Нижний Новгород |
|
04 марта 2022 г. |
Дело N А43-41510/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.02.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.03.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
муниципального образования город Нижний Новгород в лице Администрации города Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.07.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021
по делу N А43-41510/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-Эксплуатационное предприятие 2" (ИНН: 5261038449, ОГРН: 1035205644231)
к муниципальному образованию город Нижний Новгород в лице Администрации города Нижнего Новгорода (ОГРН 1025203032579, ИНН 5253001036),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода, Администрации Советского района города Нижнего Новгорода, Администрации Приокского района города Нижнего Новгорода,
о взыскании 25 776 500 рублей 65 копеек,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-Эксплуатационное Предприятие 2" (далее - ООО "РЭП 2", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к муниципальному образованию город Нижний Новгород в лице Администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация, орган местного самоуправления) о взыскании 25 776 500 рублей 65 копеек убытков в виде невыплаченной субсидии.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 05.03.2021 удовлетворил исковые требования.
Постановлением апелляционного суда от 02.11.2021 решение суда оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Ссылаясь на статьи 78, 86, 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положения Федеральных законов от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", и от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также на постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 26-П и от 26.04.2016 N 13-П, заявитель жалобы считает, что финансирование в области обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО) и крупногабаритным мусором (КГМ) не входит в обязанности муниципального образования. Субсидирование на возмещение затрат в связи с оказанием Обществом услуг по вывозу ТБО и КГМ от индивидуальных жилых домов неправомерно возложено на Администрацию. Порядок предоставления субсидии из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов, утвержденный постановлением от 31.05.2012 N 2260, не предусматривает обязанность органа местного самоуправления по субсидированию деятельности по вывозу ТБО и КГМ за пределами ассигнований, предусмотренных в бюджете. Администрация района не заключала с Обществом соглашение на предоставление субсидий за спорный период, задания и графики вывоза ТБО и КГМ не подписывала.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Администрация представила ходатайство о рассмотрении спора без ее участия, доводы кассационной жалобы поддержала.
Остальные лица, участвующие в деле, отзывы не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды и это не противоречит материалам дела, в 1 - 3 кварталах 2018 года истец на территории Советского, Нижегородского, Приокского районов города Нижнего Новгорода оказывал услуги по вывозу твердых бытовых отходов (далее - ТБО) и крупногабаритного мусора (далее - КГМ) от индивидуальных жилых домов.
Администрация постановлением от 31.05.2012 N 2260 утвердила Порядок предоставления субсидии из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов (далее - Порядок N 2260).
Общество после оказания услуг по вывозу ТБО и КГМ подало в Администрации Советского, Нижегородского и Приокского районов города Нижнего Новгорода заявки на получение субсидий с приложением документов, предусмотренных пунктом 3.4 Порядка N 2260, в том числе: расчеты размера субсидии; документы, подтверждающие объем и стоимость оказанных услуг, размер затрат на их оказание. Общий размер субсидии по Советскому, Нижегородскому, Приокскому районам города Нижнего Новгорода составил 36 702 553 рубля 44 копейки.
Администрациями Советского, Приокского, Нижегородского районов по результатам рассмотрения заявок истца о предоставлении субсидии за 1-3 кварталах 2018 года не были направлены в адрес истца подписанные соглашения на предоставление субсидий.
Департаментом финансов Администрации города Нижнего Новгорода по результатам рассмотрения заявок истца на предоставление субсидий за второй квартал 2018 года были совершены платежи в общей сумме 10 926 052 рубля 79 копеек: 5 158 838 рублей 70 копеек - Приокский район; 5 195 275 рублей 25 копеек - Советский район; 571 938 рублей 84 копейки - Нижегородский район.
Администрация Нижегородского района города Нижнего Новгорода письмом от 01.08.2018 N 33-01-5150/18/ис, Администрация Советского района города Нижнего Новгорода письмом от 16.07.2018 N 35-12-4474/18/ис, Администрация Приокского района города Нижнего Новгорода письмом от 14.06.2018 N 34-01-2641/18/ис в ответы на претензию истца сообщили, что соглашение на предоставление субсидии администрацией района не может быть заключено до момента подтверждения департаментом выделения целевого финансирования на указанные цели либо отказа в выделении.
Общество, посчитав, что действия органа местного самоуправления, выразившиеся в отказе в выплате субсидии, неправомерны, обратилось в арбитражный суд с исковыми требованиями.
