г. Нижний Новгород |
|
21 октября 2021 г. |
Дело N А43-3766/2021 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе
судьи Чиха А.Н.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью фирма "Вика" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.04.2021 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2021 по делу N А43-3766/2021
по иску акционерного общества "Нижегородский водоканал" (ИНН: 5257086827, ОГРН: 1065257065268)
к обществу с ограниченной ответственностью фирма "Вика" (ИНН: 5256001059, ОГРН: 1025202262634)
о взыскании задолженности
и установил:
акционерное общество "Нижегородский водоканал" (далее - Водоканал) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью фирма "Вика" (далее - Общество) 84 862 рублей 27 копеек задолженности по внесению платы за превышение нормативов состава сточных вод за сентябрь - ноябрь 2020 года, 2071 рубля 58 копеек неустойки, начисленной с 13.10.2020 по 22.01.2021 и далее за период по день фактической оплаты долга.
Арбитражный суд Нижегородской области рассмотрел дело в порядке упрощенного производства и решением от 29.04.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2021, удовлетворил иск частично: взыскал с Общества в пользу Водоканала 84 862 рубля 27 копеек задолженности, 416 рублей 15 копеек неустойки за период с 13.10.2020 по 22.01.2021 и далее по день фактической оплаты долга, в удовлетворении иска в остальной части отказал.
При принятии судебных актов суды руководствовались, в том числе, статьями 14, 30.1 и 30.2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), пунктами 35, 36, 124, 194 и 203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой и дополнением к ней, в которой просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что суды первой и апелляционной инстанций не приняли во внимание факт наличия на объекте ответчика канализационного колодца.
По мнению Общества, Водоканал злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке водоснабжения, скрывая от потребителей информацию о том, каким образом привести договор сточных вод в соответствие с действующим законодательством, а также обеспечить отбор проб сточных вод и закрепить контрольный канализационный колодец.
Кассатор полагает, что Водоканал должен был обеспечить отбор проб сточных вод из канализационного колодца, расположенного на территории Общества, и рассчитать плату за превышение нормативов сточных вод в соответствии с результатами исследования.
Общество обращает внимание суда округа на то, что Водоканал не представил в материалы дела доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для начисления ответчику платы за превышение нормативов состава сточных вод, взыскание такой платы с добросовестных абонентов недопустимо.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Водоканал в отзыве на кассационную жалобу отклонил доводы, изложенные в ней, просил оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Водоканал (поставщик) и Общество (абонент) заключили договор на отпуск воды и прием сточных под от 06.03.2008 N 3569, по условиям которого поставщик обязался производить отпуск питьевой воды и оказывать услуги водопроводной сети с учетом коэффициента максимальной суточной нагрузки, а также производить прием бытовых и прочих сточных вод от всех источников водоснабжения и водоотведения, указанных в приложениях 1В и 1К, а абонент обязался оплачивать принятые услуги, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления, обеспечивать безопасность эвакуации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.
Отказ Общества внести плату за превышение нормативов состава сточных вод, рассчитанную в упрощенном порядке (без проведения отбора и анализов проб сточных вод) послужил основанием для обращения Водоканала с иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыв на нее, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
В силу пункта 1 статьи 14 Закона о водоснабжении по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
Нормативы состава сточных вод - это устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации). При этом Правилами N 644 определяется в том числе порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов (пункт 13.1 статьи 2, пункт 8.2 части 11 статьи 7 Закона о водоснабжении).
В пункте 1 статьи 30.1 Закона о водоснабжении предусмотрено, что в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 30.2 Закона о водоснабжении).
Абонент в том числе обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод. Организация водопроводно-канализационного хозяйства, в свою очередь, вправе взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (подпункт "ж" пункта 35, подпункт "г" пункта 36 Правил N 644).
Упрощенный порядок начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод предусмотрен в пункте 203 Правил N 644.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Правила N 644 дополнены также разделом XV "Порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, порядок взимания указанной платы, а также порядок уменьшения указанной платы на величину фактически произведенных абонентом затрат на реализацию мероприятий по обеспечению предотвращения превышения нормативов состава сточных вод, включенных в план снижения сбросов".
В силу пункта 203 Правил 644 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 728) для объектов абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле: Пнорм. сост. = 2 Т Qпр1.
В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется в соответствии с пунктом 197 настоящих Правил.
В абзаце первом пункта 124 Правил N 644 указано, что в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 кубических метров в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта. Иные абоненты вправе подать декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства.
Учитывая изложенное, для объектов абонентов при наличии любого из условий, указанных в абзацах 2 - 4 пункта 203 Правил N 644, расчет и взимание платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод возможны по формуле, предусмотренной абзацем шестым пункта 203 Правил N 644, без установления факта превышения нормативов состава сточных вод.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства в суд представляются лицами, участвующими в деле (статьи 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению в их совокупности, исходя при этом из их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили факт оказания Водоканалом Обществу услуг по водоотведению. Сброс Обществом сточных вод в объеме менее 30 кубометров в сутки и ведение им деятельности, указанной в пункте 203 Правил N 644, документально подтверждены. Общество эти обстоятельства не оспаривает.
Возражения Общества, изложенные в кассационной жалобе, по существу сводятся к несогласию с начислением платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод без отбора пробы и проведения ее анализа.
Между тем вопреки доводам Общества плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод начисляется и без проведения анализа отобранных организацией водопроводно-канализационного хозяйства проб сточных вод, в случае, если абонентом не обеспечена возможность отбора проб сточных вод или возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация, и при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев пункта 203 Правил N 644.
Аналогичный подход к применению упрощенного порядка расчета платы изложен Верховным Судом Российской Федерации в решении от 16.12.2020 N АКПИ20-722 применительно к плате за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, предусмотренную пунктом 123(4) Правил N 644.
Суды установили, что основным видом экономической деятельности Общества в соответствии с данными, приведенными в Едином государственном реестре юридических лиц, является деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания.
Таким образом, Общество соответствует критерию, приведенному в абзаце втором пункта 203 Правил N 644.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об обеспечении Обществом мест отбора проб сточных вод, а также, если Общество считает, что соответствующее место имеется, подачи им декларации, поэтому суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска Водоканала. Общество не воспользовалось правом урегулировать соответствующие разногласия путем внесения изменений в договор в судебном порядке.
Кроме того, как верно отметили суды, письма ответчика к истцу, на которых Общество основывает свои аргументы о недобросовестном поведении Водоканал, датированы декабрем 2020 года, то есть переписка сторон состоялась вне спорного периода.
Иные возражения, приведенные Обществом в кассационной жалобе, отклоняются судом округа, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права применительно к конкретным фактическим обстоятельствам, установленным судами, и направлены на переоценку исследованных судами доказательств.
Суд кассационной инстанции не установил существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющихся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобы составляет 3000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.04.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2021 по делу N А43-3766/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью фирма "Вика" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
А.Н. Чих |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Возражения Общества, изложенные в кассационной жалобе, по существу сводятся к несогласию с начислением платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод без отбора пробы и проведения ее анализа.
Между тем вопреки доводам Общества плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод начисляется и без проведения анализа отобранных организацией водопроводно-канализационного хозяйства проб сточных вод, в случае, если абонентом не обеспечена возможность отбора проб сточных вод или возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация, и при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев пункта 203 Правил N 644.
Аналогичный подход к применению упрощенного порядка расчета платы изложен Верховным Судом Российской Федерации в решении от 16.12.2020 N АКПИ20-722 применительно к плате за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, предусмотренную пунктом 123(4) Правил N 644."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 октября 2021 г. N Ф01-5886/21 по делу N А43-3766/2021