г. Нижний Новгород |
|
15 апреля 2022 г. |
Дело N А29-5573/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.04.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Воркутинский родильный дом" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.11.2021 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 по делу N А29-5573/2021
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Воркутинский родильный дом" (ИНН: 1103020850, ОГРН: 1021100812743)
о признании незаконным акта проверки государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" от 25.03.2021,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство здравоохранения Республики Коми,
и установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Воркутинский родильный дом" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным акта проверки государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (далее - Фонд) от 25.03.2021 в части вывода, касающегося нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования на оплату труда ведущего специалиста по социальной работе за 2019 - 2020 годы в размере 1 478 599 рублей 67 копеек с последующим требованием возврата указанной суммы и оплаты штрафа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Республики Коми (далее - Министерство).
Решением суда от 12.11.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 решение суда оставлено без изменения.
Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, Фонд не доказал факт нецелевого использования Учреждением средств обязательного медицинского страхования в сумме 1 478 599 рублей 67 копеек в части оплаты труда социального работника. Деятельность специалиста по социальной работе женской консультации включает в себя комплекс мероприятий как социального, так и медицинского характера.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу отклонил доводы Учреждения.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу поддержало доводы заявителя, просило рассмотреть кассационную жалобу без участия представителя.
Учреждение и Фонд, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Фонд провел комплексную проверку Учреждения по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования, полученных в рамках выполнения территориальной программы обязательного медицинского страхования, за период с 01.01.2019 по 31.12.2020, результаты которой отразил в акте от 25.03.2021.
В ходе проверки Фонд выявил использование Учреждением средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению в размере 1 478 599 рублей 67 копеек. В частности, проверяющими установлено, что Учреждение за счет средств обязательного медицинского страхования производило выплату заработной платы с начислениями ведущему специалисту по социальной работе.
Согласно акту проверки от 25.03.2021 Учреждению предложено уплатить 148 158 рублей 83 копейки штрафа по части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), а также возвратить в бюджет Фонда средства обязательного медицинского страхования в размере 1 481 588 рублей 32 копеек, использованные не по целевому назначению.
Учреждение не согласилось с актом Фонда от 25.03.2021 в части вывода, касающегося нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в размере 1 478 599 рублей 67 копеек с последующим требованием возврата указанной суммы и оплаты штрафа, и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Руководствуясь статьями 29, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 3, 15, 20, 26, 30, 35, 39 Закона N 326-ФЗ, Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.10.2013 N 571н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по социальной работе", Арбитражный суд Республики Коми счел доказанным факт нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования на оплату труда ведущего специалиста по социальной работе, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного Учреждением требования.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
На основании части 5 статьи 26 Закона N 326-ФЗ расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения:
1) выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
2) исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;
3) исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия законов или нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
4) ведения дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями;
5) выполнения функций органа управления территориального фонда.
Согласно части 1 статьи 35 Закона N 326 базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
В силу части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Как установлено в статье 30 Закона N 326-ФЗ, тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 1).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее - Правила N 158), согласно пункту 158 которых в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются, в том числе, затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 158.1 Правил N 158).
В пункте 158.2 Правил N 158 установлено, что к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно пункту 158.3 Правил N 158 в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются, в частности, следующие группы затрат: затраты на приобретение транспортных услуг; затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги)).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 N 804н утверждена Номенклатура медицинских услуг (далее - Номенклатура), которая представляет собой систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.10.2013 N 571н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по социальной работе", специалист по социальной работе отнесен к кодам ОКВЭД 75.12. "Государственное управление социальными программами"; 75.30 "Деятельность в области социального обеспечения"; 85.3 "Предоставление социальных услуг".
Таким образом, социальная помощь не относится к медицинской помощи; ее содержанием является оказание социальной помощи отдельным гражданам и социальным группам для предупреждения или преодоления трудной жизненной ситуации посредством предоставления социальных услуг или мер социальной поддержки, которые Номенклатурой не предусмотрены.
При этом должности специалистов с немедицинским образованием, участвующих в оказании медицинской помощи, установлены разделом 1.3 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 1183н, который должность социального работника не предусматривает.
Суды установили, что в проверяемом периоде Учреждение за счет средств обязательного медицинского страхования начислило и выплатило заработную плату ведущему специалисту по социальной работе.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что социальные работники не участвуют в оказании медицинской помощи, которая предоставляется застрахованным гражданам в рамках программы обязательного медицинского страхования; в должностной инструкции ведущего специалиста по социальной работе также не установлена обязанность по непосредственному оказанию медицинской помощи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о неправомерном начислении и выплате указанному лицу заработной платы за счет средств обязательного медицинского страхования.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Учреждению в удовлетворении заявленного требования.
Доводы Учреждения, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанные судами выводы и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя. Излишне уплаченная за рассмотрение кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Учреждению из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.11.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 по делу N А29-5573/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Воркутинский родильный дом" - без удовлетворения.
Возвратить государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми "Воркутинский родильный дом" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 07.02.2022 N 43137.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.10.2013 N 571н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по социальной работе", специалист по социальной работе отнесен к кодам ОКВЭД 75.12. "Государственное управление социальными программами"; 75.30 "Деятельность в области социального обеспечения"; 85.3 "Предоставление социальных услуг".
Таким образом, социальная помощь не относится к медицинской помощи; ее содержанием является оказание социальной помощи отдельным гражданам и социальным группам для предупреждения или преодоления трудной жизненной ситуации посредством предоставления социальных услуг или мер социальной поддержки, которые Номенклатурой не предусмотрены.
При этом должности специалистов с немедицинским образованием, участвующих в оказании медицинской помощи, установлены разделом 1.3 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 1183н, который должность социального работника не предусматривает."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 апреля 2022 г. N Ф01-1278/22 по делу N А29-5573/2021