г. Нижний Новгород |
|
02 сентября 2022 г. |
Дело N А43-52739/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.08.2022 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.09.2022 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Елисеевой Е.В., Трубниковой Е.Ю.,
при участии представителя от публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород": Бузыниной Ю.В. по доверенности от 22.06.2022,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Лукоянова Лукояновского муниципального района Нижегородской области на определение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.02.2022 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2022 по делу N А43-52739/2019
по заявлению конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Лукояновский Водоканал" (ИНН: 5221006970, ОГРН: 1175275057484) Лазарева Дмитрия Вячеславовича
о взыскании с администрации города Лукоянова Лукояновского муниципального района Нижегородской области компенсации (убытков)
и установил:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия "Лукояновкий Водоканал" (далее - МУП "Лукояновкий Водоканал") в Арбитражный суд Нижегородской области обратился конкурсный управляющий муниципального унитарного предприятия "Лукояновкий Водоканал" Лазарев Дмитрий Вячеславович с заявлением о взыскании с администрации города Лукоянова Лукояновского муниципального района Нижегородской области (далее - Администрация) компенсации (убытков) в размере 114 636 486 рублей 46 копеек.
Суд первой инстанции определением от 24.02.2022, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2022, частично удовлетворил заявление, взыскав с администрации города Лукоянова Лукояновского муниципального района Нижегородской области в пользу МУП "Лукояновкий Водоканал" 16 953 071 рубль 33 копейки компенсации; в остальной части требований отказал.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что судами первой и апелляционной инстанций неверно определена сумма компенсации (убытков) - 16 953 071 рубль 33 копейки, так как она не соответствует сумме задолженности МУП "Лукояновский Водоканал" перед конкурсными и текущими кредиторами, а в реестре требований отсутствует информация об удовлетворенных требованиях (погашенной задолженности).
Администрация утверждает, что в результате заключения договоров уступки права требования долга от 17.12.2021 и 28.12.2021 с кредиторами - Гоновым Алексеем Михайловичем и публичным акционерным обществом "ТНС энерго Нижний Новгород" (далее - ПАО "ТНС энерго НН"), и последующей оплаты перешедших прав требования она удовлетворила требования кредиторов в размере 2 192 565 рублей 60 копеек. При таких обстоятельствах кассатор считает необходимым снизить общую сумму компенсации (убытков) на размер оплаченных требований.
Кроме того, заявитель кассационной жалобы отмечает, что судами не был определен правовой статус Администрации после заключения данных договоров.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Представитель ПАО "ТНС энерго НН" в судебном заседании и в отзыве на кассационную жалобу отклонил указанные доводы.
Конкурсный управляющий должника в отзыве на кассационную жалобу отклонил доводы заявителя.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания жалобы, явку представителей в заседание суда округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, на основании распоряжений от 20.10.2017 N 44-р, от 01.09.2017 N 33-р и от 27.10.2017 N 46-р Администрация закрепила за должником на праве хозяйственного ведения движимое и недвижимое имущество, представляющее собой имущественный комплекс водопроводно-канализационной инфраструктуры и техники для обслуживания данной инфраструктуры на общую сумму 101 705 966 рублей.
Администрация и МУП "Лукояновский Водоканал" заключили договоры от 20.10.2017 N 1, от 01.09.2017 N 2 и от 27.10.2017 N 4 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, составлены акты приема-передачи имущества. Перечень имущества и балансовая и остаточная стоимость указаны в приложениях к указанным договорам.
В период 2017 - 2020 годов должник осуществлял свою деятельность, используя закрепленное имущество.
Администрацией и МУП "Лукояновский водоканал" подписаны соглашения от 31.03.2020 о расторжении договоров от 20.10.2017 N 1, от 01.09.2017 N 2 и от 27.10.2017 N 4 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения. Имущество, указанное в приложении к договорам, передано Администрации.
