Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 317259-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности"
Досье на проект федерального закона
Статья 15 Конституции Российской Федерации установила, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы. Согласно статье 4 Конвенции МОТ N 87 "О свободе Ассоциации и защите ее права на организацию" организации трудящихся не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке.
В частности, Комитет по свободе объединений Административного совета МОТ неоднократно выносил по жалобам решения, что "роспуск профсоюзных организаций является мерой, которая должна применяться в исключительно серьезных случаях: такой роспуск должен иметь место только после судебного решения, с тем. чтобы были полностью гарантированы профсоюзной организации права защиты" (доклад 279, дело N 1592, п.177).
Статья 10 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" и пункт 4 статьи 10 Федерального закона "О профессиональных союзах их правах и гарантиях деятельности" предусматривают возможность приостановления деятельности профсоюзных организаций в административном порядке, что явно противоречит статье 15 Конституции Российской Федерации и статье 4 Конвенции МОТ N 87 "О свободе Ассоциации и защите ее права на организацию".
Выполняя законные правозащитные функции, профсоюзные лидеры и возглавляемые ими органы вынуждены постоянно вступать в острые конфликты с органами исполнительной власти и их должностными лицами. Обжалование нормативных правовых актов властных структур, требование профсоюзов об освобождении от должности лиц, злостно нарушающих трудовое законодательство, критика действий государственных органов, не принимающих должных мер по ликвидации долгов по зарплате - все это ставит профсоюзных работников в зону риска, желания избавиться от наиболее активных профсоюзов. До вступления в силу закона "О противодействии экстремистской деятельности" в Российской Федерации запрет и приостановка деятельности профсоюзов осуществлялись лишь по решению Верховного Суда РФ или соответствующего суда субъекта Российской Федерации, причем исключительно по заявлению Генерального прокурора или прокурора субъекта Российской Федерации.
Статья 10 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" резко снизила уровень защиты профсоюзов и их имущества, т.е. ограничила права граждан на свободу деятельности общественного объединения, что противоречит статьям 30 и 55 Конституции Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности"
Дополнительных затрат за счет средств Федерального бюджета на реализацию данного проекта закона не потребуется.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности"
Принятие данного законопроекта не повлечет за собой отмены, изменений, дополнений или принятия других законов Российской Федерации или иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.