Нижний Новгород |
|
25 мая 2022 г. |
Дело N А43-15467/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.05.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.05.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Домрачевой Н.Н.,
при участии представителя
от истца: Власенко В.Б. (доверенность от 21.07.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "ВостокИнвестНефть"
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2022
по делу N А43-15467/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "ВостокИнвестНефть"
(ИНН: 7706622976, ОГРН: 1067746709580)
о признании недействительным приказа
Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное агентство по недропользованию и
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВостокИнвестНефть" (далее - Общество") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным приказа Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее - Департамент) от 30.03.2021 N 48-М о прекращении права пользования недрами, предоставленного Обществу по лицензии УЛН 09157 НР (Марьевский участок).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по недропользованию и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.10.2021 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2022 решение суда отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что апелляционный суд неверно истолковал поручение Правительства Российской Федерации от 18.03.2020. Внеплановая проверка в отношении Общества проведена в отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 1 указанного поручения, в нарушение приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.03.2020 N 171. Обстоятельства, свидетельствующие о причинении вреда или угрозе причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, в данном случае отсутствовали.
По мнению Общества, суд не принял во внимание пункт 1.1 статьи 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), в соответствии с которым проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Департамент в отзыве и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами кассационной жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Федеральное агентство по недропользованию в отзыве не согласилось с доводами кассационной жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными; заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу не представили; извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили. Кассационная жалоба рассмотрена без их участия.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.03.2014 Обществу выдана лицензия на пользование недрами УЛН 09157 НП (с внесенными в нее 26.09.2016 изменениями) на право пользование недрами для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых на Марьевском участке в Новоспасском муниципальном районе Ульяновской области сроком до 28.12.2021.
Департамент направил Обществу уведомление от 14.10.2019 о возможном досрочном прекращении права пользования недрами в связи с нарушением лицензионных условий, а именно: не подготовлена и не утверждена в установленном порядке проектная документация на проведение работ по геологическому изучению недр, получившая положительное заключение экспертизы в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1), не позднее 6 месяцев с даты государственной регистрации изменений к лицензии (до 28.09.2017).
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям составило акт проверки от 24.03.2020 N 22, согласно которому Общество не выполнило требования, изложенные в уведомлении Департамента от 14.10.2019.
Обществу направлено уведомление от 29.04.2020 N УО-ПФО-15-00-08/422 о том, что оформление приказов о прекращении права пользования недрами приостановлено в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году".
Приказом Департамента от 30.03.2021 N 48-М право пользования недрами, предоставленное Обществу на основании лицензии УЛН 09157 НР (Марьевский участок), прекращено.
Не согласившись с данным приказом, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь Законом N 294-ФЗ, Законом N 2395-1, Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315 и постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что проверка проведена Департаментом с нарушением действующего законодательства, в связи с чем признал спорный ненормативный акт незаконным.
Апелляционный суд, руководствуясь теми же нормами права, установил, что на момент издания постановления Правительством Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 проверка в отношении Общества была окончена, то есть основания для приостановления проверки с учетом фактических обстоятельств отсутствовали, в связи с чем пришел к выводу о соответствии спорного ненормативного акта действующему законодательству.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов, подземных вод, включая попутные воды, и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулирует Закон N 2395-1.
Согласно статье 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Между уполномоченными органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В статье 12 Закона N 2395-1 предусмотрены требования к содержанию лицензии, в том числе, установление сроков подготовки и утверждения проектной документации на осуществление геологического изучения недр.
На основании статьи 20 Закона N 2395-1 в редакции, действовавшей на момент вынесения спорного ненормативного акта, право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в том числе, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Аналогичные основания досрочного прекращения права пользования недрами предусмотрены пунктом 15.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 и действовавшего на момент вынесения спорного ненормативного акта, в пункте 9.2 которого также указано, что владельцы лицензий обладают всеми правами, оговоренными в лицензии, и несут ответственность за соблюдение ее условий.
Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 21.12.2011 N 1862-О-О и от 09.03.2017 N 565-О разъяснил, что интересы государства как собственника недр обеспечиваются возможностью досрочного прекращения права пользования недрами в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии либо если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах. При этом права пользователя недр гарантируются установленным порядком досрочного прекращения права пользования недрами.
В случае несогласия пользователя недр с решением о прекращении права пользования недрами он может обжаловать его в судебном порядке. Это предполагает право заявителя ссылаться в обоснование своих доводов на фактические обстоятельства, которые объективно препятствовали ему надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования. При этом суд вправе оценивать указанные сведения наравне с иными обстоятельствами дела, не ограничиваясь только установлением формальных условий применения законодательства Российской Федерации о недрах. Таким образом, предусмотренный законодателем механизм обеспечивает защиту прав пользователя недр и не исключает возможности учета совокупности всех фактических обстоятельств при рассмотрении дела.
В рассматриваемом случае факт нарушения условий лицензии установлен судами, подтвержден материалами дела и Обществом не оспаривается.
Общество включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Заявитель ссылается на процессуальные нарушения, допущенные при проведении проверки, полагая, что проверка подлежала прекращению в связи с принятием Правительством Российской Федерации поручения от 18.03.2020, согласно которому федеральным органам исполнительной власти предписано незамедлительно приостановить до 01.05.2020 назначение проверок, в отношении которых применяются положения Закона N 294-ФЗ, в срок до 20.03.2020 рассмотреть вопрос о приостановлении назначенных проверок (пункт 3).
Вместе с тем прямого указания на обязанность приостановить все текущие проверки данный документ не содержит.
Апелляционный суд принял во внимание, что проверка в отношении Общества проведена в период с 05.03.2020 по 24.03.2020. В данном случае проверка была направлена на установление факта устранения или неустранения выявленных ранее нарушений условий пользования недрами, которые недропользователь должен был соблюсти и исполнить до 2017 года.
Ссылка Общества на постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" неправомерна, поскольку данный нормативный акт вступил в законную силу после завершения проверки, равно как и изменения, внесенные в часть 1.1 статьи 26.2 Закона N 294-ФЗ.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к верному выводу о правомерности действий Департамента при проведении проверки.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих исполнению обязательств в сфере пользования недр, а также доказательств принятия мер по устранению выявленных нарушений, Общество не представило.
Избранная мера ответственности в виде досрочного прекращения права пользования недрами соразмерна тяжести и характеру допущенного заявителем нарушения.
Следовательно, основания для удовлетворения заявленного требования у суда отсутствовали.
Выводы апелляционного суда основаны на материалах дела не противоречат им. Иные доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, и получили надлежащую правовую оценку.
Нормы материального права применены апелляционным судом правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на Общество. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета заявителю кассационной жалобы на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2022 по делу N А43-15467/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВостокИнвестНефть" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "ВостокИнвестНефть".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ВостокИнвестНефть" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 29.03.2022 N 33.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявитель ссылается на процессуальные нарушения, допущенные при проведении проверки, полагая, что проверка подлежала прекращению в связи с принятием Правительством Российской Федерации поручения от 18.03.2020, согласно которому федеральным органам исполнительной власти предписано незамедлительно приостановить до 01.05.2020 назначение проверок, в отношении которых применяются положения Закона N 294-ФЗ, в срок до 20.03.2020 рассмотреть вопрос о приостановлении назначенных проверок (пункт 3).
...
Ссылка Общества на постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" неправомерна, поскольку данный нормативный акт вступил в законную силу после завершения проверки, равно как и изменения, внесенные в часть 1.1 статьи 26.2 Закона N 294-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 мая 2022 г. N Ф01-2293/22 по делу N А43-15467/2021