Руководствуясь статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 78, 86, 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Порядком N 2260, учитывая разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного Обществом требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В статьях 15 и 16 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются реальный ущерб и упущенная выгода. Убытки, причиненные юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению соответствующим муниципальным образованием.
В статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, на безвозмездной и безвозвратной основе предоставляются субсидии.
В подпункте 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
На основании пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам (абзац второй); принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (абзац третий); заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями (абзац четвертый).
В силу пункта 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
В решении Городской Думы города Нижнего Новгорода от 13.12.2017 N 262 "О бюджете города Нижнего Новгорода на 2018 год и на плановый период 2019 - 2020 годов" установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим социально значимую деятельность в интересах города Нижнего Новгорода, предоставляются на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов.
Постановлением Администрации от 31.05.2012 был утвержден Порядок N 2260, который устанавливает механизм определения объема и предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям с целью возмещения затрат, связанных с оказанием услуг по вывозу твердых бытовых и крупногабаритных отходов от индивидуальных жилых домов на территории города Нижнего Новгорода.
На основании пункта 3.1 Порядка N 2260 (в редакции, действовавшей в спорный период) субсидии предоставляются не чаще одного раза в квартал по итогам работы по оказанию услуг по вывозу твердых бытовых и крупногабаритных отходов от индивидуальных жилых домов города Нижнего Новгорода в течение 30 дней по окончании отчетного квартала на безвозмездной основе в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете города Нижнего Новгорода на текущий финансовый год по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" по целевой статье "Мероприятия в области жилищного хозяйства".
В соответствии с пунктом 3.2 Порядка N 2260 основанием предоставления субсидий является Соглашение на предоставление субсидий с администрациями соответствующих районов города Нижнего Новгорода.
Для заключения Соглашения в целях получения субсидии заявителю необходимо представить в администрацию соответствующего района города Нижнего Новгорода документы, указанные в пункте 3.4 Порядка N 2260.
Согласно пункту 3.5 Порядка N 2260 администрация района в течение пяти рабочих дней рассматривает пакет документов и принимает решение:
- о предоставлении субсидий при соблюдении условий предоставления субсидий и наличии всех документов, предусмотренных в пункте 3.4 настоящего Порядка, при этом направляет Заявителю проект Соглашения на предоставление субсидий с администрациями соответствующих районов города Нижнего Новгорода для подписания по форме согласно приложению к настоящему Порядку;
- О мотивированном отказе в предоставлении субсидий при несоблюдении условий предоставления субсидий, указанных в пункте 3.3, и (или) при отсутствии одного из документов, перечисленных в пункте 3.4 настоящего Порядка, в случае отсутствия финансовых средств в бюджете города на данные цели. По итогам рассмотрения администрация соответствующего района в письменной форме в течение двух рабочих дней с момента принятия решения уведомляет заявителя.
Пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" аналогично пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Постановлением Администрации от 06.07.2016 N 1992 "Об установлении тарифа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов и мусора от индивидуальных жилых домов" установлен тариф на услуги по вывозу ТБО и КО от индивидуальных жилых домов, оказываемые двумя муниципальными предприятиями города Нижнего Новгорода, в размере 100 рублей на одного человека в месяц. При этом рекомендовано организациям частной формы собственности, оказывающим те же услуги, применять названный тариф.
Порядок N 2260 и постановление от 06.07.2016 N 1992 и приняты муниципальным образованием в целях реализации указанных полномочий, направленных на проведение мероприятий по организации сбора и вывоза с территории городского округа для последующей утилизации, обезвреживания и захоронения отходов, образовавшихся от жизнедеятельности населения, и положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации не противоречат.
Законодательство не относило в спорный период услуги по сбору и транспортированию ТБО к регулируемым видам деятельности, в связи с чем муниципальное образование приняло на себя обязанность компенсировать организациям частной формы собственности затраты, связанные с оказанием услуг по вывозу ТБО и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов, не компенсируемых населением, путем предоставления субсидии из бюджета города Нижнего Новгорода, расчет которой осуществляется в соответствии с приложением, утвержденным этим же Порядком.
Установление различных тарифов для одной группы населения - собственников жилых домов в зависимости от того, кем оказываются такие услуги (муниципальными предприятиями или организациями частной формы собственности), при отсутствии предусмотренных законодательством оснований и критериев таких различий противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, публичным целям и задачам органов местного самоуправления, выражающимся в обеспечении равного доступа к этим услугам.
