Нижний Новгород |
|
27 декабря 2021 г. |
Дело N А29-2448/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.12.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.12.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Расчетный Долговой Центр"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.05.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.09.2021
по делу N А29-2448/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Расчетный Долговой Центр" (ИНН: 1101150445, ОГРН: 1141101003328)
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: 1101160027, ОГРН: 1171101008297)
о признании незаконным отказа
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Расчетный Долговой Центр" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным отказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство) в выдаче разрешения на включение участка "Язель-3" в Перечень участков местного значения, выраженного в письме от 07.12.2020 N 01-06/17764 Т.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 18.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 02.09.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя жалобы, включение участка "Язель-3" в Перечень участков недр местного значения не должно ставиться в зависимость от получения согласования от органов местного самоуправления, поскольку запрашиваемый участок находился исключительно на территории лесного фонда, согласование по которому должно осуществлять Министерство.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Министерство в отзыве возразило против доводов Общества, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Министерство с заявлением от 20.02.2020 N 28 о включении участка недр "Язель-3" в Перечень участков недр местного значения с целью поиска и оценки месторождений строительного песка и песчано-гравийной смеси, указав, что разведанные запасы на данном участке отсутствуют.
Согласно справке государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд информации Республики Коми" от 16.06.2020 N 389/20, представленной в Министерство, на участке недр "Язель-3" находится месторождение строительного песка "Язель-1" с общими запасами 258,5 тыс. куб. м.
В письме от 08.09.2020 N 01-06/14056 Министерство предложило Обществу рассмотреть два варианта:
- участок "Язель-3" включить в Перечень участков недр местного значения в заявленных границах, однако предоставить его в пользование по результатам аукциона;
- либо исключить из участка "Язель-3" площадь месторождения строительного песка "Язель-1" и предоставить участок без проведения аукциона.
В письме от 14.09.2020 N 107 Общество просило организовать аукцион по месторождению "Язель-1", а также предоставить оставшуюся площадь участка "Язель-3", за исключением площади месторождения строительного песка "Язель-1", в пользование для геологического изучения без проведения аукциона.
В письме от 29.09.2020 N 01-06/14056 Т Министерство указало на необходимость предоставления карты-схемы и результатов согласований с органами местного самоуправления в Республике Коми и правообладателями земельных участков в соответствии с пунктом 20.1 Положения о пользовании участками недр местного значения на территории Республики Коми, утвержденного приказом Минприроды Республики Коми от 17.06.2020 N 1045 (далее - Положение N 1045).
Общество обратилось в Министерство с заявлением от 17.11.2020 N 125 о включении участка "Язель-3" в Перечень участков недр местного значения для геологического изучения с целью поиска и оценки месторождений строительного песка и песчано-гравийной смеси с приложением схемы расположения участка, письма администрации муниципального района "Сыктывдинский".
В письме от 11.11.2020 N 01-18/4615, направленном администрацией муниципального района "Сыктывдинский" Обществу, указано, что рассматриваемый участок находится в непосредственной близости к п. Язель (сельское поселение "Часово"). В результате проведенного опроса большая часть местного населения (сельских поселений "Зеленец" и "Часово") высказалась против включения в Перечень участков недр местного значения участка "Язель-3", ввиду чего администрация муниципального района "Сыктывдинский" не согласовывает включение данного участка в проект Перечня участков недр местного значения.
В письме от 07.12.2020 N 01-06/17764 Т Министерство отказало Обществу во включении обозначенного участка в Перечень участков недр местного значения на основании пункта 20.1 Положения N 1045.
Не согласившись с названным отказом Министерства, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании его незаконным.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), Положением о пользовании участками недр местного значения на территории Республики Коми, утвержденным Приказом Минприроды Республики Коми от 17.06.2020 N 1045 (далее - Положение N 1045), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Закон о недрах регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов, подземных вод, включая попутные воды, и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
Основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении такого права (пункт 6 статьи 10.1 Закона о недрах).
В силу пункта 1 статьи 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе, соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Согласно части 1 статьи 18 Закона о недрах участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Положении N 1045 регламентирован порядок предоставления в пользование участков недр местного значения.
Согласно подпункту 1 пункта 17 Положения N 1045 предоставление в пользование участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, осуществляется в отношении включенных в Перечень участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые (далее - Перечень), утверждаемый уполномоченным органом, для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых за счет собственных (или привлеченных) средств заявителя.
Перечень формируется уполномоченным органом на основании поступивших письменных заявлений о включении участка недр местного значения в Перечень в целях, указанных в пункте 17 настоящего Положения (пункт 19 Положения N 1045).
В пункте 20 Положения N 1045 приведен список сведений, которые должно содержать заявление о включении в Перечень предлагаемого участка недр местного значения.
В соответствии с абзацем 2 пункта 20.1 Положения N 1045 к заявлениям о включении участков недр местного значения в Перечень, предлагаемым для целей, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 17 настоящего Положения, прилагаются результаты согласований использования земельных участков с заинтересованными лицами, в том числе органами местного самоуправления в Республике Коми (в том числе в части соблюдения социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование).
Пунктом 24 Положения N 1045 предусмотрены основания для отказа во включении предлагаемого участка недр местного значения в Перечень, к числу которых подпунктом 1 отнесено представление документов, не соответствующих по содержанию требованиям пунктам 20 и 20.1 настоящего Положения, подпунктом 3 отнесен отказ заинтересованного лица, указанного в пункте 20.1 настоящего Положения, в согласовании использования земельных участков в заявленных целях.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество обратилось в Министерство с заявлением о включении участка "Язель-3" в Перечень для геологического изучения с целью поиска и оценки месторождений строительного песка и песчано-гравийной смеси, приложив к заявлению письмо администрации муниципального района "Сыктывдинский".
Согласно письму администрации муниципального района "Сыктывдинский" от 11.11.2020 N 01-18/4615 она не согласовывает включение данного участка в проект Перечня участков недр местного значения, так как рассматриваемый участок находится в непосредственной близости к п. Язель (сельское поселение "Часово"), и в результате проведенного опроса большая часть местного населения (сельских поселений "Зеленец" и "Часово") высказалась против включения в Перечень участка "Язель-3"
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что Министерство, руководствуясь пунктом 20.1 Положения N 1045, правомерно отказало Обществу во включении участка "Язель-3" в Перечень.
С учетом установленных обстоятельств суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Довод заявителя жалобы о том, что включение участка "Язель-3" в Перечень не должно ставиться в зависимость от получения согласования от органов местного самоуправления, поскольку запрашиваемый участок находился исключительно на территории лесного фонда, согласование по которому должно осуществятся самим Министерством, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен, как противоречащий положениям законодательства Республики Коми, действовавшего на момент обращения Общества с заявлением о включении участка "Язель-3" в Перечень (17.11.2020) и на момент вынесения Министерством оспариваемого отказа (07.12.2020).
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.05.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.09.2021 по делу N А29-2448/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Расчетный Долговой Центр" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе, соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Согласно части 1 статьи 18 Закона о недрах участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 декабря 2021 г. N Ф01-7556/21 по делу N А29-2448/2021