Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"
В годы массовой электрификации железных дорог при строительстве объектов внешнего электроснабжения железнодорожного транспорта, особенно тяговых подстанций, решались в комплексе проблемы электроснабжения целых регионов. Это давало толчок к развитию промышленности и освоению новых регионов. В результате железные дороги вынуждены, исходя из исторически сложившейся структуры электроэнергетики страны, выполнять функции по электроснабжению различных групп потребителей и оказывать услуги по передаче электроэнергии другим организациям. Доля отпуска электроэнергии посторонним потребителям, подключенным к электрическим сетям железных дорог, в общей переработке электроэнергии устройствами электроснабжения железных дорог составляет 32,3%. При этом более 26% перерабатываемой электроэнергии передается транзитом в сети других организаций.
Электросетевые объекты железнодорожного транспорта строятся по специальным правилам, служат для электроснабжения электрической тяги поездов, устройств железнодорожной автоматики и связи. Данные объекты и устройства представляют собой взаимосвязанный технологический процесс обеспечивающий безопасность движения поездов.
В соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. N 384, статьей 3 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. N 585 в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создан единый хозяйствующий субъект - открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
ОАО "РЖД" создано путем внесения в его уставный капитал имущества около 1000 организаций федерального железнодорожного транспорта в целях сохранения управления непрерывным технологическим процессом, организацией движения поездов и маневровой работы на железнодорожном транспорте и обеспечения аварийно-восстановительных работ на железнодорожном транспорте. Поэтому, пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", установлено, что ОАО "РЖД" не вправе передавать в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог внесенные в его уставный капитал сооружения, расположенные на магистральных железнодорожных линиях, в том числе, устройства энергоснабжения, предназначенные для внутрипроизводственной деятельности и управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте. Указанное имущество может находиться только в собственности ОАО "РЖД" или федеральной собственности.
Правительство Российской Федерации, на основании статьи 8 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", утвердило перечень объектов имущества ОАО "РЖД", внесенных в его уставный капитал и не подлежащих передаче в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог (постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. N 57). В этот перечень вошли: контактная сеть; линии электроснабжения; строения, сооружения, помещения и оборудование тяговых подстанций; строения, сооружения, помещения и оборудование трансформаторных подстанций; сооружения и оборудование автотрансформаторных пунктов питания; сооружения и оборудование комплектных трансформаторных подстанций; строения, сооружения, помещения и оборудование дизельных электростанций; системы и линии дистанционного управления и телеуправления устройствами электроснабжения. До утверждения Правительством Российской Федерации перечень был согласован без замечаний с Минэкономразвития России (И.С.Матеров), Минимуществом России (Н.А.Гусев), Минобороны России (В.И.Исаков), Минюстом России (М.К.Кислицын), ФСБ России (В.И.Комогоров) и ФЭК России (Ю.В.Сахарнов).
В то же время, согласно абзацу тринадцатому статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее закон N 36-ФЗ), с 1 января 2005 года не допускается иметь имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики - группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка.
То есть, согласно закону N 36-ФЗ, получается, что ОАО "РЖД" должно реорганизоваться (в форме разделения или выделения) для отчуждения другим организациям объектов имущества ОАО "РЖД", которое может находиться только в собственности ОАО "РЖД" согласно другому федеральному закону.
Кроме того, практически разделить или выделить оборудование тяговых подстанций, трансформаторных подстанций и линий электроснабжения одновременно участвующих, как в электроснабжении железнодорожных потребителей, так и в передаче электроэнергии сторонним организациям, не представляется возможным.
В статье 6 закона N 36-ФЗ имеются исключения, в соответствии с которыми, требования закона N 36-ФЗ о разделении (выделении) имущества не распространяются на хозяйствующие субъекты, подпадающие под определенные критерии. Ввиду наличия противоречий между федеральными законами, вносимый законопроект предлагает дополнить перечень исключений критериями, под которые подпадает ОАО "РЖД", имеющее запрет на отчуждение определенного имущества, установленный федеральным законом.
Законопроект разработан в целях устранения имеющихся противоречий между федеральными законами, а также сохранения единого технологического комплекса железнодорожного транспорта.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" не потребует внесения изменений и дополнений в иные акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.