Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Судами удовлетворяется большое количество исков физических лиц. На основании этих решений выдаются исполнительные листы, которые в соответствии с правилами о месте совершения исполнительных действий, установленными статьей 11 Федерального закона "Об исполнительном производстве", передаются в подразделения судебных приставов на исполнение. При этом происходит крайне неравномерная загрузка подразделений и судебных приставов - исполнителей, что приводит к ухудшению качества работы, несвоевременному исполнению исполнительных документов и вызывает недовольство граждан.
Вместе с тем, если исполнительные листы распределять между всеми подразделениями судебных приставов - исполнителей, указанные негативные последствия не наступят, но такое распределение невозможно, поскольку статья 11 Федерального закона "Об исполнительном производстве", содержащая в себе правило о совершении исполнительских действий по месту нахождения должника, не предусматривает подобных действий. Для того, чтобы исполнить исполнительный документ о взыскании денежных средств, судебному приставу - исполнителю необходимо предъявить исполнительный лист в банк вместе с инкассовым поручением, что возможно и по месту нахождения взыскателя. В данном случае нет необходимости соблюдать правила о месте совершения исполнительных действий, установленных статьей 11 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Внесение изменений в статью 11 Федерального закона "Об исполнительном производстве" позволит ускорить исполнение исполнительных документов и значительно повысить эффективность исполнительного производства в целом.
Статья 55 Федерального закона "Об исполнительном производстве", устанавливая правила о необходимости объединения исполнительных производств в сводное исполнительное производство, не раскрывает значение понятия "объединение", то есть из текста не ясно, каким образом исполнительные производства должны быть объединены. На практике статья 55 применяется следующим образом: если исполнительные производства в отношении одного и того же должника возбуждены в нескольких подразделениях службы судебных приставов субъекта Российской Федерации или в подразделениях службы судебных приставов различных субъектов Российской Федерации, то их объединение в сводное исполнительное производство предполагает их аккумуляцию в одном подразделении путем передачи исполнительных производств из одного подразделения в другое, при этом вопрос о том, в каком именно подразделении будут находиться на исполнении эти исполнительные производства (объединенные в сводное), определяет главный судебный пристав.
Поэтому считаем, что не всегда целесообразно объединение в одно сводное исполнительное производство нескольких исполнительных производств, находящихся в разных подразделениях судебных приставов субъекта Российской Федерации, поскольку это может привести к необоснованной волоките исполнительных производств. Например, если в двух подразделениях судебных приставов различных субъектов Российской Федерации находятся исполнительные листы в отношении одного и того же должника, при этом на территории каждого субъекта должник имеет достаточное количество имущества для удовлетворения требований всех взыскателей. Полагаем, что в данной ситуации производить объединение нет необходимости, более целесообразно оставить исполнительные листы в тех подразделениях, куда они были предъявлены для исполнения, что сократит сроки исполнения.
Кроме того, обязательное объединение необоснованно и потому, что дает возможность должнику совершать действия, направленные на сокрытие своего имущества, находящегося в разных муниципальных образованиях, так как у должника появляется возможность скрыть имущество, находящееся на территории того образования, из которого изымаются исполнительные документы для передачи в другое для объединения их в сводное исполнительное производство. При этом может возникнуть ситуация, когда в одном муниципальном образовании имущества для удовлетворения требований всех взыскателей не хватит, а обратить взыскание на имущество в другом муниципальном образовании не представляется возможным по причине его отсутствия.
Таким образом, внесение изменений и дополнений, предлагаемых в законопроекте, позволит упорядочить организацию работы подразделений судебных приставов, усилит эффективность работы по взысканию денежных средств с должников, позволит результативнее удовлетворять требования граждан.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Вступление в силу федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об исполнительном производстве" не потребует дополнительных расходов из бюджетов различных уровней.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Вступление в силу федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не потребует дополнительного признания актов федерального законодательства утратившими силу, а также приостановления, изменения, дополнения или принятия.
Председатель Совета народных депутатов |
Г.Т.Дюдяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.