг, за исключением случаев, если прекращение или приостановление предоставления потребителям товаров, услуг предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации; максимальный период прекращения поставок потребителям и абонентам соответствующих товаров, оказания услуги допустимый объем непредоставления соответствующих товаров, услуг, превышение которых является существенным нарушением эксплуатационного обязательства собственником и (или) законным владельцем регламентируется Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 N 229, Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 N 204, постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и действующим законодательством Российской Федерации.
Посчитав, что отсутствие в конкурсной документации перечня инвестиционных обязательств, а также предельного срока их исполнения, Управление приняло решение от 27.08.2020 N 052/01/17-676/2020, которым признала Администрацию нарушившей часть 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ, и выдало предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Не согласившись с решением и предписанием Управления, Администрация обратилась в арбитражный суд.
Руководствуясь Законом N 135-ФЗ и Законом N 178-ФЗ, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемых ненормативных актов.
Первый арбитражный апелляционный суд, приняв во внимание постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", не согласился с выводом суда первой инстанции, указав, что Управление не исследовало вопрос о том, каким образом спорные действия Администрации ограничили конкуренцию.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений, определены в статье 17 Закона N 135-ФЗ, в частности, установлен запрет на совершение действий при проведении торгов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 37 и 40 постановления от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" разъяснил, что в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами или заказчиками процедур определения поставщика деятельности их участников, создание участнику (участникам) преимущественных условий участия, нарушение порядка определения победителя, участие организаторов и (или) заказчиков, их работников в процедурах определения поставщика.
В части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ установлен запрет на осуществление организатором обязательных процедур, конкурентных закупок или заказчиком действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, в рассматриваемом случае доказыванию подлежит недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо угроза наступления таких последствий в результате деятельности лица, которому вменено нарушение антимонопольного законодательства.
В пункте 8 статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ установлена обязанность по включению условий инвестиционных обязательств и эксплуатационных обязательств, оформленных в соответствии с данной статьей, в состав решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества и в качестве существенных условий включению в договор купли-продажи объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, если приватизация указанных объектов и (или) систем осуществляется посредством их продажи; договор купли-продажи акций в случае, если объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем приватизируются путем внесения их в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества.
Факт отсутствия таких условий в конкурсной документации установлен судами, подтвержден материалами дела и по существу заявителем по делу не оспорен.
Вместе с тем, апелляционный суд пришел к выводу, что нарушение Администрацией порядка приватизации объектов электросетевого хозяйства не само по себе не свидетельствует о наступлении последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Управление в оспариваемых ненормативных актах не установило, в чем выразилось ограничение конкуренции при проведении конкурса. Отсутствие в конкурсной документации обязательного условия одинаково распространялось на всех лиц - претендентов на участие в конкурсе и не могло повлиять на число участников конкурса или порядок определения победителя.
Довод Управления о том, что основанием для вывода о нарушении антимонопольного законодательства является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции, противоречит толкованию норм права, изложенному в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства".
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2021 по делу N А43-29798/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 8 статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ установлена обязанность по включению условий инвестиционных обязательств и эксплуатационных обязательств, оформленных в соответствии с данной статьей, в состав решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества и в качестве существенных условий включению в договор купли-продажи объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, если приватизация указанных объектов и (или) систем осуществляется посредством их продажи; договор купли-продажи акций в случае, если объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем приватизируются путем внесения их в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества.
...
Довод Управления о том, что основанием для вывода о нарушении антимонопольного законодательства является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции, противоречит толкованию норм права, изложенному в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 сентября 2021 г. N Ф01-4797/21 по делу N А43-29798/2020