Нижний Новгород |
|
25 мая 2022 г. |
Дело N А28-8093/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2022 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Домрачевой Н.Н., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заявителя: Осокиной Т.Ю. (доверенность от 16.03.2022),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Горэлектросеть"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 27.12.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.03.2022
по делу N А28-8093/2021
по заявлению акционерного общества "Энергосбыт Плюс"
(ИНН: 5612042824, ОГРН: 1055612021981)
о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции
Кировской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерное общество "Горэлектросеть" (ИНН: 4345467450, ОГРН: 1174350009569),
и установил:
акционерное общество "Энергосбыт Плюс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - Инспекция) от 12.05.2021 N 27/1537/21П.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное обществе "Горэлектросеть" (далее - Компания).
Решением суда от 27.12.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 14.03.2022 решение суда оставлено без изменения.
Компания не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты. По его мнению, нарушение процедуры допуска общедомового прибора учета (ОДПУ) в эксплуатацию, не препятствовало использованию его показаний для начисления платы за электроэнергию (неисправность ОДПУ или недостоверность показаний не установлены). Оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Обществ и Компании. Заявленное требование подлежало удовлетворению. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве и представитель в судебном заседании изложили позицию по жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых Арбитражным судом Кировской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Инспекция на основании обращений правообладателей жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Киров, улица Громовой, дом 23 (далее - МКД), о ненадлежащем начислении платы за коммунальные услуги по электроснабжению провела в отношении Общества внеплановую документарную проверку.
В ходе проверки Инспекция установила, что МКД находится в непосредственном управлении собственников (правообладателей) помещений, оборудован ОДПУ электрической энергии (акт проверки ОДПУ от 01.04.2021), место установки ОДПУ - опора N 5; общая площадь жилых помещений МКД - 172,6 квадратного метра; по информации Общества, нежилые помещения и места общего пользования в МКД отсутствуют.
Инспекция на основании представленных в ходе проверки документов пришла к выводу, что конструктивные особенности МКД не предусматривают возможность потребления электроэнергии на общедомовые нужды (далее - ОДН). В то же время в платежных документах за декабрь 2020 года - март 2021 года по квартирам 1 и 2 спорного МКД Общество произвело начисление за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на ОДН (с учетом перерасчета за период июль - ноябрь 2020 года).
Инспекция пришла к выводу, что начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН за июль 2020 года - март 2021 года произведено с нарушением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
По расчетам Инспекции, излишне начисленная сумма по квартире 1 за указанный период составила 3467,98 рубля, по квартире 2 - 3990,44 рубля. Результаты проверки отражены в акте от 12.05.2021 N 27/1537/21А.
По итогам проверки Обществу выдано предписание от 12.05.2021 N 27/1537/П, обязывающее устранить выявленные нарушения обязательных требований, указанных в акте от 12.05.2021 N 27/1537/21А, и обеспечить соблюдение обязательных требований при начислении платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на ОДН в МКД, а именно произвести перерасчет (снятие) излишне начисленной платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на ОДН, собственникам (нанимателям) жилых помещений в МКД за июль 2020 года - март 2021 года.
Общество оспорило предписание в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о законности и обоснованности предписания. Суды руководствовались положениями Закона N 261-ФЗ, Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, Правилами N 354, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативные правовые акты органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суды установили и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных действующим законодательством полномочий.
Согласно части 1 статьи 153 Кодекса граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги установлен в Правилах N 354.
В пункте 40 Правил N 354 предусмотрено, что потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (в том числе, электроснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных данными правилами и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Из пункта 44 Правил N 354 следует, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 данных правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к данным правилам.
Из положений пункта 144 Основных положений следует, что по общему правилу приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) субъектов розничного рынка с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
В случае, если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежат корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
В силу пункта 8 Правил N 491 внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома. Границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Следовательно, общедомовой прибор учета электроэнергии должен быть установлен в пределах внешней границы входящих в состав общего имущества многоквартирного дома сетей электроснабжения (внешняя граница стены многоквартирного дома).
В соответствии со статьей 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации.
Порядок установки и допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии регламентирован пунктами 150 - 154 раздела X "Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках" Основных положений N 442.
Согласно пункту 150 Основных положений N 442 в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Закона N 261-ФЗ, такие действия обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам.
При этом сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств, опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредствено присоединены такие энергопринимающие устройства.
В этом случае собственник энергопринимающих устройств, не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку.
В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств, не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения. В уведомлении указывается на необходимость обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места их установки. В уведомлении также содержится информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом.
Собственник энергопринимающих устройств, не исполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета или согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора.
При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника (при получении ответа об отказе) сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств указанного собственника; осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств.
Согласно пункту 152 Основных положений N 442 установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном разделом X Основных положений N 442.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения Основных положений N 442 понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием представителей: сетевой организации; гарантирующего поставщика; собственника прибора учет; собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета.
В случае неявки указанных лиц для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика, который явился для участия в процедуре допуска. Лицо, составившее акт допуска прибора учета в эксплуатацию, обязано в течение 2 рабочих дней со дня проведения такой процедуры направить копии такого акта лицам из числа лиц, указанных в пункте 152 данного документа, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию (пункт 154 Основных положений N 442).
Суды установили, материалами дела подтверждено, что прибор учета, по показаниям которого Общество начисляло собственникам помещений МКД плату за электроэнергию, использующуюся на ОДН, установлен Компанией на опоре N 5, то есть не на границе балансовой принадлежности МКД.
Согласно акту обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от 20.10.2018 установка ОДПУ в МКД невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных сетей. Сведений о том, что акт от 20.10.2018 составлен с надлежащим извещением собственников помещений в МКД, в дело не представлено.
Акт допуска прибора учета в эксплуатацию от 25.03.2019 составлен и подписан Компанией в одностороннем порядке.
Доказательств направления потребителям электрической энергии МКД сведений об установке и допуске в эксплуатацию прибора учета в качестве ОДПУ, а также доказательств, что собственники помещений МКД были извещены об установке общедомового прибора учета и о вводе его в эксплуатацию, не имеется.
Таким образом, потребители электроэнергии были лишены возможности реализовать предоставленные им законом права. Мероприятия по установке и вводу в эксплуатацию прибора учета, по показаниям которого Общество начисляло собственникам помещения МКД плату за электроэнергию, осуществлены с нарушением установленного порядка.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии у Инспекции достаточных оснований для выдачи Обществу предписания.
Установив, что предписание является исполнимым, направлено на устранение выявленных нарушений, суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов основаны на материалах дела, не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда и отклонены, как основанные на неправильном толковании норм законодательства, действующего в спорный период.
Возражения заявителя со ссылкой на судебную практику по иному делу не могут быть приняты во внимание, поскольку в настоящем деле установлены иные фактические обстоятельства.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 27.12.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.03.2022 по делу N А28-8093/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Горэлектросеть" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
Н.Н. Домрачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения Основных положений N 442 понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
...
В случае неявки указанных лиц для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика, который явился для участия в процедуре допуска. Лицо, составившее акт допуска прибора учета в эксплуатацию, обязано в течение 2 рабочих дней со дня проведения такой процедуры направить копии такого акта лицам из числа лиц, указанных в пункте 152 данного документа, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию (пункт 154 Основных положений N 442)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 мая 2022 г. N Ф01-2208/22 по делу N А28-8093/2021