Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Действующее федеральное законодательство не предусматривает ответственность за нарушение ряда норм и правил, установленных в сфере эксплуатации транспорта, безопасности дорожного движения, предупреждения негативного воздействия транспортных средств на окружающую среду. Практика требует дополнения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях некоторыми новыми статьями и положениями, а также усиления административной ответственности за отдельные правонарушения соразмерно их тяжести и значимости охраняемых интересов, что и предложено законопроектом.
Предлагается увеличить размеры административных штрафов за выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума. Указанное правонарушение на практике представляет серьезную угрозу для экологической безопасности крупных городов. Кроме того, законопроект предусматривает установление административной ответственности за выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств без осуществления контроля за содержанием загрязняющих веществ в выбросах, уровнем шума, если такой контроль является обязательным. Часто неблагоприятное воздействие транспортных средств на окружающую среду даже не фиксируется, поэтому сам факт отсутствия требуемого контроля является серьезным экологическим правонарушением.
Угрозу для экологической безопасности крупных городов также представляет массовое, неконтролируемое уничтожение автомобильным к иным механическим транспортом газонов, других территорий, занятых зелеными насаждениями. На сегодня административная ответственность за стоянку автомобиля на газоне может наступать только по статье 12.19 (часть 1) КоАП РФ "Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств" в виде штрафа до 50 рублей. Бессмысленно говорить об эффективности применения такой меры ответственности к автотранспортным предприятиям, зачастую самовольно занимающим под стоянку транспорта территории зеленых насаждений. За проезд автомобиля по газонам административная ответственность вообще не установлена. Законопроект предлагает предусмотреть в главе 8 Кодекса соответствующее правонарушение, объектом которого является экологическая безопасность.
Законопроект предлагает повысить размеры административных штрафов за незаконное использование зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов и (или) пассажиров. Предлагается также установить административную ответственность за невыполнение предписаний органов российской транспортной инспекции об устранении нарушений правил международных договоров Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения.
Законопроектом предусмотрены дополнительные меры обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом. Проблема такой безопасности отличается сегодня особой актуальностью. Несоблюдение автотранспортными предприятиями и индивидуальными предпринимателями установленных правил, отсутствие контроля за техническим состоянием автотранспортного парка, не проведение необходимого инструктажа водителей - приводят к многочисленным авариям, гибели людей.
Деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в силу своей специфики предполагает установление особых правил и дополнительных требований, предъявляемых к осуществляющим ее юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Это, в частности, нашло отражение в Федеральном законе "О безопасности дорожного движения" (ст.20 и др.). Соответствующее регулирование развивается в утвержденном Приказом Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. Положении "Об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов". Согласно указанному Положению автотранспортная организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, обеспечить прохождение водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования в сроки, устанавливаемые Минздравом РФ, соблюдение установленного режима труда и отдыха водителей, проведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров водителей в порядке, определяемом Минздравом РФ.
Соблюдение указанных условий обеспечения безопасности движения автомобильного транспорта имеет особое значение при организации пассажирских перевозок, поскольку от этого нередко зависят жизнь и здоровье людей. Законопроект предлагает установить административную ответственность должностных лиц автотранспортных предприятий за нарушение установленных правил и требований при осуществлении перевозок пассажиров.
Согласно указанному выше Положению "Об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов" организации и водители-предприниматели обязаны обеспечить охрану транспортных средств для исключения возможности самовольного их использования водителями организации, а также посторонними лицами или повреждения транспортных средств. Законопроект предлагает установить административную ответственность за нарушение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями правил стоянки и охраны транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и грузов, если это приводит к отсутствию контроля за использованием и техническим состоянием транспортных средств.
Существенное влияние на безопасность дорожного движения оказывает также контроль за техническим состоянием транспорта, своевременное проведение в установленном порядке технического обслуживания и ремонта транспортных средств. Действующая редакция КоАП РФ (ст.12.31) предусматривает ответственность за выпуск на линию транспортного средства, не прошедшего государственного технического осмотра. Однако технический осмотр транспортных средств в органах ГИБДД проводится один раз в год, а транспортные средства работают ежедневно. Законопроект предлагает установить ответственность должностных лиц за выпуск в рейс транспортного средства с нарушением проведения контроля его технического состояния, нарушение условий содержания транспортных средств в технически исправном состоянии, нарушение установленных порядка и сроков проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств. Принятие законопроекта положительно скажется на безопасности дорожного движения.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утративших силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного федерального закона "О внесении изменений и дополнений в "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется признания утративших силу, приостановлению, изменения и дополнения законодательных актов или принятия новых.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений и дополнений в "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.