Нижний Новгород |
|
05 июля 2022 г. |
Дело N А79-7675/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.06.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.07.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Бердникова О.Е., Когута Д.В.,
при участии представителей
от истца: Васиной Н.Ю. (доверенность от 30.12.2021),
Прокопьевой Е.В. (доверенность от 30.12.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2022
по делу N А79-7675/2021
по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары,
(ИНН: 2130000012, ОГРН: 1062128190850)
к обществу с ограниченной ответственностью "Адам"
(ИНН: 2130003616, ОГРН: 1062130006510)
о взыскании 119 000 рублей
и установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Адам" (далее - Общество, ООО "Адам") о взыскании 119 000 рублей неосновательного обогащения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение -
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии (далее - Управление).
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 14.12.2021 удовлетворил иск в заявленном размере.
Постановлением апелляционного суда от 08.04.2022 решение суда отменено. В удовлетворении исковых требований Инспекции отказано.
Инспекция не согласилась с постановлением апелляционного суда и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что выводы апелляционного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. Налоговый орган указывает, что по состоянию на 01.06.2020 у Общества имелась недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей, в связи с чем субсидия за 2000 год была предоставлена ООО "Адам" в нарушение подпункта "д" пункта 3 Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976 (далее - Правила N 976). По мнению Инспекции, получение налогоплательщиком денежных средств из бюджета при отсутствии законных оснований приводит к неосновательному обогащению налогоплательщика за счет бюджетных средств.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе, пояснении к ней и поддержаны его представителями в судебном заседании.
Управление представило ходатайство о рассмотрении спора без его участия, оставляет рассмотрение жалобы на усмотрение суда.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения спора, представителей в судебное заседание не направило.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 22.06.2022 до 29.06.2022.
На основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Шемякиной О.А. на судью Когута Д.В.
Рассмотрение кассационной жалобы начато заново.
Законность постановления апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, ООО "Адам" направило в Инспекцию по ТКС 15.07.2020 заявление о предоставлении в соответствии с Правилами N 976 субсидии, обработка которого осуществлялась программным комплексом в автоматическом режиме.
Принятие решения о выплате субсидии (или об отказе в выплате субсидии), а также формирование заявителям соответствующих исходящих документов (уведомление о выплате субсидии/сообщение об отказе в выплате субсидии) производится непосредственно системой автоматизировано.
На основании сведений, имеющихся в информационных ресурсах налогового органа на момент рассмотрения заявления, сделан вывод о соответствии налогоплательщика указанным в Правилах N 976 критериям, произведен расчет размера субсидии, сформирован и направлен в Федеральное казначейство реестр для выплаты субсидий.
Расчет субсидии был произведен программой в размере 119 000 рублей (15 000 руб. + 16 чел. x 6500 руб.), налогоплательщик был включен в реестр для выплаты субсидий, который в электронном виде был направлен в Федеральное казначейство.
На расчетный счет ООО "Адам", указанный в заявлении на получение субсидии, Межрегиональным операционным УФК (Казначейством России) 22.07.2020 произведена выплата субсидии с назначением "Субсидия по постановлению Правительства Российской Федерации от 22.07.20 N 976 на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции по реестру N 002 от 21.07.2020" в размере 119 000 рублей.
Федеральной налоговой службой в ходе мониторинга исполнения Правил N 976 установлено, что по состоянию на 01.06.2020 у Общества имелась недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам), превышающая 3000 рублей.
Наличие задолженности на момент обращения с заявлением от 15.07.2020 подтверждается справкой о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 01.06.2020 N 575931.
Налоговый орган 03.08.2021 направил в адрес Общества по ТКС уведомление о необходимости возврата неправомерно полученной субсидии в размере 119 000 рублей, предусмотренной Правилами N 976, с рекомендацией добровольно осуществить возврат неправомерно полученных сумм субсидии с указанием реквизитов и срока (в течение 14 календарных дней с даты получения уведомления) для осуществления возврата субсидии.
Инспекцией 05.08.2021 в адрес Общества по почте было направлено уведомление о необходимости возврата неправомерно полученной субсидии, предусмотренной Постановлением N 976, с рекомендацией добровольно осуществить возврат неправомерно полученных сумм субсидии с указанием реквизитов и срока (в течение 14 календарных дней с даты получения уведомления) для осуществления возврата субсидии.
ООО "Адам" 12.08.2021 направило в налоговый орган письмо, в котором указало, что прежде чем подать заявление о предоставлении субсидии Обществом была запрошена справка о состоянии расчетов с бюджетом. Из полученной справки N 107955 следует, что задолженность (недоимка) по налогам и страховым взносам отсутствует. Так же ООО "Адам" указало, что проверило право на получение субсидии посредством разработанного ФНС России сервиса, который в автоматическом режиме определяет соответствие ИНН всем необходимым условиям. Общество указало, что имеет право на получение субсидии.
В связи с отказом Общества возвратить субсидию Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 1, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Правилами N 976, суд первой инстанции удовлетворил иск Инспекции и исходил из того, что Обществом нарушены правила предоставления субсидии, а именно: на момент обращения у налогоплательщика имелась задолженность по авансовым платежам по срокам уплаты 25.04.2019, 25.07.2019, 25.10.2019 по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системе налогообложения за 2019 год, в сумме 139 891 рубля, в связи с чем субсидия о получена ООО "Адам" без соответствующих оснований.
Апелляционный суд руководствовался этими же нормами права, вместе с тем пришел к выводу о том, что предоставленную Обществу субсидию нельзя считать неправомерно полученной, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и отказал Инспекции в удовлетворении иска.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) недоимка - сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
В соответствии со статьей 346.19 НК РФ налоговым периодом при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В силу пункта 1 статьи 346.21 НК РФ налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 4 статьи 346.21 НК РФ).
