Нижний Новгород |
|
23 июня 2022 г. |
Дело N А43-27239/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.06.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.06.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Когута Д.В.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.,
при участии представителей
от заинтересованного лица: Шишкановой Ю.В. (доверенность от 29.12.2021),
Александровой И.А. (доверенность от 27.12.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Норкем"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.12.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2022
по делу N А43-27239/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Норкем"
(ОГРН: 1145260014635, ИНН: 5260397639)
о признании незаконным и отмене постановления Нижегородской таможни от 12.08.2021 N 10408000-884/2021
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Норкем" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Нижегородской таможни (далее - Таможня, таможенный орган) от 12.08.2021 N 10408000-884/2021, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 21.12.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2022, отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, суды необоснованно не заменили назначенный таможенным органом штраф на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку материалами дела подтверждено наличие совокупности условий, предусмотренных статьями 3.4, 4.1.1 КоАП РФ (на момент совершения правонарушения Общество относилось к субъекту малого предпринимательства, правонарушение совершено впервые и не представляет существенной угрозы для общества); просит применить часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ, введенную Федеральным законом от 26.03.2022 N 70 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Таможня в отзыве и ее представители в судебном заседании возразили против доводов Общества, сославшись на законность обжалованных решения и постановления судов.
Общество ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 23.06.2022.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество с использованием электронной цифровой подписи на официальном сайте ФТС России в сети Интернет представило статистические формы учета перемещения товара за отчетные периоды - февраль, март, апрель 2021 года в Нижегородскую таможню 10.06.2021 и 11.06.2021, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 9 Правилами ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329" (далее - Правила N 891). Указанные статистические формы содержат сведения о вывозе товаров из России в Республику Беларусь.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, таможенный орган составил в отношении него протокол об административном правонарушении от 29.06.2021 N 10408000-884/2021 и, рассмотрев материалы проверки, установил наличие 10 событий административных правонарушений и, постановлением от 12.08.2021 N 10408000-884/2021 привлек нарушителя к административной ответственности по указанной норме в виде штрафа в размере 200 000 рублей (20 000 рублей за каждое правонарушение).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 65, 71, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями КоАП РФ, Статистическая форма учета перемещения товаров, Федеральным законом от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) и Правилами N 891, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным, а также применения положений статей 4.1.1 КоАП РФ и не установил процессуальных нарушений при производстве по делу, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу с учетом приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
В силу части 2 статьи 278 Закона N 289-ФЗ российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза, обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму. Статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет (пункты 5, 8 Правил N 891).
В соответствии с пунктом 9 Правил N 891 статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений (пункт 12 Правил N 891).
На основании пункта 16 Правил N 891 непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров за - февраль, март, апрель 2021 года с нарушением срока, установленного Правилами N 891, подтвержден совокупностью представленных в материалы дела доказательств, установлен судами и заявителем по существу не оспаривается.
Таким образом, в деянии Общества установлены достаточные данные, указывающие на наличие 10 событий административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.7.13 КоАП РФ в части несвоевременного представления в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание, что Общество имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для соблюдения норм действующего законодательства, суды сделали верный вывод о наличии в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
В части доводов Общества о наличии оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение, суд округа отмечает следующее.
В соответствии с указанной нормой являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
По смыслу взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, в отсутствие совокупности всех названных обстоятельств (условий применения административного наказания в виде предупреждения) возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не допускается.
В рассматриваемом случае суды не усмотрели оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку из материалов дела не следует, что имеются перечисленные условия в совокупности, в том числе условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ в части такого обстоятельства, как отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, которая заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных законодательством ЕАЭС.
Вопреки доводу Общества, суды обоснованно посчитали и материалами дела подтверждено, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность условий, предусмотренных статьями 3.4, 4.1.1 КоАП РФ. Переоценка выводов судов первой и апелляционной инстанций не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление от 12.08.2021 вынесено административным органом в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ; наказание в виде штрафа назначено Обществу по правилам статей 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, с учетом характера правонарушения и обстоятельств его совершения, в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ за каждое событие административного правонарушения. Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ судами не установлено.
При таких обстоятельствах Общество правомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Вместе с тем суд кассационной инстанции учитывает следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Вступившим 06.04.2022 в законную силу Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, постановлением от 12.08.2021 N 10408000-884/2021 Общество привлечено к ответственности за наличие в его деянии 10 событий административных правонарушений, выявленных по результатам одного контрольного мероприятия (протокол от 29.06.2021 N 10408000-884/2021), с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей за каждое правонарушение.
Внесенные указанным Федеральным законом изменения в статью 4.4 КоАП РФ улучшают положение Общества.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановления от 20.04.2006 и от 14.07.2015 N 20-П, определения от 10.10.2013 N 1485-О, от 21.11.2013 N 1903-О, от 11.11.2021 N 2355-О), принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц.
При этом неисполнение постановления о назначении административного наказания является обязательным условием, позволяющим ретроспективно применить закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение по отношению к лицу, совершившему административное правонарушение (пункт 33.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения").
Как следует из кассационной жалобы и ходатайства о приостановлении исполнения судебных актов по данному делу, Общество до настоящего времени не исполнило постановление Таможни и не уплатило назначенный ему административный штраф.
В силу пунктов 1 и 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
В случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности.
Судам необходимо исходить из того, что, если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
При таких обстоятельствах, постановление таможенного органа от 12.08.2021 N 10408000-884/2021 о привлечении Общества к административной ответственности в виде административного штрафа, превышающего 20 000 рублей, следует признать не подлежащим исполнению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.12.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2022 по делу N А43-27239/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Норкем" - без удовлетворения.
Признать постановление Нижегородской таможни от 12.08.2021 N 10408000-884/2021 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Норкем" к административной ответственности в виде административного штрафа, превышающего 20 000 рублей, не подлежащим исполнению.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Когут |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановления от 20.04.2006 и от 14.07.2015 N 20-П, определения от 10.10.2013 N 1485-О, от 21.11.2013 N 1903-О, от 11.11.2021 N 2355-О), принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц.
При этом неисполнение постановления о назначении административного наказания является обязательным условием, позволяющим ретроспективно применить закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение по отношению к лицу, совершившему административное правонарушение (пункт 33.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения").
...
В силу пунктов 1 и 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 июня 2022 г. N Ф01-2818/22 по делу N А43-27239/2021