Нижний Новгород |
|
17 февраля 2022 г. |
Дело N А82-17265/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.02.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.02.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Ногтевой В.А.,
судей Елисеевой Е.В., Прытковой В.П.,
при участии представителя
ПАО "ТНС Энерго Ярославль": Сулейманова И.И. по доверенности от 24.12.2021
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области
на определение Арбитражного суда Ярославской области от 04.05.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021
по делу N А82-17265/2016
по заявлению конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" Паспортниковой Ирины Валерьевны
об обязании администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области принять в муниципальную собственность объекты водоснабжения и водоотведения и
о взыскании компенсации
и установил:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" (далее - МУП "Коммунальные системы", должник) в Арбитражный суд Ярославской области обратился конкурсный управляющий Паспортникова Ирина Валерьевна с заявлением об обязании собственника имущества должника - администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация) принять в муниципальную собственность объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся в хозяйственном ведении должника.
Заявитель также просил взыскать с Администрации в конкурсную массу должника затраты на содержание данного имущества в размере 43 605 351 рубля 48 копеек и 122 555 604 рубля 23 копейки компенсации.
Определением от 04.05.2021 суд удовлетворил заявление частично: исключил из конкурсной массы МУП "Коммунальные системы" объекты водоснабжения и водоотведения согласно перечню; обязал Администрацию в двухмесячный срок с даты вступления определения суда в законную силу принять в муниципальную собственность объекты водоснабжения и водоотведения согласно перечню; взыскал за счет казны Рыбинского муниципального района Ярославской области в лице Администрации в конкурсную массу МУП "Коммунальные системы" 48 097 885 рублей 54 копейки компенсации за уменьшение конкурсной массы; в удовлетворении остальной части требований конкурсного управляющего отказал.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 02.11.2021 оставил определение от 04.05.2021 без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение от 04.05.2021 и постановление от 02.11.2021, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, судебные акты приняты с нарушением пунктов 4 и 6 статьи 132 Федерального закона т 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве); судами неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как полагает податель жалобы, Закон о банкротстве предусматривает возможность получения должником компенсации за социально значимые объекты при их продаже на торгах. Передача данного имущества в муниципальную собственность возможна только в случае, если оно не было продано в результате проведения торгов. Передача осуществляется без каких-либо дополнительных условий, на безвозмездной основе. Такое понимание названных норм права не нарушает баланс публичных и частных интересов, поскольку муниципальное образование не приобретает выгоды от получения в собственность нереализованного имущества должника.
Администрация также обращает внимание на дотационный характер бюджета района (80 процентов доходов местного бюджета составляют дотации из вышестоящих бюджетов). За счет местного бюджета осуществляется финансирование только первоочередных расходов на содержание учреждений социальной сферы. Финансирование строительства и реконструкции объектов, в том числе спорных объектов, осуществлялось с привлечением средств областного и федерального бюджетов. Принятое судом решение приведет к невозможности исполнения муниципалитетом финансовых обязательств, возникших в связи с решением вопросов местного значения, и, как следствие, к нарушению прав и законных интересов населения, а также к банкротству муниципального образования.
Конкурсный управляющий Паспортникова И.В., ФНС России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области, ПАО "ТНС Энерго Ярославль" возразили на утверждение Администрации о безвозмездном изъятии имущества муниципального предприятия, указав, что судебные акты правомерно приняты с учетом разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, данных в ответе на вопрос N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного 27.11.2019.
В судебном заседании от 13.01.2022 объявлен перерыв до 13 часов 45 минут 20.01.2022 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 18.01.2022 дата и время судебного разбирательства по рассмотрению кассационной жалобы Администрации перенесены на 10.02.2022 на 14 часов 30 минут в связи с выявленными в суде случаями заражения новой коронавирусной инфекцией.
Законность определения Арбитражного суда Ярославской области от 04.05.2021 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021 по делу N А82-17265/2016 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МУП "Коммунальные системы" создано 11.06.2007. Учредителем и собственником муниципального предприятия является Администрация. Основной вид деятельности предприятия - производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.
Арбитражный суд Ярославской области решением от 20.09.2017 признал МУП "Коммунальные системы" несостоятельным (банкротом), открыл в отношении его имущества конкурсное производство, утвердил конкурсным управляющим Паспортникову И.В.
В ходе процедуры банкротства установлено, что должнику на праве хозяйственного ведения принадлежат 16 объектов недвижимости - объекты коммунальной инфраструктуры, входящие в обслуживание систем водоснабжения и водоотведения.
Конкурсный управляющий Паспортникова И.В. в письме от 16.01.2020 просила собственника имущества должника - Администрацию принять данные объекты и решить вопрос о размере компенсации за снижение конкурсной массы должника.
