Нижний Новгород |
|
23 мая 2022 г. |
Дело N А28-349/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.05.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.05.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
при участии представителя
от заявителя: Филатова Д.А. (доверенность от 11.01.2022)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 07.09.2021 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.02.2022
по делу N А28-349/2021
по заявлению Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской
области (ИНН: 4346021763, ОГРН: 1024301317336)
о признании незаконным представления Управления Федерального казначейства
по Кировской области (ИНН: 4347015804, ОГРН: 1024301337246),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Гражданремстрой"
(ИНН: 4345020340, ОГРН: 1034316529928),
и установил:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области (далее - УФСИН по Кировской области) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными пункта 1 (в части пунктов 2 и 3 мотивировочной части), пункта 2 резолютивной части представления от 03.12.2020 N 40-23-09/9 Управления Федерального казначейства по Кировской области (далее - УФК по Кировской области, Казначейство).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Гражданремстрой" (далее - ООО "Гражданремстрой").
Решением Арбитражного суда Кировской области от 07.09.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.02.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
УФСИН по Кировской области не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, Казначейство не наделено полномочиями по проверке проектно-сметной документации, прошедшей проверку достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства путем проведения государственной экспертизы и получившей положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости объекта; внесение заказчиком изменений в проектную документацию предусмотрено законодательством только при наличии соответствующей необходимости.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
УФК по Кировской области в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов, просило оставить жалобу без удовлетворения; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.
ООО "Гражданремстрой" в отзыве на кассационную жалобу подержало изложенную в ней позицию; заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, по результатам электронного аукциона Федеральное казенное учреждение "Управление строительства Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области" (государственный заказчик) и ООО "Гражданремстрой" (подрядчик) заключили государственный контракт от 18.09.2018 N 0340100003318000014-0051130-01, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательства выполнить полный комплекс работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта "Многоквартирный жилой дом по ул. Тургенева, 15 в г. Кирове" в соответствии с проектной и иной технической документацией и передать результат работ государственному заказчику в сроки, установленные контрактом и графиком производства работ (пункт 1.1 контракта).
В соответствии с контрактом строительство объекта осуществляется в один этап за счет средств федерального бюджета в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (пункт 1.4); в цену контракта включены затраты на непредвидимые работы в пределах средств, предусмотренных на эти цели сводным сметным расчетом стоимости строительства (непредвидимые затраты) (пункт 2.3); проектная документация по объекту прошла государственную экспертизу (положительное заключение государственной экспертизы от 06.04.2018 N 0204-18/КГЭ-2542/03 проектной документации и результатов инженерных испытаний, положительное заключение от 31.05.2018 N 00020-18/КГЭ-02542/05 о достоверности определения сметной стоимости объекта).
Все неучтенные объемы работ и затраты, в том числе связанные с изменением и дополнением проектных решений, потребность в которых при исполнении отдельных видов работ по контракту обнаружена в ходе выполнения работ или выявлена в несоответствии с технической документацией, генеральный подрядчик покрывает за счет резерва средств на непредвидимые работы и затраты, предназначенного на выполнение дополнительных объемов работ, которые генеральный подрядчик должен выполнить в ходе производства работ по настоящему контракту. В расчетах за выполненные работы резерв средств на непредвидимые работы и затраты расходуется на дополнительные виды работ, с расшифровкой на дополнительные объемы работ, с учетом уровня текущих цен. Перед включением дополнительных видов (объемов) работ в акты о приемке выполненных работ государственный заказчик совместно с проектной организацией и по согласованию с подрядной организацией выполняет дополнительную смету, в которой отражаются дополнительные объемы работ, изменения по ранее разработанной смете. Таких дополнительных объемов работ в ходе исполнения отдельных видов работ по контракту может быть несколько, но сумма превышения дополнительных объемов работ должна быть не более суммы непредвиденных расходов, включенных в цену контракта (пункт 3.2 контракта).
Оплата по разделу "Непредвиденные расходы" сметного расчета производятся по фактически выполненным работам, но не более 2 процентов от стоимости строительно-монтажных работ, предусмотренных указанным расчетом (пункт 3.3 контракта).
