Нижний Новгород |
|
17 декабря 2021 г. |
Дело N А43-12027/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от заявителя: Маклаковой И.И. (доверенность от 13.09.2021),
от заинтересованного лица: Анфимовой А.А. (в судебном заседании 07.12.2021,
доверенность от 29.07.2021 N 515-1873/2021),
Усякой Н.Т. (доверенность от 15.12.2020 N Исх-515-91725/20),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Реал-Кстово"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.05.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2021
по делу N А43-12027/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Реал-Кстово"
(ИНН: 5250063394, ОГРН: 1155250001818)
о признании недействительным предписания Государственной жилищной
инспекции Нижегородской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Полоскина Зифа Абдулхаковна,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Реал-Кстово" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция) от 24.02.2021 N 515-15-190/2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Полоскина Зифа Абдулхаковна.
Решением суда от 27.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2021 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) Общество производит в соответствии Правилами N 354 (формула 9.2 приложения 2) на основании установленного норматива, исходя из площади жилого помещения, без учета количества проживающих в жилом помещении граждан. Перерасчет размера платы в случае временного отсутствия проживающих в квартире граждан законодателем не предусмотрен. Инспекция не доказала наличие оснований для осуществления перерасчета.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Инспекция в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Третье лицо отзыв на кассационную жалобу не представило.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 24.02.2021 Инспекция провела в отношении Общества внеплановую документарную проверку фактов, изложенных в обращении собственника (потребителя) жилого помещения 14 многоквартирного дома 34 в поселке Селекционный (МКД 34) о нарушении обязательных требований к установлению размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
В ходе проверки Инспекция пришла к выводу, что Общество неправомерно отказала потребителю в перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО (в связи с временным отсутствием в жилом помещении). Результаты проверки отражены в акте от 24.02.2021 N 515-15-190/2021.
По итогам проверки Обществу выдано предписание от 24.02.2021 N 515-15-190/2021 об устранении выявленного нарушения в срок до 16.04.2021.
Общество оспорило предписание в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Правилами N 354, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суды установили, и лица, участвующие в деле, не оспаривают, что предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законодательством полномочий.
Согласно части 1 статьи 153 Кодекса граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Кодекса плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с ТКО.
На основании пункта 148 (22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном данными правилами порядке расчет размера платы за предоставленную услугу. При наличии оснований - производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В пункте 148 (24) Правил N 354 установлено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право, в том числе, требовать в случаях и порядке, которые установлены данными правилами, изменения размера платы за данную услугу за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу пункта 148 (30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения 2 к данным правилам. Данная формула предусматривает, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении на основании нормативов накопления ТКО.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, размер платы определяется по формуле 9(2) (приложения 2) к данным правилам.
В пункте 148 (34) Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается в соответствии с Правилами N 354 исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более пяти дней подряд.
Из пункта 148 (44) Правил N 354 следует, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в порядке, предусмотренном разделом VIII данных правил.
Таким образом, приведенными нормами предусмотрена возможность перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в случае временного отсутствия (более пяти полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) в жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке в соответствии с разделом VIII Правил N 354.
Согласно пункту 9(2) приложения 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в i-м жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО согласно пункту 148(30) данных правил по формуле 9(2) с учетом общей площади i-го жилого помещения; норматива накопления твердых коммунальных отходов и цены на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 N 905 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области" установлено, что на территории Нижегородской области размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в жилом помещении многоквартирных домов определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО; определен норматив накопления отходов для многоквартирных домов в размере 8,88 кг/г (0,10 м3/год) на один квадратный метр площади.
Кодекс и Правила N 354 предусматривают право потребителя на перерасчет по коммунальной услуге и обязанность исполнителя коммунальной услуги осуществить перерасчет в случае временного отсутствия потребителя (гражданина) в жилом помещении. Возможность перерасчета платы по коммунальной услуге не поставлены в зависимость от способа расчета стоимости подлежащей оплате коммунальной услуги (исходя из площади занимаемого помещения или исходя из количества проживающих в жилом помещении человек).
Суды установили и материалами дела подтверждено, что Общество является региональным оператором по обращению с ТКО, оказывает услугу по обращению с ТКО, в том числе в МКД 34, и осуществляет расчет размера платы исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО.
Потребитель (гражданин) 28.09.2020 обратился в Общество с заявлением о перерасчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в связи с временным отсутствием в жилом помещении с 28.03.2020 по 12.09.2020, приложив подтверждающие документы. Общество отказалось произвести перерасчет.
Обстоятельств, препятствующих Обществу в рассматриваемом случае осуществить перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, суды не установили.
Поскольку отказ Общества произвести перерасчет не соответствует положениям Кодекса, Правил N 354, суды обоснованно указали на наличие у Инспекции оснований для выдачи оспариваемого предписания и отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают, не свидетельствуют о неправильном применении норм права и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не может являться основанием для отмены судебных актов.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.05.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2021 по делу N А43-12027/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Реал-Кстово" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 9(2) приложения 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в i-м жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО согласно пункту 148(30) данных правил по формуле 9(2) с учетом общей площади i-го жилого помещения; норматива накопления твердых коммунальных отходов и цены на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
...
Кодекс и Правила N 354 предусматривают право потребителя на перерасчет по коммунальной услуге и обязанность исполнителя коммунальной услуги осуществить перерасчет в случае временного отсутствия потребителя (гражданина) в жилом помещении. Возможность перерасчета платы по коммунальной услуге не поставлены в зависимость от способа расчета стоимости подлежащей оплате коммунальной услуги (исходя из площади занимаемого помещения или исходя из количества проживающих в жилом помещении человек).
...
Поскольку отказ Общества произвести перерасчет не соответствует положениям Кодекса, Правил N 354, суды обоснованно указали на наличие у Инспекции оснований для выдачи оспариваемого предписания и отказали в удовлетворении заявленного требования."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 декабря 2021 г. N Ф01-7046/21 по делу N А43-12027/2021