Администрация в письме от 20.01.2020 сообщила конкурсному управляющему о готовности принять спорные объекты. При этом Администрация указала, что действующим законодательством порядок выплаты указанной компенсации, а также механизм ее расчета не регламентированы; дополнительно сообщила, что в бюджете не предусмотрены расходы на выплату компенсации.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения конкурсного управляющего с соответствующим требованием в арбитражный суд.
Верховный Суд Российской Федерации в ответе на вопрос N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного 27.11.2019, разъяснил следующее.
Согласно статье 131 Закона о банкротстве объекты коммунальной инфраструктуры, принадлежащие должнику, включаются в конкурсную массу. Отчуждение этих объектов происходит в особом порядке с возложением на покупателей обязанности надлежащим образом содержать и использовать объекты в соответствии с их целевым назначением, а также исполнять иные устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательства (пункт 4 статьи 132 Закона о банкротстве).
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2010 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Закон о водоснабжении является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П).
Таким образом, вопреки утверждению Администрации спорные объекты недвижимости не подлежат реализации в порядке, предусмотренном в пункте 4 статьи 132 Закона о банкротстве, а возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения. При этом передача спорных объектов осуществляется не безвозмездно, а при условии выплаты публично-правовым образованием соответствующей компенсации.
Вместе с тем при определении размера компенсации, причитающейся должнику вследствие возврата объектов водоснабжения и водоотведения собственнику, суды не учли следующее.
Исходя из приведенных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, данных в Обзоре судебной практики N 3 (2019), размер компенсации определяется с учетом конкретных обстоятельств того или иного дела. При этом судам необходимо обеспечить соблюдение баланса публичных и частных интересов, а принятый судебный акт должен отвечать принципам разумности и исполнимости.
Суды определили компенсацию в размере 48 097 885 рублей 54 копеек исходя из остаточной стоимости спорных объектов.
Администрация обращала внимание на значительный размер компенсации с учетом бюджета Рыбинского муниципального района, ссылалась на дотационный характер муниципального бюджета.
Суды оставили возражения Администрации без внимания, ограничившись указанием на то, что муниципалитетом не представлены доказательства, опровергающие стоимость объектов водоснабжения.
С учетом изложенного судебные акты приняты при неполном исследовании фактических обстоятельств спора и не отвечают приведенным принципам.
Полномочия по установлению обстоятельств, имеющих значение для правильного и всестороннего рассмотрения дела, а также по оценке доказательств, доводов и возражений лиц, участвующих в деле, у суда кассационной инстанции отсутствуют в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем допущенные судами предыдущих инстанций нарушения не могут быть восполнены на стадии кассационного рассмотрения дела.
При изложенных обстоятельствах обжалованные судебные акты подлежат отмене, а обособленный спор - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, устранить отмеченные недостатки, дать оценку всем доводам и возражениям лиц, участвующих в деле, оценить представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, после чего принять законный и обоснованный судебный акт в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3 части 1), 288 (часть 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
отменить определение Арбитражного суда Ярославской области от 04.05.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021 по делу N А82-17265/2016.
Обособленный спор передать в Арбитражный суд Ярославской области на новое рассмотрение.
Отменить определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.12.2021 о приостановлении исполнения судебного акта.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Ногтева |
Судьи |
Е.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Закон о водоснабжении является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П).
Таким образом, вопреки утверждению Администрации спорные объекты недвижимости не подлежат реализации в порядке, предусмотренном в пункте 4 статьи 132 Закона о банкротстве, а возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения. При этом передача спорных объектов осуществляется не безвозмездно, а при условии выплаты публично-правовым образованием соответствующей компенсации.
...
Исходя из приведенных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, данных в Обзоре судебной практики N 3 (2019), размер компенсации определяется с учетом конкретных обстоятельств того или иного дела. При этом судам необходимо обеспечить соблюдение баланса публичных и частных интересов, а принятый судебный акт должен отвечать принципам разумности и исполнимости."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 февраля 2022 г. N Ф01-8141/21 по делу N А82-17265/2016
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2024 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2240/2024
04.03.2024 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-939/2024
06.07.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3458/2023
07.04.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10917/2022
22.02.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1197/2023
17.02.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8141/2021
02.11.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4277/2021
01.11.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5736/2021
06.08.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4257/2021
23.05.2019 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-17265/16
19.02.2019 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-17265/16
22.12.2018 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-17265/16
09.04.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2363/18
10.10.2017 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-17265/16
20.09.2017 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-17265/16
15.05.2017 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-17265/16