В пункте 3.9 контракта предусмотрено, что оплата выполненных генеральным подрядчиком работ по контракту осуществляется поэтапно в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты с учетом графика производства работ, исходя из объема работ и цены контракта, после подписания соответствующих актов о приемке выполненных работ, оформленных по унифицированным формам, подтверждающим выполнение работ, в пределах цены контракта.
Цена контракта на 2019 год в соответствии с пунктом 2.1 определена в размере 15 799 755 рублей 65 копеек.
Государственный заказчик обязан произвести приемку выполненных работ, в том числе проверить стоимость, качество работ, выполненных генеральным подрядчиком при наличии исполнительной документации, представляемой генеральным подрядчиком, на предъявляемый к приемке объем работ (пункт 6.3.8 контракта).
УФК по Кировской области в отношении УФСИН по Кировской области провело плановую камеральную проверку предоставления и использования средств федерального бюджета на строительство (реконструкцию), приобретение, капитальный ремонт объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности в территориальных органах, подведомственных учреждениях и организациях Федеральной службы исполнения наказаний, за 2017 - 2019 годы.
В ходе проверки установлено, что фактически работы по строительству объекта закончены в августе 2020 года; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано 30.09.2020 N 43-RU4336000-067-2020; государственный контракт расторгнут по соглашению сторон 29.09.2020; на момент расторжения контракт исполнен на сумму 78 932 867 рублей 15 копеек.
По результатам проверки в числе прочего выявлены нарушения действующего законодательства в части необоснованной приемки и оплаты работ по контракту, а именно:
- в нарушение пункта 2 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 309, пункта 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 4.33 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 Далее - Методика N 15/1), пунктов 3.2, 3.3, 3.9, 6.3.8 государственного контракта от 18.09.2018 N 0340100003318000014-0051130-01 УФСИН России по Кировской области в 2019 году по 44 актам о приемке выполненных работ формы КС-2 необоснованно приняло и оплатило документально не подтвержденные непредвиденные работы и затраты на общую сумму 1 305 494 рубля 85 копеек, что привело к неправомерному расходованию бюджетных средств;
- в нарушение пункта 2 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктов 4.33, 4.96, 4.98 Методики N 15/1 УФСИН по Кировской области в 2019 году в локальные сметы N 4Д (к см. N 02-01-02), 02-01-03, 02-01-04, 02-01-06, 6Д (к см. N 07-01), 07-03, 07-05 на дополнительные объемы работ неправомерно включило непредвиденные расходы и затраты в общей сумме 33 170,23 рубля, что повлекло завышение стоимости строительно-монтажных работ и затрат и необоснованную оплату непредвиденных расходов и затрат по акту о приемке выполненных работ от 15.12.2019 N 49 в размере 20 765,73 рубля.
Названные нарушения зафиксированы в акте проверки от 16.10.2020.
На основании указанного акта УФК по Кировской области выдало УФСИН по Кировской области представление от 03.12.2020 N 40-23-09/9, в пункте 1 резолютивной части которого содержится требование о принятии мер по устранению причин и условий совершения нарушений, указанных в пунктах 1 - 5 представления, в течение 30 календарных дней со дня его получения, а в пункте 2 резолютивной части - требование по нарушениям, указанным в пунктах 2, 3 представления, принять меры по взысканию с подрядной организации ООО "Гражданремстрой" денежных средств в сумме 1 326 260 рублей 58 копеек, необоснованно израсходованных на строительство объекта "Многоквартирный жилой дом по ул. Тургенева, 15 в г. Кирове", с последующим перечислением в доход федерального бюджета в срок до 30 июня 2021 года включительно.
Не согласившись с указанным представлением, УФСИН по Кировской области обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным в части пункта 1 (пунктов 2 и 3 мотивировочной части) и пункта 2 резолютивной части.
Руководствуясь статьями 219, 265, 266.1, 269.2, 296.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 44, 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Арбитражный суд Кировской области признал оспариваемое представление Казначейства законным и обоснованным и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (подпункт 3 пункта 1).
На основании статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (пункт 3); подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты (пункт 4).
В силу статьи 266.1 БК РФ получатели бюджетных средств являются объектами государственного (муниципального) финансового контроля. Объекты контроля и их должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск указанных лиц в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.
В соответствии с пунктом 1 статьей 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Согласно пункту 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
На основании пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Под проверкой в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Результаты проверки, ревизии оформляются актом (пункт 2 статьи 267.1 БК РФ).
