Нижний Новгород |
|
01 октября 2021 г. |
Дело N А43-41598/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.09.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.10.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью
Частное охранное предприятие "Социум-Крепость Поволжье"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.02.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021
по делу N А43-41598/2020
по заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии по
Нижегородской области
о привлечении общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Социум-Крепость Поволжье" (ИНН: 5243015343, ОГРН: 1085243002349)
к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии по Нижегородской области (далее - Управление) обратилось в арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Социум-Крепость Поволжье" (далее - Общество) к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 20.02.2021 Общество признано виновным в совершении вмененного административного правонарушения и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", нарушили нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Общества, Управление не доказало, что охраняемые объекты относятся к объектам, на которые частная охранная деятельность не распространяется. Основания для привлечения Общества к административной ответственности отсутствуют.
Управление в отзыве отклонило доводы заявителя жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о рассмотрении кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Кодекса.
Как следует из материалов дела, Общество имеет лицензию от 09.07.2017 N О-740 на осуществление частной охранной деятельности.
Управление 23.12.2020 провело внеплановую выездную проверку объекта охраны, принадлежащего акционерному обществу "Арзамасский приборостроительный завод" (далее - Завод). Охрану данного объекта осуществляет Общество.
В ходе проверки установлено нарушение Обществом требований Закона от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1), Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 (далее - Положение N 498), постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 (далее - Постановление N 587). В нарушение указанных норм Общество осуществляет физическую охрану объекта, на который частная охранная деятельность не распространяется.
Усмотрев в действиях (бездействии) Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, Управление составило протокол от 23.12.2020 52НГ N 021008 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), Закона N 2487-1, Положением N 498, Постановлением N 587, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения. Не усмотрев оснований для признания правонарушения малозначительным, не установив процессуальных нарушений при производстве по делу, суд назначил Обществу наказание в виде 100 000 рублей штрафа.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно примечанию к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
В статье 11 Закона N 2487-1 предусмотрено, что частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране" (далее - Закон N 57-ФЗ), а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 10 Постановления N 587 в перечень таких объектов, включены объекты по производству, хранению, распространению и утилизации военной техники, боевого и служебного оружия и его основных частей, патронов и боеприпасов к нему, взрывчатых веществ промышленного назначения, в том числе полученных в результате утилизации боеприпасов, и отходов их производства.
Согласно пункту 8 (1) Положения N 498 грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности является, в том числе охрана объектов, предусмотренных Законом N 57-ФЗ, а также объектов, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации частная охранная деятельность не распространяется.
Исследовав и оценив материалы дела (лицензии, договоры, должностные инструкции и другие), суды установили, что Общество на основании договора от 21.12.2009 N 107/09, заключенного с Заводом, осуществляет охрану объекта, относящегося к объектам, на которые частная охранная деятельность не распространяется (пункт 10 Постановления N 587).
Допущенные Обществом нарушения относятся к грубым нарушениям лицензионных требований, что влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения.
Доводы заявителя о том, что он осуществлял охранную деятельность в отношении лишь части объектов, которые не относятся к объектам специальной охраны, рассмотрены судами и отклонены, как противоречащие представленным в дело доказательствам.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (в пределах минимальной санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ) назначено Обществу по правилам статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершения административного правонарушения. Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанные судами выводы и фактически направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Кодекса. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.02.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 по делу N А43-41598/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Социум-Крепость Поволжье" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 8 (1) Положения N 498 грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности является, в том числе охрана объектов, предусмотренных Законом N 57-ФЗ, а также объектов, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации частная охранная деятельность не распространяется.
Исследовав и оценив материалы дела (лицензии, договоры, должностные инструкции и другие), суды установили, что Общество на основании договора от 21.12.2009 N 107/09, заключенного с Заводом, осуществляет охрану объекта, относящегося к объектам, на которые частная охранная деятельность не распространяется (пункт 10 Постановления N 587).
Допущенные Обществом нарушения относятся к грубым нарушениям лицензионных требований, что влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
...
Наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (в пределах минимальной санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ) назначено Обществу по правилам статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершения административного правонарушения. Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 октября 2021 г. N Ф01-5201/21 по делу N А43-41598/2020