Напротив, исполнив указания муниципального образования в части единообразного применения тарифа по вывозу ТБО и КО для населения, истец не нарушил положений действующего законодательства и нормативных правовых актов публично-правового образования - города Нижнего Новгорода.
Данные выводы соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15.10.2020 N 301-ЭС19-24650.
Установив цену за услуги, оказываемые муниципальными предприятиями за обращение с отходами, и распространив ее на другие организации, предусмотрев нормативным актом порядок компенсации негативных последствий ограничения цены для населения, муниципальное образование определило для субъектов, оказывающих услуги по сбору и транспортировке отходов, правила осуществления этой деятельности.
Суды установили, и материалам дела не противоречит, что Общество оказало услуги по вывозу ТБО, КГМ и выполнило требования пункта 3.4 Порядка N 2260 по предоставлению пакета документов для заключения соглашений в целях выплаты субсидий.
В свою очередь Администрация, уклоняясь от подписания соглашения о предоставлении субсидии, нарушила положения Порядка N 2260 и создала ситуацию, при которой финансовый орган муниципального образования имел формальные основания не выплачивать субсидии.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая при этом, что действие Порядка N 2260 в части компенсации убытков не отменено и не приостановлено, условия предоставления субсидии, установленные Порядком N 2260, Обществом соблюдены, расчет размера субсидии выполнен истцом в соответствии с Порядком N 2260, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сочли подлежащим удовлетворению требование Общества о взыскании 25 776 500 рублей 65 копеек убытков в виде невыплаченной субсидии.
Ссылка органа местного самоуправления на то, что к правоотношениям о возмещении затрат за третий квартал 2018 года подлежит применению Порядок N 2260 в редакции постановления Администрации от 07.08.2018 N 2011, правомерно признана судами несостоятельной в силу следующего.
Из пункта 4.1 постановления Администрации от 31.05.2012 N 2260 (в редакции от 28.12.2018 N 3804) следует, что на правоотношения, возникшие до 07.08.2018, распространяется действие Порядка (в редакции постановления администрации города Нижнего Новгорода от 05.09.2016 N 2722 "О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 31.05.2012 N 2260") до окончания действия данных правоотношений.
В обеих редакциях Порядка N 2260 расчетным периодом является календарный квартал (пункты 1.2).
Заявитель по итогам квартала представляет пакет документов о фактически оказанных за период услугах, на основании чего ему выплачивается субсидия.
Суды установили, что истец с 01.07.2018 года приступил к оказанию услуг в рамках действующего Порядка N 2260 предоставления субсидий и окончил их оказание 30.09.2018.
Датой официального опубликования постановления Администрации от 07.08.2018 N 2011, после которого оно вступило в силу, является дата публикации в газете "День города. Нижний Новгород", N 77 (1349) - 07.09.2018.
При таких обстоятельствах суды обоснованно посчитали, что на правоотношения в течение расчетного периода третьего квартала 2018 года распространяется действие Порядка N 2260 в редакции от 05.09.2016 N 2722.
Доводы Администрации, приведенные в кассационной жалобе, были предметом подробного рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанные судами выводы и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.07.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021 по делу N А43-41510/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования город Нижний Новгород в лице Администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок N 2260 и постановление от 06.07.2016 N 1992 и приняты муниципальным образованием в целях реализации указанных полномочий, направленных на проведение мероприятий по организации сбора и вывоза с территории городского округа для последующей утилизации, обезвреживания и захоронения отходов, образовавшихся от жизнедеятельности населения, и положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации не противоречат.
...
Установление различных тарифов для одной группы населения - собственников жилых домов в зависимости от того, кем оказываются такие услуги (муниципальными предприятиями или организациями частной формы собственности), при отсутствии предусмотренных законодательством оснований и критериев таких различий противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, публичным целям и задачам органов местного самоуправления, выражающимся в обеспечении равного доступа к этим услугам.
Напротив, исполнив указания муниципального образования в части единообразного применения тарифа по вывозу ТБО и КО для населения, истец не нарушил положений действующего законодательства и нормативных правовых актов публично-правового образования - города Нижнего Новгорода.
Данные выводы соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15.10.2020 N 301-ЭС19-24650."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 марта 2022 г. N Ф01-193/22 по делу N А43-41510/2020