г. Нижний Новгород |
|
01 ноября 2021 г. |
Дело N А82-17265/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.10.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.11.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.,
судей Ногтевой В.А., Прытковой В.П.,
при участии в судебном заседании от конкурсного управляющего должником Паспортниковой Ирины Валерьевны: Мурадова М.М. (по доверенности от 25.10.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Рыбинского муниципального района на определение Арбитражного суда Ярославской области от 21.04.2021 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.08.2021 по делу N А82-17265/2016,
по заявлению конкурсного управляющего должником Паспортниковой Ирины Валерьевны
об исключении из конкурсной массы должника объектов теплоснабжения; об обязании собственника имущества - Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области принять в муниципальную собственность объекты теплоснабжения находящиеся в хозяйственном ведении должника и взыскании компенсации в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" (ИНН: 7610074824, ОГРН: 1077610003943),
заинтересованное лицо - муниципальное унитарное предприятие Рыбинского муниципального района Ярославской области "Система ЖКХ",
и установил:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" (далее - должник) конкурсный управляющий должником Паспортникова Ирина Валерьевна обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением об исключении из конкурсной массы должника объектов теплоснабжения, об обязании собственника имущества - администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области (далее - администрация) принять в муниципальную собственность объекты теплоснабжения находящиеся в хозяйственном ведении должника, о взыскании с собственника имущества компенсации за снижение конкурсной массы в результате принятия в муниципальную собственность имущества должника.
Арбитражный суд Ярославской области определением от 21.04.2021, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 06.08.2021, исключил из конкурсной массы должника объекты теплоснабжения, согласно прилагаемому перечню объектов; обязал администрацию в двухмесячный срок с даты вступления определения суда в законную силу принять в муниципальную собственность данные объекты; взыскал за счет казны Рыбинского муниципального района Ярославской области в лице администрации в конкурсную массу должника 484 763 рублей 21 копейку компенсации за уменьшение конкурсной массы.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что спорные объекты подлежат реализации в деле о банкротстве и могут быть приняты в муниципальную собственность на безвозмездной основе, если данное имущество не было продано на торгах ввиду отсутствия на него спроса. Администрация считает, что размер компенсации за уменьшение конкурсной массы в связи с передачей имущества в муниципальную собственность в размере остаточной стоимости определен неверно.
Представитель конкурсного управляющего в судебном заседании отклонил доводы кассационной жалобы и попросил оставить ее без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность определения от 21.04.2021 и постановления от 06.08.2021 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.09.2017 должник признан банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Паспортникова И.В.
Конкурсным управляющим проведена инвентаризация имущества должника и сформирована его конкурсная масса, в которую были включены, в том числе, объекты теплоснабжения Рыбинского муниципального района, участвующие в производстве и поставке тепловой энергии.
Конкурсный управляющий обратилась в администрацию с предложением принять в муниципальную собственность находящиеся на балансе предприятия объекты теплоснабжения с компенсацией их стоимости. Обращение оставлено без ответа.
Посчитав, что объекты теплоснабжения не могут находиться в конкурсной массе, конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением об исключении данного имущества из конкурсной массы и о взыскании за счет казны муниципального образования в конкурсную массу должника компенсации за изъятие имущества.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество (пункт 2 статьи 131 Закона о банкротстве).
В рассматриваемом случае, как установили суды, спорное имущество представляет собой объекты коммунальной инфраструктуры, входящие в обслуживание систем теплоснабжения, относящиеся к системам жизнеобеспечения (объекты теплоснабжения).
Исходя из пункта 1 статьи 131 Закона о банкротстве, объекты коммунальной инфраструктуры, принадлежащие должнику, включаются в конкурсную массу. Отчуждение этих объектов происходит в особом порядке с возложением на покупателей обязанности надлежащим образом содержать и использовать объекты в соответствии с их целевым назначением, а также исполнять иные устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательства (пункт 4 статьи 132 Закона о банкротстве).
Между тем согласно пункту 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Указанный закон не предусматривает возможность реализации объектов теплоснабжения.
