Нижний Новгород |
|
27 июля 2022 г. |
Дело N А43-29406/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.07.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.07.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от заявителя: Хлюневой Т.В. (доверенность от 11.01.2022 N Д-НН/477),
от заинтересованного лица: Большаковой П.С. (доверенность от 22.02.2022 N ЛШ/4102/22)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.11.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022
по делу N А43-29406/2021
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье"
(ИНН: 5260200603, ОГРН: 1075260020043)
о признании незаконным и отмене постановления
Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
о привлечении к административной ответственности,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Лопатин Иван Петрович,
и установил:
публичное акционерное общество "Россети Центр и Приволжье" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление) от 30.08.2021 N 052/04/9.21-1460/2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Лопатин Иван Петрович.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 15.11.2021 постановление изменено, размер назначенного штрафа уменьшен до 500 000 рублей.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды в нарушение части 3 статьи 4.1 КоАП РФ необоснованно снизили размер назначенного административного наказания.
Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Управления, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Третье лицо отзыв на кассационную жалобу не представило; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Управление поступило обращение Лопатина И.П. от 07.05.2021, содержащее информацию о наличии в действиях Общества признаков нарушения требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В ходе проверки Обращения Управление установило, что Общество (ранее - публичное акционерное общество "МРСК Центра и Приволжья") и Лопатин И.П. заключили договор от 29.10.2020 N 521059263 о технологическом присоединении объекта, расположенного по адресу: Нижегородская область, Павловский район, село Малое Иголкино, дом 1, кадастровый номер 52:34:1000024:224, к электрическим сетям сетевой организации.
Согласно пункту 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев.
Общество должно было исполнить свои обязательства по подключению не позднее 29.04.2021.
В рамках мероприятий сетевой организации, предусмотренных договором, необходимо на ВЛ-0,4кВ фидер-2 ТП-2383: заменить опору N 5 на анкерную ответвительную; заменить опору N 8 на анкерную концевую; в пролетах опор 5 - 7, смонтировать дополнительной провод марки А-35, протяженностью 100 метров; в пролетах опор 7 - 8 смонтировать два дополнительного провода марки А-35, протяженностью 50 метров; запроектировать и построить участок ВЛ-0,4 кВ, от опоры 8 фидера-2 ТП-2383, проводом марки СИП 2 4x35, протяженностью 40 метров; для расчетного учета электрической энергии запроектировать и установить на границе балансовой принадлежности или, при отсутствии технический возможности в месте максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, интеллектуальный узел учета электрической энергии с применением трехфазного счетчика электрической энергии классом точности 2,0 и выше, с дистанционной передачей данных; установить после прибора учета коммутационный аппарат, обеспечивающий самостоятельное выполнение заявителем фактического присоединения.
На момент поступления обращения в Управление договор не исполнен.
Технологическое присоединение осуществлено 07.07.2021, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от 07.07.2021 N 395.
По результатам рассмотрения обращения Управление пришло к выводу о том, что в действиях Общества имеются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В отношении Общества составлен протокол от 12.08.2021 N 052/04/9.21-1460/2021.
Постановлением от 30.08.2021 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 1.6, 2.1, 4.1, 4.2 и 9.21 КоАП РФ, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами N 861, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности материалами дела факта совершения правонарушения, однако снизил размер штрафа с учетом конкретных обстоятельств дела.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В части 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В части 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены в Законе N 35-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям определены в Правилах N 861.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными правилами.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными правилами.
В рассматриваемом случае в договоре установлен срок технологического присоединения объекта, определенный в соответствии с данными правилами, однако в указанный срок технологическое присоединение объекта к электрическим сетям не выполнено, что свидетельствует о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 9.21 КоАП РФ.
Доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, доказательств наступления чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
Суды приняли во внимание, что ранее Общество привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение, в связи с чем правомерно квалифицировали деяние заявителя по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному к выводу о наличии оснований для привлечения Общества к административной ответственности.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Суды приняли во внимание обстоятельства и характер совершенного правонарушения, степень вины правонарушителя, фактическое исполнение обязательств по договору 07.07.2021, и снизили размер назначенного штрафа до 500 000 рублей. Такое наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статьи 4.1 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Ссылка Управления на необоснованное снижение судом размера административного штрафа отклоняется судом округа, поскольку правовые основания для изменения размера штрафа в рассматриваемом случае у суда кассационной инстанции отсутствуют с учетом предоставленных ему полномочий. Вопрос о снижении санкции связан с оценкой доказательств по делу, что входит в компетенцию судов первой и апелляционной инстанций.
Судебная практика по другим делам не принимается судом во внимание, поскольку в настоящем деле установлены иные фактические обстоятельства.
С учетом изложенного оснований для отмены судебного акта в части снижения размера штрафа по доводам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.11.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022 по делу N А43-29406/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае в договоре установлен срок технологического присоединения объекта, определенный в соответствии с данными правилами, однако в указанный срок технологическое присоединение объекта к электрическим сетям не выполнено, что свидетельствует о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 9.21 КоАП РФ.
...
Суды приняли во внимание, что ранее Общество привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение, в связи с чем правомерно квалифицировали деяние заявителя по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
...
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Суды приняли во внимание обстоятельства и характер совершенного правонарушения, степень вины правонарушителя, фактическое исполнение обязательств по договору 07.07.2021, и снизили размер назначенного штрафа до 500 000 рублей. Такое наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статьи 4.1 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 июля 2022 г. N Ф01-3518/22 по делу N А43-29406/2021