В пункте 7 статьи 346.21 НК РФ установлено, что налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса.
Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Согласно пункту 1 Правил N 976 настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - получатель субсидии) на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (далее - субсидия).
В пункте 3 Правил N 976 установлено, что условиями для включения получателя субсидии, относящегося к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, в реестр получателей субсидий в целях предоставления субсидии являются:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления о предоставлении субсидии по форме согласно приложению N 2 (далее - заявление) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя) (далее - кабинет налогоплательщика) или в виде почтового отправления;
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10 июня 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 10 июня 2020 года, к отраслям российской экономики, требующим поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, согласно приложению N 3, или включение объектов туристской индустрии, включающих гостиницы, номерной фонд которых не превышает 100 номеров, горнолыжные трассы, пляжи, принадлежащие получателю субсидии на праве собственности или на ином законном основании, в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей по состоянию на 10 июня 2020 г. в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
г) получатель субсидии (организация) не находится в процессе ликвидации, в отношении ее не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, получатель субсидии (индивидуальный предприниматель) на дату получения субсидии не прекратил деятельность физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, не снят с учета в налоговых органах;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 июня 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления).
Суды установили, и материалам дела не противоречит, что у Общества основной вид экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРИП пo состоянию на 10.06.2020 - деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания, код ОКВЭД 56.10.
Данный вид деятельности ООО "Адам" относится к отраслям российской экономики, требующим поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, согласно приложению N 3 к Правилам N 976.
ООО "Адам" включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.06.2020.
Налоговый орган полагает, что Обществом нарушен подпункт "д" пункта 3 Правил N 976, а именно: у получателя субсидии по состоянию на 1 июня 2020 года имеется недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам), превышающая 3000 рублей, в связи с чем субсидия получена ООО "Адам" без соответствующих оснований.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 01.06.2020 N 5759311, карточку расчетов с бюджетом, суд первой инстанции установил, что по состоянию на 01.06.2020 у Общества имелась недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам), превышающая 3000 рублей, а именно: по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов налог в сумме 139 891 рубля, пени в сумме 31 783 рублей 36 копеек. Недоимка по указанному налогу образовалась в связи с неуплатой в установленные сроки авансовых платежей по срокам уплаты 25.04.2019, 25.07.2019, 25.10.2019 согласно представленной 30.06.2020 налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системе налогообложения за 2019 год.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии сделал правильный вывод о том, что ООО "Адам" не соответствовало условиям получения субсидии, указанным в подпункте "д" пункта 3 Правил N 976, поэтому субсидия за 2020 год получена Обществом без соответствующих оснований.
Выводы суда первой инстанции основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Довод Общества о том, что законодатель, предоставляя в апреле 2020 года малым и средним предприятиям отсрочку уплаты налогов и сборов за 2019 год и за 1, II кварталы 2020 года, и отсрочку сроков сдачи отчетности по УСН до 30.06.2020, уплату налога по УСН за 2019 год - до 30.09.2020, утвердил Правила N 976 с указанием обязательного соблюдения условий подпункта "д" пункта 3 Правил с целью недопущения иного толкования предписаний данного федерального закона, что соответствует принципу законности и обоснованности применения нормативно-правового акта, отклоняется, так как отсрочка не касается авансовых платежей по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за отчетные периоды 2019 года.
Вывод апелляционного суда о том, что в силу названных Правил субсидия предоставляется при отсутствии недоимки по налогам и страховым взносам, и не содержит требование об отсутствии недоимки по авансовым платежам, признается судом несостоятельным, основанным на неверном толковании налогового законодательства, так как НК РФ не устанавливает различий в квалификации недоимки по результатам уплаты авансовых платежей и платежей, уплачиваемых по истечению налогового периода.
В силу норм статьи 346.21 НК РФ законодатель устанавливает обязанность налогоплательщика исчислить и уплатить авансовые платежи по налогу не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. При этом законодатель не связывает реализацию данных обязанностей налогоплательщика с необходимостью предварительной подачи налоговой декларации.
В рассматриваемом случае ООО "Адам" данные обязанности в установленный срок и по состоянию на 01.06.2020 не исполнил, что верно установил суд первой инстанции.
Выводы апелляционного суда о том, что предоставленную Обществу субсидию нельзя считать неправомерно полученной, и об отсутствии на стороне ответчика неосновательного обогащения, суд кассационной инстанции признает необоснованными, противоречащим материалам дела и нормам материального права.
С учетом изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции и отказа Инспекции в удовлетворении заявленного требования.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений (пункт 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021 по делу N А79-7675/2021 подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права, решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 14.12.2021 по данному делу - оставлению в силе.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы в размере 3000 рублей подлежат взысканию с ООО "Адам" в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 5 части 1), 288 (часть 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары удовлетворить.
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2022 по делу N А79-7675/2021 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 14.12.2021 по настоящему делу.
Арбитражному суду Чувашской Республики - Чувашии рассмотреть вопрос о повороте исполнения постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2022 по делу N А79-7675/2021.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Адам" в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Чувашской Республики - Чувашии выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений (пункт 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021 по делу N А79-7675/2021 подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права, решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 14.12.2021 по данному делу - оставлению в силе.
...
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2022 по делу N А79-7675/2021 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 14.12.2021 по настоящему делу.
Арбитражному суду Чувашской Республики - Чувашии рассмотреть вопрос о повороте исполнения постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2022 по делу N А79-7675/2021."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 июля 2022 г. N Ф01-1365/22 по делу N А79-7675/2021
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-831/2022
05.07.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1365/2022
08.04.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-831/2022
14.12.2021 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-7675/2021