Из оборотно-сальдовой ведомости следует, что все основные средства на 31.03.2020 выбыли и на балансе должника больше не числятся. Этим Администрация фактически сделала невозможной дальнейшую хозяйственную деятельность должника.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 25.02.2021 МУП "Лукояновкий Водоканал" признано несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен Лазарев Д.В.
Полагая, что передача имущества МУП "Лукояновский водоканал" причинило убытки должнику и его кредиторам, конкурсный управляющий обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о взыскании с Администрации компенсации в размере 114 636 486 рублей 46 копеек.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя ПАО "ТНС энерго НН", суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
Согласно статье 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" объекты коммунальной инфраструктуры, принадлежащие должнику, включаются в конкурсную массу. Отчуждение этих объектов происходит в особом порядке с возложением на покупателей обязанности надлежащим образом содержать и использовать объекты в соответствии с их целевым назначением, а также исполнять иные устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательства (пункт 4 статьи 132 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2010 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Закон о водоснабжении является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения. При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П).
Исходя из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, данных в Обзоре судебной практики N 3 (2019), размер компенсации определяется с учетом конкретных обстоятельств того или иного дела. При этом судам необходимо обеспечить соблюдение баланса публичных и частных интересов, а принятый судебный акт должен отвечать принципам разумности и исполнимости.
Передача муниципальному образованию систем водоснабжения и водоотведения обусловлена публичными интересами по сохранению их целевого назначения и обеспечению надлежащего содержания, использования в интересах жизнедеятельности региона, а также продиктовано необходимостью соблюдения принципов разумности, соразмерности и обеспечения баланса интересов должника и кредиторов, размер компенсации за переданное имущество (размер убытков) не может быть выше суммы непогашенных требований кредиторов.
Оценив представленные в дело доказательства в порядке, установленном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что согласно отчету конкурсного управляющего по состоянию на 24.02.2022 общая сумма реестровой и текущей задолженности МУП "Лукояновский водоканал" составляет 16 953 071 рубль 33 копейки.
Таким образом, судами сделан справедливый вывод о соответствии суммы компенсации сумме задолженности МУП "Лукояновский Водоканал" перед конкурсными и текущими кредиторами по состоянию на дату вынесения определения судом первой инстанции.
Довод Администрации о необходимости снижения компенсации на сумму удовлетворенных требований кредиторов был правомерно отклонен судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Судом установлен факт принятия и оплаты Администрацией прав требований долга кредиторов Гонова А.М. и ПАО "ТНС энерго НН" в результате заключения договоров уступки права от 17.12.2021 и 28.12.2021; суммы задолженностей перед названными кредиторами, включенные в реестр требований кредиторов должника, установлены решениями судов. В то же время процессуальное правопреемство с названных кредиторов на Администрацию не произведено, Администрация не использовала свое право на отказ от реализации требований к должнику в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.02.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2022 по делу N А43-52739/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Лукоянова Лукояновского муниципального района Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
Е.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, данных в Обзоре судебной практики N 3 (2019), размер компенсации определяется с учетом конкретных обстоятельств того или иного дела. При этом судам необходимо обеспечить соблюдение баланса публичных и частных интересов, а принятый судебный акт должен отвечать принципам разумности и исполнимости.
...
Судом установлен факт принятия и оплаты Администрацией прав требований долга кредиторов Гонова А.М. и ПАО "ТНС энерго НН" в результате заключения договоров уступки права от 17.12.2021 и 28.12.2021; суммы задолженностей перед названными кредиторами, включенные в реестр требований кредиторов должника, установлены решениями судов. В то же время процессуальное правопреемство с названных кредиторов на Администрацию не произведено, Администрация не использовала свое право на отказ от реализации требований к должнику в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 сентября 2022 г. N Ф01-3446/22 по делу N А43-52739/2019
Хронология рассмотрения дела:
15.08.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2055/2022
02.09.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3446/2022
25.04.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2055/2022
25.02.2021 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-52739/19