При этом, как следует из позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в ответе на вопрос N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора N 3 (2019), названный Закон, является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения. Данные разъяснения касаются вопроса о порядке реализации объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, в том числе объектов водо-, тепло-, энергоснабжения и водоотведения в рамках дела о банкротстве.
Спорные объекты теплоснабжения в связи со своей социальной значимостью не подлежат реализации в составе конкурсной массы с учетом Закона о теплоснабжении, поэтому вывод судов о невозможности нахождения такого имущества в конкурсной массе является обоснованным.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П).
Суды установили, что должнику на праве хозяйственного ведения принадлежат: котельная 1972 года выпуска, площадью 293,1 кв. метра в деревне Свингино, д. 82 (постановление администрации от 27.06.2014 N 144) с нулевой остаточной стоимостью; здание котельной в поселке Судоверфь, 03833, 01.12.2010, 484 593.88 (приказ Управления недвижимости, строительства и инвестиций администрации от 29.12.2011 N 20-211/201п) остаточная стоимость имущества определена в сумме 319 482 рублей 37 копеек; здание мазутонасосной в поселке Судоверфь, 03834, 01.12.2010, 515 790.25 (приказ Управления недвижимости, строительства и инвестиций администрации Рыбинского муниципального района от 29.12.2011 N 20-211/201п) остаточная стоимость имущества определена в сумме 165 280 рублей 84 копеек.
Указанные объекты относятся к объектам коммунальной инфраструктуры, входящим в обслуживание систем теплоснабжения, отчуждение которых в частную собственность не допускается, право хозяйственного ведения на эти объекты зарегистрировано за должником в установленном законом порядке. При таких обстоятельствах суды обоснованно сочли их подлежащими возврату в муниципальную казну с выплатой компенсации со стороны их собственника в конкурсную массу должника, размер который определили, исходя из остаточной стоимости объектов.
Ссылка администрации на пункт 5 статьи 132 Закона о банкротстве, согласно которому социально значимые объекты, не проданные в указанном порядке, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы, подлежит отклонению. В рассмотренном случае торги конкурсным управляющим не проводились.
Утверждение администрации о том, что возможность передачи объектов коммунальной инфраструктуры, которые не выставлялись на торги, у конкурсного управляющего отсутствует, не основано на законе.
Компенсация, рассчитанная, исходя из остаточной стоимости имущества, в рассмотренном случае, учитывая фактические обстоятельства спора, соразмерна с точки зрения обеспечения справедливого баланса между публичными и частными интересами.
Суды установили, что в отношении остальных объектов перечня право хозяйственного ведения не было зарегистрировано в установленном законом порядке, с учетом чего сделали вывод о том, что данные объекты не могут быть включены в конкурсную массу должника и подлежат передаче собственнику имущества без получения должником компенсации.
Данный вывод администрацией не обжалуется.
Обжалованные судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационных жалобах доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил.
Кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационных жалоб не рассматривался, поскольку на основании статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении с кассационной жалобой по данной категории споров государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ярославской области от 21.04.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.08.2021 по делу N А82-17265/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Рыбинского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Кузнецова |
Судьи |
В.А. Ногтева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Спорные объекты теплоснабжения в связи со своей социальной значимостью не подлежат реализации в составе конкурсной массы с учетом Закона о теплоснабжении, поэтому вывод судов о невозможности нахождения такого имущества в конкурсной массе является обоснованным.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П).
...
Ссылка администрации на пункт 5 статьи 132 Закона о банкротстве, согласно которому социально значимые объекты, не проданные в указанном порядке, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы, подлежит отклонению. В рассмотренном случае торги конкурсным управляющим не проводились."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 ноября 2021 г. N Ф01-5736/21 по делу N А82-17265/2016
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2024 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2240/2024
04.03.2024 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-939/2024
06.07.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3458/2023
07.04.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10917/2022
22.02.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1197/2023
17.02.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8141/2021
02.11.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4277/2021
01.11.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5736/2021
06.08.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4257/2021
23.05.2019 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-17265/16
19.02.2019 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-17265/16
22.12.2018 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-17265/16
09.04.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2363/18
10.10.2017 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-17265/16
20.09.2017 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-17265/16
15.05.2017 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-17265/16