Нижний Новгород |
|
12 мая 2022 г. |
Дело N А17-4067/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.05.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.05.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заявителя: Нармания Е.Б. (доверенность от 23.12.2020)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Горно-рудная компания"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 19.11.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022
по делу N А17-4067/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Горно-рудная компания"
(ИНН: 3702593163, ОГРН: 1093702018728)
о признании незаконным и отмене постановления
Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Костромской и Ивановской областям
о привлечении к административной ответственности,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Прокуратура Фурмановского района Ивановской области,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Горно-рудная компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Костромской и Ивановской областям (далее - Управления) от 05.02.2021 N 03и-1/3, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Фурмановского района Ивановской области (далее - Прокуратура).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 19.11.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 13, 42 и 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Общество не является субъектом спорного правонарушения, поскольку не является правообладателем захламленного земельного участка. Размещение грунта на самовольно занятом участке не образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 2 статьи 8.7 КоАП РФ. Общество уже было привлечено к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ за использование участка, ему не принадлежащего.
Кроме того, у Общества отсутствует необходимая техника для размещения грунта. Спорный участок имел повреждения грунта ранее, на участке расположена многолетняя растительность. Мероприятия, которые Общество обязано было выполнить, ему не разъяснены.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Управление и Прокуратура отзывы на кассационную жалобу не представили; извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили. Кассационная жалоба рассмотрена без их участия.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 05.11.2020 на основании решения Прокуратуры от 03.11.2020 N 381 в отношении Общества проведена проверка на предмет исполнения требований, изложенных в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) и Законе Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1), с привлечением специалистов заинтересованного лица и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области.
В ходе проверки проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 37:19:014753:21, расположенного по адресу: Ивановская область, Фурмановский район, в 1 километре севернее деревни Фоминское, и земельного участка с кадастровым номером 37:19:014753:4, расположенного по адресу: Ивановская область, Фурмановский район, в районе деревни Высоково. Установлено захламление (перекрытие грунтом) части земельного участка с кадастровым номером 37:19:014753:4, территории, расположенной с восточной стороны земельного участка, по границе с земельным участком с кадастровым номером 37:19:014753:21, на котором разрабатывается карьер, навалы по внешнему виду представляют собой грунт. Через земельный участок с кадастровым номером 37:19:014753:4 проходит насыпная дорога, насыпь высотой около 1,5 метра, длиной 450 метров (по спидометру), шириной 15 метров, площадь дороги составила 6750 квадратных метров. Проведены обмеры земельного участка с применением комплекта спутникового оборудования "Торсоn Hiper SR" (свидетельства о поверке от 15.05.2020 N 2002337, действительно до 14.05.2021, от 15.04.2020 N 2002007, действительно до 14.04.2021), выявлено, что часть разрабатываемого карьера располагается на земельном участке с кадастровым номером 37:19:014753:4, ориентировочной площадью 30 541 квадратный метр.
Результаты обмеров представлены Управлением в Прокуратуру 10.11.2020.
Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 37:19:014753:21, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.06.2010 серии 37-АА N 004917.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 37:19:014753:4 имеет вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" и принадлежит на праве собственности Ивановской области, о чем 26.03.2018 в реестре сделана запись регистрации N 37:19:014753:4-37/001/2018-2.
Результаты проверочных мероприятий зафиксированы в соответствующей справке от 05.11.2020 с приложением фотоматериалов.
Посчитав, что Общество нарушило требования, установленные в статьях 12, 13, 42 и 78 ЗК РФ и статье 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), Прокуратура возбудила в отношении Общества дело об административном правонарушении. Материалы дела направлены в Управление по подведомственности для рассмотрения по существу 07.12.2020.
Постановлением Управления от 05.02.2021 N 03и-1/3 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 1.5, 2.1, 2.9, 3.1, 4.1, 4.1.1 и 8.7 КоАП РФ, статьями 12, 13 и 42 ЗК РФ, Законом N 7-ФЗ, Законом N 101-ФЗ, Законом N 2395-1, Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности материалами дела факта совершения Обществом правонарушения.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В части 2 статьи 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектами правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и осуществлять обязательные мероприятия - собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков (владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков): граждане, должностные лица, юридические лица.
В статье 12 ЗК РФ установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Из пункта 1 статьи 13 ЗК РФ следует, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации (пункт 2 статьи 13 ЗК РФ).
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с ЗК РФ, Законом N 101-ФЗ, Законом N 7-ФЗ (пункт 3 статьи 13 ЗК РФ).
В статье 42 ЗК РФ установлена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Постановлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области от 18.01.2021 N 331 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 КоАП РФ, за самовольное занятия части земельного участка с кадастровым номером 37:19:014753:4 и его захламление.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 31.05.2021, оставленным без изменения постановлениями Второго арбитражного апелляционного суда от 02.09.2021 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.01.2022, по делу N А17-598/2021, указанное постановление оставлено без изменения. Суд признал факт самовольного занятия земельного участка доказанным.
Судебные акты, принятые по указанному делу, на основании части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.
Таким образом, Общество является лицом, самовольно пользующимся земельным участком с кадастровым номером 37:19:014753:4.
Требования, установленные законодательством к пользованию земельным участком, Обществом не соблюдены, обязательные мероприятия по защите земель и охране почв, ухудшающих качественное состояние земель, не выполнены.
В рассматриваемом случае спорный земельный участок частично захламлен, выведен из сельскохозяйственного оборота и не может использоваться по своему целевому назначению без проведения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния.
При указанных обстоятельствах суды пришли к верному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Довод Общества о том, что права пользования спорным участком у заявителя отсутствуют, обоснованно отклонен судами. На основании статьи 42 ЗК РФ обязанность осуществлять мероприятия по охране земель и не допускать негативное воздействие на землю и почву возложена, в том числе, на лиц, не являющихся собственниками земельных участков.
Факт использования спорного земельного участка Обществом установлен при рассмотрении дела N А17-598/2021. Отсутствие в собственности Общества техники не свидетельствует о невозможности совершения им спорного правонарушения, в том числе, с помощью технических средств, привлеченных на основании гражданско-правовых договоров.
То обстоятельство, что Общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной в статье 7.1 КоАП РФ, не освобождает заявителя от привлечения административной ответственности за иное правонарушение, связанное с использованием спорного земельного участка.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований суды не установили, оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не усмотрели.
Кроме того, суды не установили исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, позволяющих квалифицировать совершенное заявителем правонарушение как малозначительное в порядке статьи 2.9 КоАП РФ, либо которые могли бы послужить основанием для снижения штрафа в учетом части 3.2 статьи 4.1 КоАП ФР.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 19.11.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022 по делу N А17-4067/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горно-рудная компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"То обстоятельство, что Общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной в статье 7.1 КоАП РФ, не освобождает заявителя от привлечения административной ответственности за иное правонарушение, связанное с использованием спорного земельного участка.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований суды не установили, оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не усмотрели.
Кроме того, суды не установили исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, позволяющих квалифицировать совершенное заявителем правонарушение как малозначительное в порядке статьи 2.9 КоАП РФ, либо которые могли бы послужить основанием для снижения штрафа в учетом части 3.2 статьи 4.1 КоАП ФР."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 мая 2022 г. N Ф01-1884/22 по делу N А17-4067/2021