В соответствии с положениями статьи 269.2 БК РФ и статьи 99 Закона N 44-ФЗ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля отнесен, в том числе контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В пункте 2 статьи 269.2 БК РФ установлено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе, проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения; назначается (организуется) проведение экспертиз, необходимых для проведения проверок, ревизий и обследований; получается необходимый для осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
В соответствии с частью 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что представлением от 03.12.2020, вынесенным УФК по Кировской области, являющимся органом внутреннего государственного финансового контроля и наделенным полномочиями на проведение проверок соблюдения получателями бюджетных средств условий заключенных ими государственных контрактов на выполнение работ для государственных нужд, УФСИН по Кировской области вменено нарушение норм БК РФ, Закона N 44-ФЗ и условий государственного контракта от 18.09.2018 N 0340100003318000014-0051130-01 в части необоснованности приемки и оплаты подрядчику (ООО "Гражданремстрой") непредвиденных работ, которые не подтверждены документально в соответствии с порядком, предусмотренным государственным контрактом.
При этом, как установили суды, по смыслу условий государственного контракта от 18.09.2018 в их системном толковании (пункты 3.2, 3.9, 6.3.8, 7.12) приемка выполненных генеральным подрядчиком работ, в том числе, непредвиденных, должна производиться заказчиком посредством составления актов приемки унифицированной формы КС-2, справок о стоимости выполненных работ и затрат унифицированной формы КС-3 с представлением исполнительной документации на выполненный в соответствии с представленными формами КС-2, КС-3 объем работ. Составление каких-либо иных документов, которыми могли бы подтверждаться виды, объемы и стоимость выполненных подрядчиком работ, указанным государственным контрактом не предусмотрено.
В нарушение названных условий контракта в составленных в 2019 году 44 актах приемки выполненных работ формы КС-2 содержится лишь указание на произведенные расходы и затраты на производство непредвиденных работ в размере 2 процентов от фактически выполненных работ без раскрытия видов, объемов и стоимости таких непредвиденных работ. В нарушение пункта 3.9 государственного контракта УФСИН по Кировской области оплатило генеральному подрядчику - ООО "Гражданремстрой" указанные непредвиденные работы, принятые с нарушением установленного порядка их приемки.
На момент проведения УФК по Кировской области проверки и составления акта проверки надлежащие документы, подтверждающие виды, объемы и стоимость непредвиденных работ, составленные в соответствии с требованиями государственного контракта от 18.09.2018, представлены не были.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии у УФК по Кировской области правовых оснований для выдачи оспариваемого представления, которым на заявителя возложена обязанность принять меры по устранению причин и условий совершения нарушений, указанных в пунктах 2, 3 мотивировочной части данного представления, и обязанность принять меры по взысканию с ООО "Гражданремстрой" денежных средств в сумме 1 326 260 рублей 58 копеек.
С учетом изложенного суды правомерно отказали контракта УФСИН по Кировской области в удовлетворении заявленного требования.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 07.09.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.02.2022 по делу N А28-349/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили и материалами дела подтверждается, что представлением от 03.12.2020, вынесенным УФК по Кировской области, являющимся органом внутреннего государственного финансового контроля и наделенным полномочиями на проведение проверок соблюдения получателями бюджетных средств условий заключенных ими государственных контрактов на выполнение работ для государственных нужд, УФСИН по Кировской области вменено нарушение норм БК РФ, Закона N 44-ФЗ и условий государственного контракта от 18.09.2018 N 0340100003318000014-0051130-01 в части необоснованности приемки и оплаты подрядчику (ООО "Гражданремстрой") непредвиденных работ, которые не подтверждены документально в соответствии с порядком, предусмотренным государственным контрактом.
...
В нарушение названных условий контракта в составленных в 2019 году 44 актах приемки выполненных работ формы КС-2 содержится лишь указание на произведенные расходы и затраты на производство непредвиденных работ в размере 2 процентов от фактически выполненных работ без раскрытия видов, объемов и стоимости таких непредвиденных работ. В нарушение пункта 3.9 государственного контракта УФСИН по Кировской области оплатило генеральному подрядчику - ООО "Гражданремстрой" указанные непредвиденные работы, принятые с нарушением установленного порядка их приемки."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 мая 2022 г. N Ф01-2064/22 по делу N А28-349/2021