Какова правомерность уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль охранной организации на сумму затрат по приобретению форменной одежды для охранников в соответствии со ст. 254 НК РФ?
Прибылью для целей исчисления налога на прибыль для российских организаций признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с требованиями главы 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Подпунктом 3 п. 1 ст. 254 НК РФ предусмотрено включение в состав материальных расходов затрат на приобретение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, не являющихся амортизируемым имуществом.
Названные затраты принимаются для целей налогообложения прибыли только в случае их экономической обоснованности, то есть если обязательное применение форменной одежды работниками конкретной профессии предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 2 ст. 14 Федерального закона от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" работодатель обязан обеспечить приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Согласно Методическим рекомендациям по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденным приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, при применении названного положения следует руководствоваться правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными постановлением Минтруда России от 18.12.98 N 51 (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил определено, что типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты предусматривают обеспечение работников средствами индивидуальной защиты независимо от того, к какой отрасли экономики относятся производства, цехи, участки и виды работ, а также независимо от форм собственности организаций и их организационно-правовых форм.
Согласно п. 4 Правил работникам, профессии и должности которых предусмотрены в Типовых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, утвержденных постановлением Минтруда России от 30.12.97 N 69 (далее - Типовые нормы), средства индивидуальной защиты выдаются независимо от того, в каких производствах, цехах и на участках они работают, если эти профессии и должности специально не предусмотрены в соответствующих типовых отраслевых нормах.
Пунктом 81 Типовых норм установлены нормы бесплатной выдачи специальной одежды сторожам (вахтерам), занятым на наружных работах.
Из этого следует, что охранные предприятия имеют право включать в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, расходы по обеспечению специальной одеждой сторожей (вахтеров), занятых на наружных работах, в соответствии с Типовыми нормами.
Следует также учитывать, что п. 5 ст. 255 НК РФ предусмотрено включение в состав расходов на оплату труда стоимости выдаваемых работникам бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации предметов (включая форменную одежду, обмундирование), остающихся в личном постоянном пользовании (суммы льгот в связи с их продажей по пониженным ценам).
Однако учитывая, что Законом Российской Федерации от 11.03.92 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", регламентирующим данный вид деятельности, не предусмотрена норма об обязательном ношении форменной одежды работниками частных охранных предприятий, считаем неправомерным учет для целей налогообложения прибыли расходов охранной организации по приобретению форменной одежды для своих работников, предусмотренной указанной выше нормой ст. 255 НК РФ.
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. N 26-12/55711 от 8 октября 2003 г., подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга А.А. Глинкиным
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1