Нижний Новгород |
|
22 апреля 2022 г. |
Дело N А79-357/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.04.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.04.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.,
при участии представителя
от заявителя: Шихрановой А.В. (доверенность от 11.11.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "МВК "Экоцентр"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.06.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2021
по делу N А79-357/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "МВК "Экоцентр"
(ИНН: 2130132322, ОГРН: 1142130001430)
к индивидуальному предпринимателю Лучкову Евгению Викторовичу
(ИНН: 212400180201, ОГРНИП: 304212435200398)
о взыскании 107 459 рублей 14 копеек,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерное общество "Спецавтохозяйство", Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "МВК "Экоцентр" (далее - ООО "МВК "Экоцентр", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю Лучкову Евгению Викторовичу (далее - ИП Лучков Е.В., Предприниматель) о взыскании 107 459 рублей 14 копеек задолженности.
Требования ООО "МВК "Экоцентр" к ИП Лучкову Е.В. о взыскании 10 834 рублей 77 копеек выделены в отдельное производство, делу присвоен номер А79-4615/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Спецавтохозяйство", Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 02.06.2021 отказал в удовлетворении исковых требований.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2021 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, ответчик не может самостоятельно выбрать способ расчет объема образующихся у него твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах их накопления, не имея собственного места накопления - контейнерной площадки, обустроенной в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе, пояснении к ней и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Предприниматель в отзыве отклонил доводы жалобы, представил ходатайство о рассмотрении спора без его участия.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Определением от 27.01.2022 суд округа изменил дату судебного заседания на 09.02.2022.
Определением суда округа от 09.02.2022 в судебном заседании объявлен перерыв до 16.02.2022.
Определением суда округа от 16.02.2022 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 16.03.2022.
Определением суда округа от 16.03.2022 в судебном заседании объявлен перерыв до 23.03.2022.
Определением от 23.03.2022 суд округа изменил дату судебного заседания на 30.03.2022.
Определением суда округа от 30.03.2022 в судебном заседании объявлен перерыв до 06.04.2022.
Определением суда округа от 06.04.2022 в судебном заседании объявлен перерыв до 13.04.2022.
Определением от 13.04.2022 суд округа изменил дату судебного заседания на 21.04.2022.
Определением от 21.04.2022 суд округа произвел замену судьи Новикова Ю.В. на судью Шутикову Т.В. Рассмотрение кассационной жалобы начато заново.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах приведенных доводов.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, ИП Лучков Е.В. владеет нежилыми помещениями, расположенными в городе Новочебоксарске Чувашской Республики, в том числе по адресу: улица Коммунистическая, дом 34.
С 01.10.2018 в Чувашской Республике введена коммунальная услуга по обращению с ТКО, и по итогам открытого конкурса статус регионального оператора по обращению с ТКО получило ООО "МВК "Экоцентр".
ИП Лучков Е.В. 02.10.2018 и 24.10.2018 направил в адрес ООО "МВК "Экоцентр" заявки на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с представлением необходимых документов и указанием сведений о собственных контейнерах и адресах их расположения.
На основании заявок Предпринимателя Общество в период с 01.10.2018 по 31.10.2019 производило вывоз ТБО по адресу: город Новочебоксарск, улица Коммунистическая, дом 34.
Общество 23.12.2019 направило ИП Лучкову Е.В. договор от 28.12.2018 N ДПИФ-349 на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 1.4 договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.10.2018.
На основании пункта 10.1 договор действует до 01.07.2019.
Предприниматель не оплатил услуги в полном объеме, в связи с чем Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 309, 310, 426, 438, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Закона N 89-ФЗ, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Правилами N 505, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
ООО "МВК "Экоцентр" является региональным оператором по осуществлению транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории Чувашской Республики.
На основании пункта 1 статьи 24.7 Закон N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункт 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
В силу пункта 8.18 Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
Подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
На основании пункта 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил.
Таким образом, в силу пункта 8 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО) только при раздельном накоплении ТКО, в связи с чем в данном случае объем ТКО должен определяться в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, на территории Чувашской Республики в спорный период не была реализована программа раздельного накопления ТКО.
Вместе с тем при отсутствии раздельного учета на территории субъекта Российской Федерации суды вопреки требованиям пункта 8 Правил N 505 посчитали правильным расчет Предпринимателем коммерческого учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
С учетом изложенного суды неправильно применили нормы материального права и неверно истолковали решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 N АКПИ20-956, в связи с чем вынесенные судебные акты подлежат отмене.
Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств, установление всех имеющих значение для данного дела обстоятельств, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами в материалы дела доказательств рассмотреть заявленные требования Общества о взыскании задолженности.
Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку на основании пункта 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 3 части 1), 288 (частью 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МВК "Экоцентр" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.06.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2021 по делу N А79-357/2020 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил.
Таким образом, в силу пункта 8 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО) только при раздельном накоплении ТКО, в связи с чем в данном случае объем ТКО должен определяться в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, на территории Чувашской Республики в спорный период не была реализована программа раздельного накопления ТКО.
Вместе с тем при отсутствии раздельного учета на территории субъекта Российской Федерации суды вопреки требованиям пункта 8 Правил N 505 посчитали правильным расчет Предпринимателем коммерческого учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
С учетом изложенного суды неправильно применили нормы материального права и неверно истолковали решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 N АКПИ20-956, в связи с чем вынесенные судебные акты подлежат отмене."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 апреля 2022 г. N Ф01-8177/21 по делу N А79-357/2020
Хронология рассмотрения дела:
17.04.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5338/2021
30.01.2023 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 446-ПЭК22
22.04.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8177/2021
06.10.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5338/2021
02.06.2021 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-357/20